Исходные данные
1. Количество груза (тыс.тонн), перевозимого транспортным предприятием между основными пунктами. Эти данные представлены в виде матрицы грузопотоков (таблица 1).
2. Схема транспортной сети (рисунок 1) и таблица протяженности участков (таблица 4).
3. Варианты изменения величины грузопотоков в соответствии с учебным шифром (таблица 2).
4. Себестоимость 10 т-км перевозки грузов, руб. (таблица 3).
Рисунок 1. Схема транспортной сети
Таблица 1 – Объемы перевозок грузов тыс. тонн/год
Пункт отправления | Пункты назначения | Итого | ||||
А | С | Б | В | Г | ||
А | ||||||
С | ||||||
Б | ||||||
В | ||||||
Г | ||||||
Итого | ∑Р |
Таблица 2 – Варианты изменения величины грузопотоков в соответствии с учебным шифром
Цифра шифра | Проценты для пересчета столбцов таблицы 1 | ||||
А | С | Б | В | Г | |
Таблица 3 – Себестоимость перевозки грузов (руб. за 10 т ∙ км)
Вид транспорта | Средняя дальность перевозки 1 тонны груза, км | ||||
Автомобильный | 5,0 | 4,5 | 4,0 | 3,5 | 3,0 |
Таблица 4 – Протяженность участков транспортной сети (км.)
Цифра шифра | А-Г | А-С | С-Б | С-В |
Требуется
1 Рассчитать количество перевезенных тонн груза.
2 Определить грузооборот транспортного предприятия.
3 Найти среднюю дальность перевозки 1 т груза.
4 Рассчитать среднюю грузонапряженность транспортных путей района.
5 Рассчитать годовые эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам, приняв себестоимость одного тонно-километра по данным таблицы 3 при средней дальности перевозок, полученной в п. 3.
6 Найти производительность труда работника транспорта, приняв среднесписочное количество работников за год от 100 до 250 (по выбору студентов).
Порядок выполнения работы
В первую очередь необходимо пересчитать исходные данные по грузопотокам, представленные в таблице 1. Проценты пересчета столбцов таблицы необходимо определить по цифрам четырехзначного шифра, полученного умножением номера фамилии студента в журнале на число 326. В таблице 2 по первой цифре шифра определяются проценты для пересчета столбца А, по второй – столбца С, по третей – столбца Б, по четвертой -столбца В. Столбец Г не пересчитывается.
Таким же способом определяются данные по протяженности участков транспортной сети из таблицы 4: по первой цифре шифра на участке А-Г, по второй – на участке А-С, по третьей -на участке С-Б, по четвертой – на участке С-В.
После пересчета всех грузопотоков для расчета объема перевезенных тонн с использованием таблицы 1 производится суммирование значений по строкам и столбцам и результаты записываются в строку и графу «Итого». Суммирование этой строки и графы обязательно дает единый результат, который помещается в правую нижнюю клетку таблицы. Это и есть искомое количество перевезенных тонн груза , (тыс.) т/год (здесь и далее скобки использованы для того, чтобы подчеркнуть, что в тысячах тонн измеряются грузопотоки в данном задании.
Грузооборот транспортного предприятия находится как сумма произведений объемов перевозок отдельных партий грузов Pi-j, имеющих единый пункт отправления i и единый пункт назначения j, на расстояние перевозки li-j:
= P 1 l 1 + P 2 l 2 + …+ P к l к.
В таблице 5 показан метод нахождения грузооборота с помощью специальной пробежной таблицы. Последняя получается из обычной матрицы делением каждого столбца на три части, в которых записывают Pi-j, li-j, (Pl) i-j. Суммирование по столбцам, а затем строки «итого» позволяет получить искомый грузооборот , (тыс.) т∙км/год.
Таблица 5 – Пробежная таблица грузопотоков для расчета грузооборота.
Пункт отправле-ния | Пункт назначения | Грузооборот, тыс т-км | ||||||||||||||
А | C | Б | В | Г | ||||||||||||
Р | l | Pl | Р | l | Pl | Р | l | Pl | Р | l | Pl | Р | l | Pl | ||
А | ||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||
Б | ||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||
Г | ||||||||||||||||
Итого | ∑Рl |
Средняя дальность перевозки одной тонны груза, км, находится делением тоннокилометровой работы на объем перевозок, т. е. l т = / .
Густота перевозок или грузонапряженность транспортных путей – количество тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины сети, характеризует интенсивность использования транспортных коммуникаций: Г = / L эк,
где L эк – эксплуатационная длина транспортной сети, т. е. сумма входящих в сеть участков.
Грузонапряженность определяется: Гпр= / L эк.
Годовые эксплуатационные расходы по грузовым перевозкам находятся путем умножения грузооборота на себестоимость 1 ткм перевозочной работы e ткм (таблица 3), т. е.
Э = е ткм .
Величина e ткм в таблице 3 задана в зависимости от средней дальности перевозки 1 т груза при значениях 10, 20, 50 км и т. д. С использованием метода интерполяции требуется вычислить себестоимость 1 т∙км при определенной в данном задании средней дальности перевозок, приняв условно, что между соседними точками функция изменяется по линейному закону.
Допустим, что расстояние подвоза груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции = 16 км. Значений для данного расстояния в таблице 3 не имеется.
В этом случае себестоимость перевозки
где – искомая себестоимость перевозок при дальности, равной l т;
– себестоимость перевозки для ближайшего к l т значения дальности перевозок, имеющегося в таблице 3 (причем l т > li);
– себестоимость перевозок для следующего значения li +1 дальности перевозок (причем l т < li +1).
Например: l т = 16 км; li = 10 км; li +1 = 20 км;
е ткм(10) = 5,0 руб./10 ткм; е ткм(20) = 4,5 руб./10 т∙км,
тогда руб./10 т∙км.
Следовательно, искомая себестоимость 1 т∙км при средней дальности перевозок, определенной в соответствии с п. 3 задания, будет равна 0,47 руб./т∙км.
Производительность труда работников транспорта измеряется в тонно-километрах, приходящихся на одного работника транспортного предприятия:
П = / Ш.
где Ш – среднесписочное число работников предприятия транспорта.