Этапы работы над проектом




Проблематизация

Создание проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов.

Целеполагание

Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление.

Метод – это средство обучения. Следовательно, у метода проектов должно оказаться минимум две цели: педагогическая – чему учить и конкретная – то, к чему будет стремиться сам ребенок. К примеру, цель "формирование экологической культуры детей" – это цель педагогическая. Для ребенка в данном случае будет важно спасти муравьишку, накормить птиц зимой, построить скворечник.

Таким образом, цель должна быть актуальна прежде всего для ребенка либо участников проектов, если в нем принимают участие родители. Кроме того, цель должна быть посильна для ребенка, иначе проект превратится в прямое обучение.

Важно также учитывать категорию предполагаемых получателей, от которой зависят критерии предполагаемого результата. Эти критерии следует выработать совместно с детьми. Например, "Елочные игрушки для малышей" – какими они должны быть? Легкими, прочными, безопасными, яркими, красочными, многофункциональными (изменяющимися).

С этим связана еще одна проблема: часто результат получается настолько хорош, что с ним жалко расставаться. Например, малыши очень хотят научиться считать, но у них нет цифр. Старшие ребята предлагают сделать цифры, долго выбирают материал, распределяют роли, разрабатывают эскизы. На презентации дети рассказывают, как они создавали поделки, показывают, как интересно играть с ними в школу. Однако на вопрос воспитателя "Но мы же их малышам делали?" дети отвечают: "А зачем они им нужны? Они все равно считать не умеют". То есть уже в процессе выполнения педагог должен следить за тем, чтобы цель проекта ни на минуту не была упущена из вида его участниками.

Планирование

Планирование – важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Нужно избегать часто складывающейся на практике ситуации, когда воспитатель планирует все заранее, договаривается, если это необходимо, с учреждениями, а затем просто знакомит детей с готовым планом.

Сложность данного этапа – научить детей планировать предстоящую деятельность.

Реализация плана

Следующим этапом работы над проектом становится непосредственно реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

• материальными – это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;

• действенными – это различные мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные гостиные, концерты);

• письменными – это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

Презентация

Представление проектного продукта происходит в виде презентации. Презентация дает детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

• время проведения презентации;

• длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);

• форму организации общей презентации, особенности сценария;

• проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.

Рефлексия

Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.

Внешняя оценка проекта

При внешней оценке проекта используют следующие параметры:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике;

• практическая направленность и значимость работы;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

• соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

• логичность и последовательность изложения;

• четкость формулировок, обобщений, выводов;

• аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

• наличие собственных взглядов на проблему;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

• характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проекта;

• эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схем.

Портфолио проекта

Портфолио проекта может включать:

• паспорт проекта;

• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);

• промежуточные отчеты группы;

• собранная информация по теме;

• результаты исследования;

• эскизы, чертежи, наброски;

• материалы для презентации.

Приложения

Приложение I

Творческие проекты

Проект 1. Фантиковое дефиле

Участники проекта: дети старшей группы с родителями.

Срок выполнения: две недели.

Цель: найти оригинальное применение конфетным фантикам.

Задачи:

1) разрабатывать и изготавливать оригинальные поделки из конфетных фантиков;

2) придумывать дизайн и украшать с помощью родителей фантиками детскую одежду, аксессуары;

3) подготавливать показ разработанных моделей, поделок, аксессуаров для детей подготовительной группы и учащихся 1 класса школы.

Аннотация. После праздников часто остаются коробки из-под конфет, шоколадные обертки, фантики. Чаще всего их выбрасывают. Можно дать этому материалу вторую жизнь: использовать его для разнообразных поделок и украшений.

Ход проекта

Проблематизация. Дети старшей группы получили приглашение от детей подготовительной группы на праздничное развлечение "Конфетный бум".

Целеполагание. Дети предлагают возможные варианты участия: найти и выучить стихотворение о конфетах, спеть веселую песню и др.

Воспитатель:

– Ребята, помните, мы с Нового года собирали конфетные фантики? Давайте подумаем, как их можно использовать. Дети предлагают различные варианты.

Планирование. Воспитатель:

– Как мы можем узнать, какие поделки уже изготовлялись кем-то из фантиков и каким образом это делалось? Дети:

– Об этом можно узнать в книгах и журналах, можно обратиться с этим вопросом к родителям.

Участники проекта решают использовать конфетные фантики следующим образом: сделать из них аппликацию, оформить ими помещение группы, изготовить гирлянды.

К реализации творческого проекта активно подключились некоторые родители: они предложили дома вместе со своими детьми изготовить собственный оригинальный наряд для своего ребенка с использованием конфетных фантиков.

В группе на занятиях по конструированию дети вместе с воспитателями изготовили из коробки макет бального зала, где должны были разместиться принцы и принцессы. Кто-то из детей предложил использовать фантики для украшения зала и бальных нарядов героев. Эта идея была принята единогласно.

Реализация плана. Через неделю силами детей, воспитателей и родителей были изготовлены: летняя шапочка, украшенная конфетными фантиками – "бабочками", сумочка с яркой бахромой из фантиков, веселый фантиковый топик, костюм королевы Конфетки, макет бального зала с героями, чьи наряды украшала фантиковая аппликация. Дети выучили стихотворение и загадку о конфетах, вместе с музыкальным руководителем подготовили веселую песню.

Презентация. Номера, подготовленные детьми старшей группы, были включены в сценарий познавательного развлечения "Конфетный бум" [6]. Свои наряды, аксессуары и комментарии к ним представили сами дети в ходе "фантикового дефиле".

Проект 2. Аленкины валенки

Участники проекта: дети средней группы и их родители.

Срок выполнения: две недели.

Цель: вернуть интерес к национальной обуви, познакомить детей с историей валенок.

Задачи:

1) знакомить детей на практике со свойствами овечьей шерсти, помогать осознать, что предмет, созданный из определенного материала, обладает теми же свойствами, что и сам материал;

2) активировать познавательную, речевую и продуктивную деятельность детей;

3) воспитывать у детей и родителей интерес к здоровому образу жизни, потребность заботиться о своем здоровье.

Аннотация. Валенки – это теплые зимние сапоги, изготовленные из овечьей шерсти. Их изобрели 200 лет назад русские мастера из Нижнего Новгорода. Валенки, скатанные из мягкой (поярковой) шерсти, не только защищают ноги от мороза, но и обладают целебными, оздоравливающими свойствами. В старину валенки украшались кожей и вышивкой, такая обувь была доступна лишь зажиточным людям.

Ход проекта

Проблематизация. Воспитатель рассказывает сказку "Аленкины валенки".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: