Государственное финансирование высшего образования




Государственное финансирование делает возможным проведение политики единых стандартов высшей школы, обеспечения равного доступа к образованию вне зависимости от уровня доходов. В наибольшей степени подобный подход реализован в странах ЕС.

В целом в ЕС высшее образование финансируется на 79,9 % из государственных и местных бюджетных источников при значительном превалировании первого. В таких странах, как Дания, Греция, Португалия, Финляндия, бюджетные ассигнования составляют свыше 90 %, в том числе в Дании – 96,7 %, Финляндии – 96,4 %. В крупнейших странах Европы уровень государственного финансирования несколько ниже: в Великобритании – 70,2 %, в Италии – 71,5 %, во Франции – 80,3%. Плата за обучение, получаемая от иностранных студентов, остаётся одним из существенных источников финансирования крупнейших университетских центров[12].

Страны ЕС, реализуя единообразный подход, направленный на устранение социально-экономических барьеров на пути к высшему образованию, в то же время формируют индивидуальные подходы к управлению финансированием высшей школы. В Германии, Италии, Бельгии основными источником госфинансирования являются региональные бюджеты, в остальных странах преимущество имеют централизованные ассигнования[13].

Использование двух направлений государственного финансирования (непосредственно вузам и оказание помощи студентам и их семьям) становится актуальным и для высшей школы России.

В США существуют разнообразные виды высших учебных заведений, среди которых выделяют три основных типа: университеты, колледжи, специализированные институты.

Университеты подразделяются на исследовательские и обычного типа.

Исследовательские университеты находятся чаще всего в частной собственности, но их формирование и функционирование в настоящее время связано с крупными ассигнованиями из федерального бюджета, а развитие обусловлено политикой правительства Соединённых Штатов Америки, направленной на создание крупных образовательных и научно-исследовательских центров, где концентрируется наиболее квалифицированный научный и педагогический персонал[14].

Основной задачей государственных университетов является массовое образование, бюджетное финансирование осуществляется преимущественно правительствами штатов. Финансирование высших учебных заведений производится из разных источников.

Так, по данным А.А. Воронина, в конце XX в. в составе доходов университетов они составили в частных вузах около 16 %, государственных – 10 %. Другим крупным источником доходов являются поступления из бюджетов штатов. Ассигнования из бюджетов разного уровня (федерального, штатов, местных) для госуниверситетов превышает 50 % всех доходов госуниверситетов, в частных заведениях высшего образования доля бюджетных средств не превышает 20 %. Следующим важным источником финансирования высшей школы остается студенческая плата за обучение в госуниверситетах она сравнительно небольшая – около 15 % от общих поступлений, в то же время, в учреждениях высшей школы частной собственности этот показатель достигает 40 %[15].

Во второй половине XX в., наряду с прямым финансированием высшей школы из государственного бюджета, широкое распространение в зарубежных странах получили образовательные кредиты. Подобные кредиты выдаются государством, учебными заведениями, коммерческими банкам и другими частными организациями. Такой подход считается более справедливым и сохраняет доступ к высшему образованию лицам, имеющим низкий уровень доходов[16].

Государство играет ключевую роль на рынке образовательных кредитов: выступает в качестве гаранта, устанавливает процентную ставку по подобным кредитам, в случае, если ставка превышает установленную, субсидирует разницу из бюджета, предусматривает возможность отсрочки выплаты кредита, в случае форс-мажорных обстоятельств или низких доходов плательщика обеспечивает возврат заёмных средств кредитному учреждению. Образовательные кредиты создают положительную мотивацию студентов к учёбе.

Следующий подход заключается в установлении повышенной ставки подоходного налога для лиц, имеющих высшее образование. В настоящее время такой подход реализован в Австралии и Новой Зеландии. На наш взгляд, подобный подход может быть внедрён при условии явного превышения доходов лиц с высшим образованием, над доходами лиц не имеющего его. Приведенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что государственные власти в развитых странах проводят активную политику в сфере высшего профессионального образования.

Следующим средством госрегулирования, используемым в зарубежных странах, выступает мониторинг высшего образования. Мониторинг предлагает наличие обширной информационной базы, которую должен формировать государственный статистический учёт. Формирование информационной базы возможно только на базе единообразных показателей. Мониторинг системы высшего образования позволяет принимать регулирующим органам решение о возможности увеличения госфинансирования учебных заведений, распределении бюджетных ассигнований по направлениям (образование, научные исследования), между отдельными образовательными учреждениями и т.п.[17]

Государственная политика реализуется с помощью следующих основных средств:

– создание централизованных (общегосударственных) органов управления высшим профессиональным образованием;

– сочетание централизованного и децентрализованного подхода;

– государственное финансирование деятельности учебных заведений высшего профессионального образования, а также контроль за их использованием;

– создание системы кредитования и социальных пособий для лиц, получающих высшее образование, и их семей;

– стимулирование государством привлечения вузами финансовых средств из дополнительных источников;

– мониторинг высшего профессионального образования, внедрение рейтинга высших учебных заведений;

– использование общественных организаций (органов) для принятий решений об изменении финансирования, развития, аккредитации учебных заведений высшего профессионального образования, они же контролируют использование бюджетных средств[18].

Приведённый перечень средств не является исчерпывающим, так как каждая страна использует весьма разнообразные средства государственного регулирования.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: