Основные цели государственного регулирования системы высшего образования




Основные цели госрегулирования в области образования определяются местом последнего в общественном развитии. Профессиональное образование должно давать подготовку будущим специалистам исходя из требований рынка труда, которые в свою очередь определяются как нынешним состоянием экономики, так и тенденциями её будущего развития. При осуществлении госрегулирования высшего профессионального образования необходимо учитывать интересы населения и работодателей. Население заинтересовано в получении детьми высшего образования, а работодатели в настоящее время заинтересованы в получении квалифицированных специалистов с высшим образованием и работников широкого профиля. Однако в настоящее время работодатели не принимают участия в финансировании подготовки специалистов в высшей школе, основное бремя в условиях недостаточных бюджетных поступлений ложится на население.

 

 

Опыт зарубежных стран

Развитие и состояние государственного регулирования высшей школы, как показывает опыт зарубежных стран, может определяться используемой моделью рыночного хозяйства. В большинстве стран, имеющих развитое высшее образование, имеются государственные органы, курирующие эту важнейшую отрасль. Как правило, они имеют статус министерства (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония). Данный подход обусловлен экономико-географическими и этническими факторами, историческими особенностями становления отдельных государств и высшего профессионального образования в частности. Смещение центра тяжести в управлении высшим профессиональным образованием в регионы характерно для Соединённых Штатов Америки, Японии, Китая, Германии, Бельгии, Испании. В перечисленных европейских странах через региональные правительства поступает более 75 % бюджетных ассигнований. До 80 % и выше составляет доля бюджетных ассигнований правительств штатов в государственных вузах США[6].

Федеральное правительство США вырабатывает политику и стратегию развития высшего образования в стране, готовит законодательные акты, регулирующие деятельность высшей школы, разрабатывает предложения по исследовательским программам общенационального масштаба. Основные проблемы, связанные с развитием государственных профессиональных учебных заведений, созданием современной материально-технической базы, финансированием университетов, сосредоточены на уровне штатов. Состояние высшего образования в различных штатах не одинаково. Поэтому при наличии единообразных подходов организация финансирования и управления в конкретных штатах могут отличаться. Как правило, государственные финансовые средства управляются советами попечителей (регентов), которые назначаются губернаторами штатов или избираются населением штатов. В тех штатах, где имеется развитое высшее образование, формируется вузовская сеть, которая возглавляется одним из ведущих университетов, выполняющим функции учебно-методического центра, контролирующего и координационного органа[7].

В штатах, имеющих несколько высших учебных заведений, финансирование осуществляется непосредственно через департамент, отвечающий за образование. Все высшие государственные учебные заведения обязаны предоставлять отчеты о результатах деятельности, состоянии вуза, достигнутых успехах. В целях распределения финансовых средств используются различные рейтинговые оценки[8].

Другая страна, где региональный аспект управления высшей школы получил значительное развитие, – Германия.

Парламенты и правительства земель вырабатывают направления политики в области высшей школы, осуществляют финансирование. Высшие учебные заведения действуют на основе уставов, утверждённых земельными и государственными органами образования[9].

Опыт децентрализации управления высшим профессиональным образованием в ведущих зарубежных странах может быть полезен для России. В случае усиления регионального подхода планы развития высших учебных заведений могут быть скоординированы с направлениями экономического и социального развития территорий. Межвузовское сотрудничество под эгидой единого регионального центра поможет решить и другие проблемы[10].

Государственные органы власти, несмотря на разную степень централизации и децентрализации управления высшим образованием, выполняют схожие функции. Они разрабатывают и осуществляют в национальных масштабах государственную политику в области высшей школы, обеспечивают международное сотрудничество в целях создания единых подходов к образовательным программам, содействуют созданию и развитию крупных образовательных центров, осуществляют мониторинг высшего профессионального образования и разрабатывают прогнозы его развития, финансируют и осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. В условиях преимущественного государственного финансирования университеты таких стран, как Великобритания, Франция, Италия, Германия, имеют значительные права и свободы. Идея автономизации высших учебных заведений получает развитие в связи со становлением рыночных отношений в области образовательных услуг. Автономизация университетов и развитие рыночных отношений в сфере образовательных услуг тем не менее не должны сопровождаться выводом высшей профессиональной школы из-под государственного контроля, так как она решает проблему создания важнейшего общественного блага. Примером попытки договориться об «установлении системы однозначно воспринимаемых сопоставимых квалификаций» является Болонская декларация. Основной задачей Болонского процесса выступает создание единого европейского пространства высшего образования, создающего предпосылки для увеличения мобильности трудовых ресурсов, уровень квалификации которых отвечает требованием рынка труда стран ЕС. Болонский процесс заключается в выработке единообразных стандартов образовательных программ и оценки качества их освоения. Болонская декларация, как и все соглашения по международному сотрудничеству, оставляет право проводить собственную политику в области высшего профессионального образования каждому государству. Реализация подхода к выработке единообразных требований к образовательным программам в разных государствах осуществляется собственными путями. В странах, где университеты имеют широкую автономию, они самостоятельно определяют образовательные программы, учитывая требования рынка труда и государства[11].

Отличие моделей рыночного хозяйства накладывает отпечаток на понимание роли государства в регулировании высшего образования в различных странах. Однако единые взгляды во всех ведущих странах на роль образования в развитии общества как общественного блага (товара) определяет во многом единообразные подходы к проблеме финансирования высшего образования – важнейшего компонента системы госрегулирования данной сферы экономической деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: