Погостские церкви третьего благочиния Петрозаводского уезда Олонецкой епархии




автор: Г. И. Фролова

В основе статьи, предлагаемой Вашему вниманию, архивные документы по третьему Благочинному округу Петрозаводского уезда Олонецкой епархии. В последней трети XIX в. третий благочинный округ включал следующие приходы: Кондопожский, Лижемский, Сунский, Горский, Тивдийский, Лычноостровский, Святнаволоцкий, Линдозерский, Марциальноводский, Мунозерский. Сегодня они составляют населенные пункты Кондопожского района республики Карелия. Для знакомства взяты три клировые ведомости наиболее древних церквей района. Они дополнены выборочными сведениями из описей церковного имущества. Более подробно рассмотрена Кондопожская Успенская церковь.

Клировые ведомости составлялись по определенной схеме: название и определение церквей, состав и содержание причта, перечень часовен и приписных церквей. Материал ведомостей краток и сух, но в то же время информативен, в связи с чем их содержание приводится лишь с незначительными сокращениями, единичными заменами устаревших слов на современные.

Линдозерский погост.
Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Олонецкой епархии Повенецкого уезда. Построена в 1634 году тщанием прихожан.
Деревянная, крепкая. Престол один, теплый.
Утварью и ризницею достаточна.

Причт состоит из настоятеля и псаломщика. Жалованья назначено — 240 рублей. Настоятель получает 180 рублей, псаломщик — 60 рублей. Положение причта очень скудное. Дом у священника есть, который жертвован крестьянином, но устроен самим священником ни свой капитал; а псаломщик проживает в крестьянском доме за деньги и то с трудом.

Расстоянием от Консистории в 129 верст, от благочинного — 83 и Часовен 13, все они построены неизвестно кел» и когда:
1) Геогия Верхней горы при Церкви.
2) Николы Чудотворца Фомин Наволок в 17 в. от церкви.
3) Николы Чудотворца ГовинКонды в 17 в. от церкви.
4) Параскевы при д. Ватчим в 22 в. от церкви
5) Рождества Христова в Нелгомозере в 42 в. »т церкви.
6) Петра и Павла Виндогоры в 30 в. от церкви
7) Введения в Сянчезере, 44 в.
8) Василия Великого Вохтозере, 35 в.
9) Преображения в Мяряндуксе, 40 в.
10) Воздвижения Креста Господня в Корбозерс, 12 в.
11) Апостолов Петра и Павла Пяльвозере, 30 I.
12) Знамения Пресвятой Богородицы Ганги-Лаибы, 20 в.
13) Симеона Столпника Пиокуйлы, 38 в. (1, л. 70)

 

Минузерская (Мунозерская) церковь во имя Покрова Богородицы построена в 1690 г. неизвестно кем.
Деревянная, крепкая, с колокольней.
Престолов два: во имя Покрова Богородицы и пророка Ильи.
Храм с печами, но в нем холодно, потому что строена холодною» Причт: настоятель и псаломщик. Жалованье аналогичноеЛиндозерской церкви. Содержание причта посредственое. Дома собственные, деревянные, на крестьянской земле.
Здания принадлежащие церкви: 9 деревянных лавок.

Расстоянием от Консистории в 60 верст, от благочинного — 20 в. Часовен 12, все деревянные, построены неизвестно кем и когда:
1) Спасскогубская Преображения Господня в Зв.
2) Пуйгубская Флора и Лавра в 6 в.
3) Пялозерская северная Успения Богоматери I 10 в.
4) Пялозерская Наволокская Нерукотворного Сбраза в 10 в.
5) Викшицы Алексея Человека Божия в 5 в.
6) Рекнаволок Николы Чудотворца в 3 в.
7) Рекнаволок преподобного Александра Свирского в 3 в., при ней кладбище издревле.
8) Новоселово Иоанна Предтечи в 1 /2 в.
9) Теряковская Собор Пресвятой Богородицы в 3 в.
10) Утуки Рождества Пресвятой Богородицы в 10 в.
11) Верхне-ЛамбскаяПрведников Иоакима и Анны в 10 в.
12) Кеняки Казанской Божией Матери в 12 в. (4, л. 62-64)

Церковь Успения Пресвятыя Богородицы Олонецкой епархии Повенецкого уезда Святнаволоцкого прихода.
Построена в 1614 году неизвестно кем.
Зданием деревянная, с колокольней. «Церковь требует выпрямления».
Престолов два: 1) в честь Успения Богородицы, холодный, 2) Иоанна 'Златоуста, теплый, расположен в приделе.
«Утварью и ризнецею достаточна.»
«Дом у причта деревянный двухэтажный со службами, построен в 1856 году на земле владеемой причтом, на сумму от казны 85 рублей 71 1/2 копеек, с пособием почетного гражданина Буторина.
На содержание причта по Высочайше утвержденному штату 20 марта 1874 года назначено 240 рублей в год, из коих получают: настоятель 180 рублей, псаломщик 60 рублей.»
Расстоянием от Консистории в 100 в., а от местного благочинного в 60 в.
Приписные церкви: а) Смоленской Божией Матери на приходском кладбище, б) Великомученика Георгия при деревне Койкари в 18 в.

Часовен 6, все деревянные:
1) Нерукотворного Образа в 1/2 в. от церкви при д. Южный конец. Построена неизвестно кем и когда.
2) Мучеников Флора и Лавра в 1 в. от церкви при д. Гори. Крепка, построена неизвестно кем и когда.
3)Николая Чудотворца на берегу Палей озера в 1 в. от церкви. Построена неизвестно кем и когда.
4) Зосима и Савватия на мысе Палей озера в 2 в. от церкви. Построена неизвестно кем и когда.
5) Воздвиженья Честного Креста при д. Семчегоры в 22 и 31 в. от церкви. Построена в 1790 году.
6) Николая Чудотворца в 22 в. от церкви при д. Юштозеро, ветха; построена неизвестно кем и когда. (5, л. 56-57)

В Сунском, Тивдийском и Лижемском приходах, в отличие от приведенных выше приходов, располагавших древними храмами, погостские церкви были построены в XIX веке.
Церковь в Суне поставили на средства С. Петербургских купцов Петра Ипполитова и Михаила Эртова в 1835 году.
В Лижме на средства прихожан и благотворителей в 1860 году.

 

В Тивдии было 2 церкви. Одну построили в 1833 году из часовни, вторую поставили в 1856 г. Обе строились «за казенный счет Горной Инженерной Конторы». (1, л. 12, 19, 47)
Тивдийская церковь Казанской Божией Матери имела приписные церкви на Лычноостровском погосте: «а) Святых Апостолов Петра и Павла, б) Сретения Господня». Церкви деревянные, однопрестольные, с колокольней, крепкие, «утварью, ризницею и книгами богослужебными и поучительными достаточны». Петропавловская церковь — холодная, Сретенская — теплая. Первый храм срублен в 1620 году, неизвестно кем, второй в 1788 году тщанием прихожан. Петропавловский Лычно-островский приход располагал 7 деревянными часовнями, построенны ми неизвестно когда и кем:
1) Во имя Владимирской Божией Матери при д. Владимирской расстоянием от церкви в 4 в.
2) Св. Священномученика Антипы при д. Ригой Сельги в 4 в.
3) Св. Священномученика Димитрия при д.... в 3 в.
4) Св. Великомученика Георгия Победоносца при д. Мат... Наволок;! в 2 в.
5) Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста при д. Ковкой Сельги в 4 в.
6) Преображения Господня при д. Кавгоры в 15 в., при коей кладбище издревле.
7) Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня при д. Сопохи в 15 в., при ней кладбище издревле. (1, л. 49)

Подобно церквам Лычноостровского погоста приписными были так же церкви Горского погоста. Они относились к Кондопожскому приходу Обе церкви XIX в. Каменная церковь с колокольней были поставлены «на капитал С. Петербургского 1ой гильдии купца Даниила Кротова, здешняго уроженца.»
Церкви однопрестольные. Одна теплая (каменная), другая холодная Утварью, ризницей и богослужебными книгами достаточны.
Дома у причта церковные, стоят на церковной земле. В них же
церковно-приходская школа. 189 (I, л. 29)

 

Погостские церкви Кондопожского прихода: холодная, Успения Богородицы, 1774 г., теплая, Рождества Богоматери, 1857 г. поставлены усердием прихожан. Колокольня — старанием С. Петербургского мещанина Ивана Ивановича Казачкова и прихожан в 1871 году.
«Утварью, богослужебными книгами и книгами для христианского назидания и ризницею достаточны.»
Причт состоял из настоятеля, помощника настоятеля и 2 псаломщиков. Дома у причта собственные, деревянные. Жалованье 420 рублей серебром распределялось следующим образом: настоятель — 180 р., помощник — 120 р., псаломщикам по 60 р.
Приписных церквей две: Горская и Марциальноводская. Горская названа выше.

Марциальноводская находилась в 30 в. В ней отправлял службы благочинный округа.

Часовен всего 5:
1) Николы Чудотворца при д. Улитиной Новинки в 10 в. от церкви.
2) Георгия Победоносца при д. Голышевой Новинки в 10 в.
3) Божией Матери Скорбящей при д. Задневерхней в 5 в.
4) Архистратига Михаила при д. Нигостров в 10 в.
5) Пророка Ильи при Тавой горы в 20 в. (1, л. 26-27 об.)

Содержание клировых ведомостей ограничено перечнем приходских
церквей и часовен. Убранство главных церквей прихода дается одним предложением: «Утварью, ризницею и богослужебными книгами достаточны.»
Санкт-Петербург
Для того, чтобы расшифровать эту фразу обратимся к Главным церковным и ризничным описям: Кондопожской, 1873 г., Линдозерской, 1873 г., Святнаволоцкой, 1965 г., Мунозерской, 1879 г. Главные описи храмовых имуществ также составлялись по определенному трафарету. Материал состоял из 3 частей. Часть 1 включала алтарь, предалтарный иконостас, иконы в прочих частях храма и сопутствующие им лампадки и свечники. Часть 2 содержала описание ризницы. Часть 3 перечисляла книги. Внутри материал делился на две главы. Познакомимся с некоторыми из них.
,89По документам Кондопожского волостного правления 1885 г. школа в д. Горка названа училищем. В нем 29 учеников, из которых 16 мальчиков, 13 девочек. Обучают их 2 учителя. Кроме того, в Кондопожской волости было 3 земских училища: в Тивдии, 46 учеников (7 девочек), в Лижме, 38 учеников {12 девочек), Кондопоге, 44 ученика (8 девочек).

Глава 1 части 1 «Олтарь» Успенской Кондопожской церкви включала: «1. Престол деревянный, вышиною 1 аршин 5 вершков в квадрата шириною 1 а. 9 в. На нем срачица холщовая.
2. Жертвенник деревянный, вышиною 1а. 5в. несколько продолговатый в длину 1а. 10в. Срачица на нем из фаты.
3. Над жертвенником Образ Господа Вседержителя сидящего на престоле. Длина образа 1а. 4в. ширина 1а.
4. На Горнем месте образ Вседержителя сидящего на престоле. По обе стороны на нем лик Божией Матери, Иоанна Предтечи и Архангелов Гавриила и Михаила. Длина образа 1а. 4в„ ширина 1а. 2в.
5. По правую сторону Горняго Образа икона Воскресения Христова, с изображением по краям дванадесятых праздников в медном окладе Длина 15в. ширина 12в.
6. По левую сторону Плащаница, писанная на холсте, в рамке деревянной вызолоченной. Длиною 1а 1/2в. шириною 1а. 8в.
7. Запрестольный крест 4х конечный с изображением Распятого Гог пода нашего Иисуса Христа с правой стороны, а с левой изображении Святителей Московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа с продолговатою ручкою. Самый крест длиною 1а. шириною 1а.
8. Запрестольная икона Божией Матери-Знамения, с другой стороны изображение Святителя и Чудотворца Николая с продолговатом ручкою, длиною 11 в. шириною 8 1/2в.
9. Выше Царских врат с Алтарной стороны икона Божией Матери Ахтырския длиною 7в. шириною 6в.
10. Кроме означенных икон над Престолом находится сень резная золоченая; в ней Образ Господа Саваофа длиною 1а. 4в. шириною 1и 2в.» (2, л. 1)

Алтарь Никольской Линдозерской церкви состоял из 13 наименований. По содержанию был примерно таким же, но по составу икон отличался в более архаичную сторону. В алтаре были иконы: «Пророк Илья», «Святые безсеребренникиКозма и Домиан», «Святой великомученик Георгий». Запрестольный выносной крест являл иных святых «на одной стороне в средине креста, — лик Господа Вседержителя, нал ним Архангела Михаила, — над ним Архангела Гавриила, — по бокам
— на одном лик Пресвятой Богородицы, — на другом Иоанна Предтечи; на другой стороне креста — в средине — лик Григория Богослов;!, над ним Господа Саваофа, — над ним Григория Двоеслова, по бокам,
— на одном Николая Чудотворца, а на другом Иоанна Златоустаго* (3, л. 2). Опись алтаря Никольской Мунозерской церкви значительно
скромнее, в ней перечислено лишь 6 пунктов.

Предалтарные иконостасы рассматриваемых церквей характеризуется разнообразием оформления, состава и содержания рядов. Иконостас Линдозерской церкви был Двухярусным, «вырезным и позолоченным», состоял из местного и деисусного рядов. Деисусный чин с боков ограничивали житийные (?) иконы: «Илья пророк с чудесами» и «Великомученик Георгий с чудесами», а также 2 иконы одного сюжета «Воскресение Христово» (3, л. 4-5). Иконостас Мунозерской церкви был трехярусным, столярной работы, окрашен кобальтом, с вызолоченными под полимент червонным золотом карнизами и буртиками на «белястрах». Два верхних ряда иконостаса были заполнены праздничными иконами. Во втором ряду стояли иконы: Рождество Богоматери, Введение во храм, Благовещение, Успение Богородицы, Тайная вечеря, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Вход и Иерусалим. В третьем ряду: в центре — Воскресение Христово, по правую сторону Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа, по левую сторону — Преображение, Воздвижение Креста (4, л. 5 об., 6). Трехярусный иконостас Святнаволоцкой церкви в верхнем ряду состоял из икон со сдвоенными сюжетами. Каждая икона состояла из двух частей и включала изображение праздника и пророка. А центральная икона Знамение Богоматери включала 2 праздничные композиции: «Воскресение Лазаря» и «Преображение» (5, л. 2-4). Четырехрядный иконостас Кондопожской церкви сохранился на своем месте до наших дней. Помимо стоящих на месте иконостасных икон, на восточной стене трапезной по-прежнему висит икона «Страшный суд», потолок собственно церковного помещения украшает 21 икона «неба» на тему Божественная литургия.

В центре потолка — композиция «Ты еси иерей во век», т. е. изображение Христа в иконографии Великого Архиерея. Вокруг на 16 трапециевидных щитах-иконах явлены ангелы в одеждах диаконов, с характерными для действия Священной литургии атрибутами в руках. Над ангелами, в верхней части икон изображения херувимов. На 4 парусах, расположенных в углах потолка изображены евангелисты. Сегодня это единственное «небо» с композицией «Божественная литургия», сохранившееся в интерьере северного храма. На территории Кондопожского района, кроме Успенской церкви, Божественная литургия воспроизводилась на потолке Петропавловского Лычноостровского храма. «Архангелы, Ангелы, Херувимы по сторонам Спасителевой иконы» предстояли на «небе» Успенской Святнаволоцкой церкви (5, л. 4).
Первая часть церковных описей заканчивалась перечнем лампадок и подсвечников при иконах. Лампадки крепились к почитаемым иконам и чаще всего к местным образам. Так, в Кондопожской церкви лампадки были пред 5 иконами местного ряда, 3 из них были пред главными образами: Успения, Спасителя, Богоматери Тихвинской. Кроме этого лампадка у иконы за правым клиросом, 3 небольших, в алтаре, 5 в притворе (2, л. 11). Лампадки были медные (литые, луженые, посеребреные, в аплеке), стеклянные и хрустальные. Лампады разнообра-зились, в основном, количеством мест для свечей. Свечи для лампад имели различное оформление. В Линдозерском храме свечи у лампад были следующими: «свеча с изображением разных ликов Святых ни финифти, коей высоты 14верш, толщины 5 верш., свечи с позолотою, коленчатые». В церкви были 2 пасхальных свечи коленчатых с изображениями ликов. Одна из них подарена солдатом Ефимом Дорофеевым, другая — вклад крестьянина Матфея Васильева (3, л. 13-15). Следует отметить, что дарения утвари в церковь были общепринятым явлением. Дарители в большинстве своем люди, живущие или проживающие в приходе: почетные граждане (например, Семен Васильевич Буторин, Павел Прокопьевич Янков, благодетели Святнаволоцкой церкви), мещане (например, Иван Казачков, С.-Петербургский мещанин, даритель в Кондопожскую церковь), купцы (например, Иван Иванович Токарев, красноярский купец, строитель Мунозерского храма), крестьяне (например, Тимофей Осипов, жертвователь в Линдозерский храм)
Благосостояние церквей в немалой степени определялось содержанием Ризниц. В Успенской Кондопожской церкви по описи 1873 г. находилась следующая утварь:
Четыре Евангелия, обтянутые зеленым и малиновым бархатом. Два из них с серебряными, 1 с бронзовыми и 1 с финифтяными накладками Пожертвованы в церковь крестьянами: Исайей Пагиным из д. Новинки в 1832 г., Кириллом Лабоевым из д. Южный Конец в 1864 г. и Петром Амвросимовым из д. Кондопоги в 1869 г.
Шесть напрестольных крестов, 2 чаши с дискосами, звездицами, лжицами и тарелочкамииз серебра 84 пробы, 2 ковшичка и к ним 2 тарелочки, тоже серебряные, медный чайник и 2 стальных копия с перламутровыми ручками.
Два ковчега.
Три кадила. Из них 2 медные, 1 серебряное, которое получено в дар от Ивана Казачкова в 1857 г.
Из 12 предметов состояло облачение престола и жертвенника.
Облачения священнические состояли из 6 риз (из коих 3 ризы золотой парчи, 2 — парчовые, 1 — траурная), 2 подризников, 5 епитрахилей, 5 пар поручей, 5 поясов.

Облачения диаконские и стихари причетническия описаны в 5 Экземплярах (1 — золотой парчи, 2 — парчовые, 2 — черные).
Кроме этого названы сосуды для освящения хлебов, для водоосвящения, крестильные принадлежности, а также рукомойник, таз, зеркало. (2, л. 14-37 об)
Успенская церковь располагала большим числом книг и журналов. В описи они разбиты на группы в соответствии с назначением. Например, 19 книг определены как богослужебные. Большинство из них службы на определенные дни: Живоначальной Троицы, Иоанна Предтечи, Рождества Христова. К Писаниям Святых отцов отнесены 12 книг. Третья группа из 48 книг озаглавлена как книги духовного содержания. Среди них: 8 книг преосвященного Игнатия архиепископа Воронежского, Житие старца Серафима в бумажном издании 1862 г., книга о древних стригольниках и новых раскольниках, сочинения протоиерея Иоаннова, в кожаном переплете, 1855 г. издания. Книги дополняли журналы. Они подсчитаны в количестве 20 единиц. Среди них: «Провославный собеседник» за 1855, 1857-1859 гг., «Душеполезное чтение» за 1866-1868 гг. (2, л. 40-43об).
В Мунозерской церкви к книгам Священного писания отнесены 4 печатные книги. Интерес представляет Евангелие от Матфея, 1820 г., изданное на карельском языке. Сюда же отнесено Толкование на Псалмы епископа Палладия Серапульского, 1874 г., которое пожертвовано Палладием епископом Олонецким и Петрозавводским. Писания Святых отцов состояли из 6 экземпляров книг. Богослужебных книг было 9. Книги духовного содержания подсчитаны вместе с брошюрами и журналами общим числом в 27 единиц. (4, л. 36~42об).
В Линдозерской церкви опись перечисляет 45 книг: 2 Священного писания, 24 богослужебные, 2 писания Святых отцов, 17 духовнонравственного содержания и три вида журналов. Среди них 7 книг от жертвователей. «Книга молебных пений», 1828 г. подарена крестьянином Иваном Леонтьевым в 1870 г. «Требник», 1858 г. — крестьяниным Севастьяном Ивановым в 1870 г. «Чин панихиды Вселенской», писан в 1865 г. священником Михаилом Рябковым. «Четыре книги даны в 1857 г. архиепископом Игнатием, бывшим Олонецким и Петрозаводским без денежно в Церковь им же и сочиненныя.»: «О таинствах Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви», 1849 г., «Поучения при святыхмощах Святителя Воронежского Митрофана», 1848 г., «Воспоминании о пришествиях Великого Государя Петра Первого», 1849 г., «Поучения относительно обязанности христиан друг к другу», 1846 г. (3, л 42-48).

Погостские церкви современного Кондопожского района Карелии представляют значительный интерес для исследователей православной культуры Русского Севера: одни — древним происхождением, другие — сохранностью или неиспорченностью атеистическо-искусствоведческим восприятием памятников старины. Все вместе — значительной сохранностью документов по истории приходов. Надеемся, что предложенные архивные источники будут способствовать изучению данного края.

Перечень архивных материалов
1. ЦГА РК ф. 126 оп. 1 д. 4/16 Клировые ведомости по третьему Благочиннеческому округу Петрозаводского уезда. 1874.
2. ЦГА РК ф. 25 оп. 12 д. 36/3 Главная Церковная и ризничная опись деревянной Успенской Церкви Петрозаводского уезда в Кондопожском приходе. 1873.
3. ЦГА РК ф. 25 оп. 12 д. 37/10 Главная опись имущества деревянной церкви во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, что в Олонецкой Епархии, Петрозаводского уезда в погосте Линдозерском.
4. ЦГА РК ф. 25 оп. 12 д. 62/Ю Главная церковная и ризничная опись деревянной во имя Покрова Пресвятой Богородицы однопрестольной церкви Олонецкой губернии Петрозаводского уезда в Мунозерском погосте.
5. ЦГА РК ф. 25 оп. 12 д. 30/2 Главная опись имущества Повенец-кого уезда Святнаволоцкой Успенской церкви. 1865.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: