Радченко С.А., докт. техн. наук, профессор




Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Материалы VII Региональной научно-практической конференции с международным участием (19 ноября 2020 г.). Тула: изд-во ТулГУ, 2020.

 

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫУЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ С УЧЕТОМ ЛУЧШЕГО МИРОВОГО ОПЫТА

Радченко С.А., докт. техн. наук, профессор

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого»

Проблемы улучшения подготовки выпускников к трудоустройству, содействия их трудоустройству и адаптации к рынку труда актуальны для всех вузов, включая и тульские. Им посвящены многие научные статьи преподавателей Тульского государственного университета (например, [1, 2]) и Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого [5-16].

Автор 30 лет изучает лучший мировой опыт целевого повышения конкурентоспособности студентов и выпускников на рынке труда и помощи им ведущими вузами для лучшего трудоустройства, в том числе используя для этого:

- 10-месячную научную стажировку в Великобритании в Кембридже и Лидском университете и стажировку в США по межправительственной програм­ме «Связи с сообществом / Бизнес для России» («Community Connections / Business for Russia») с изучением опыта работы англо-американской компании;

- командировки в Бельгию, Данию, Францию, Германию и другие страны;

- изучение опыта ведущих вузов Западной Европы и США за десятки лет;

- 20 лет работы генеральным директором и первым заместителем генерального директора организаций дополнительного образования и других, изучавших лучший мировой опыт и участвовавших в его внедрении в регионах;

- более 10 лет активного участия в подготовке и реализации международных и российских программ, обеспечивавших изучение и внедрение в регионах лучшего мирового опыта (при поддержке и участии ряда Федеральных Министерств и ведомств Российской Федерации и их территориальных органов, органов регионального и муниципального управления и иностранных компаний).

В результате автор установил важнейшие преимущества самых знаменитых университетов Великобритании и США по сравнению с другими вузами:

1 – они не только оказывают образовательные услуги и выдают выпускникам дипломы (как и все другие вузы), но и реально помогают многим выпускникам быстро получать лучшие должности с максимальной зарплатой в многих странах: а – используя для этого самые эффективные при рыночной экономике формы длительного законного взаимовыгодного сотрудничества с выпускниками и их работодателями (через ассоциации выпускников, в том числе работающие на основе самофинансирования, и т.д., так как сам вуз делать это не может); б – привлекая к помощи студентам и выпускникам их ведущих преподавателей самыми эффективными при рыночной экономике законными методами, что сильно повышает их мотивацию, имидж и дополнительные доходы;

2 – студенты имеют реальные возможности для индивидуализации своего обучения на всех курсах (например, в Лидском университете Великобритании студенты при 3-летней подготовке бакалавров имели право выбирать на первом курсе до 25% изучаемых дисциплин, на втором – до 50%, на третьем – до 80%);

3 – обычно студенты имеют тьюторов (личных кураторов-наставников);

4 – многие студенты, являющиеся членами соответствующих профессиональных ассоциаций выпускников, получают от этих ассоциаций во время поиска ими первой работы реальную квалифицированную практическую помощь, которая позволяет им получить лучшие должности с максимальной зарплатой.

А сравнение автором рабочих программ ряда дисциплин в зарубежных и российских университетах показало, что большой разницы между ними нет.

Поэтому автор постарался понять, за счет каких особенностей обучения и воспитания школьников и студентов в ведущих странах мира обеспечивают их весьма высокую готовность соответствовать важнейшим требованиям будущих работодателей, что позволяет выпускникам этих знаменитых университетов не только мечтать о быстром получении высоких должностей с максимальными зарплатами, но и реально получать их в крупных компаниях во многих странах.

Получить ответ на этот важнейший вопрос автору удалось в результате: 1 – проживания в английских и американских семьях, каждая из которых имела несколько детей разного возраста; 2 – посещения английских и американских школ; 3 – обсуждения с иностранными коллегами методов повышения качества обучения в школах и вузах за счет лучшего использования их возможностей; 4 – изучения публикаций о методах достижения успеха богатейшими людьми.

Оказалось, что важнейшими особенностями подготовки молодежи в ведущих странах к лучшему трудоустройству на привлекательные для нее должности (с интересной работой и высокой оплатой труда) являются следующие:

1 – многие родители как можно раньше начинают целенаправленно готовить своих детей к лучшему будущему, обеспечивая это следующим образом:

- помогают детям уже в младших классах выбирать привлекательные для них должности (а так как они еще не понимают законы рыночной экономики, но уже хотят иметь личные деньги, то и выбирают те должности, на которых много зарабатывают) и узнать о всех требованиях работодателей к соискателям таких должностей (используя сайты по трудоустройству), а затем – и лучше готовиться к их получению и к работе, так как сами дети это сделать не могут;

- помогают детям, эффективно решая проблему «отцов и детей»: а – получить полезные знания и увлечения, развивать их способности и формировать интересы (покупая соответствующие игрушки и записывая в нужные кружки); б – проверить интерес и способности к различной работе в реальных условиях;

- создают условия для того, чтобы дети уже к восьмому классу имели реальные индивидуальные программы подготовки к лучшему трудоустройству;

- максимально помогают детям получить первый опыт самостоятельного зарабатывания денег, что одновременно решает четыре важные задачи: а – повышает интерес детей к любой реальной деятельности, которая может приносить доход; б – знакомит их на практике с законами рыночной экономики; в – развивает их самостоятельность и ряд важных для будущего навыков; г – учит прогнозировать возможные финансовые результаты работы и избегать обмана;

2 – уже выбрав желательные после вуза должности и зная важнейшие требования работодателей к их соискателям, школьникам и студентам легче выбрать из огромного объема получаемой при учебе информации и углубленно изучать прежде всего материал, который поможет им сделать жизнь успешнее;

3 – обучение молодежи становится более целевым, мотивированным и качественным, так как такие школьники выбирают желательную специализацию, а абитуриенты – наиболее подходящие для них вузы и специальности;

4 – такие выпускники лучше соответствуют требованиям работодателей;

5 – это решает ряд типичных проблем: а – воспитания и обучения детей и молодежи; б – их защиты от возможных рисков при рыночной экономике.

Особенно важно, что для обеспечения такими методами сильного повышения мотивации детей и молодежи к учебе, качества обучения и конкурентоспособности выпускников на рынке труда не нужны дополнительные финансовые затраты школ и вузов и изменения их учебных планов и рабочих программ.

Поэтому автор много лет изучал возможность использовать такой опыт в российских условиях. В этих исследованиях приняли участие ведущие преподаватели и специалисты семи кафедр четырех факультетов и Центра профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. В результате этого опубликованы и используются в учебном процессе вуза методические рекомендации для студентов всех специальностей «Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника» [3], учебно-методическое пособие «Получение практических навыков для безопасности жизнедеятельности, успешности трудоустройства и карьеры» [4] и более 40 научных статей [5-16].

В результате этих исследований указанные методические рекомендации [3] и учебно-методическое пособие [4] используются студентами при выполнении на первом курсе двух инновационных практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на темы «Проблемы обеспечения безопасности при обучении, трудоустройстве и работе» и «Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе», на которых студенты [5]:

1 – узнают о типичных проблемах многих выпускников даже ведущих вузов при поиске хороших должностей в небюджетной сфере и о возможностях избежать их за счет повышения конкурентоспособности на рынке труда [3-10];

2 – разрабатывают 2 варианта своего резюме (сейчас и к окончанию вуза);

3 – разрабатывают указанную индивидуальную целевую программу.

Это всегда вызывает у студентов большой интерес, но (как показали наши исследования, в том числе с массовым анкетированием этих же студентов на четвертом курсе при изучении ими дисциплин «Охрана труда», «Охрана труда на производстве» и «Охрана труда в образовательных организациях») не может (по ряду объективных причин) помочь большинству студентов очной формы обучения сильно повысить самостоятельно их конкурентоспособность на рынке труда в соответствии с разработанной индивидуальной целевой программой.

Поэтому мы исследовали возможность целенаправленно помогать студентам повышать их конкурентоспособность на рынке труда за счет обеспечения их участия в работе межкафедральных и межфакультетских студенческих научно-исследовательских кружков и проблемных групп, работающих по такой тематике под одновременным научным руководством двух-трех ведущих преподавателей нескольких кафедр и факультетов, так как: 1 – традиционные для вузов формы научно-исследовательской работы студентов при изучении любой дисциплины под руководством одного преподавателя, который ведет занятия по этой дисциплине, решают другие задачи и не нацелены именно на их подготовку к трудоустройству; 2 – надо использовать лучший мировой опыт [11-13].

Однако очевидно, что и этого в современных условиях недостаточно для того, чтобы реально обеспечивать получение многими студентами очной формы обучения уже к окончанию университета: 1 – практического опыта и официального стажа работы в выбранных ими направлениях; 2 – настолько привлекательных резюме и портфолио, чтобы они могли «на равных» конкурировать с многочисленными претендентами на каждую выбранную ими хорошую должность в небюджетной сфере экономики, в том числе с имеющими опыт и стаж работы на аналогичной должности; 3 – хорошей подготовки к собеседованиям.

Поэтому необходимы комплексные инновационные методы для решения этой важнейшей проблемы, так как исследования автора [3-16] доказали, что основными причинами многих проблем, мешающих студентам и школьниками получать многие важные знания и навыки, необходимые для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве и работе, являются следующие:

1 – очень большое количество информации в учебных пособиях по каждому предмету и ее изложение в довольно трудном для изучения и понимания виде (ее недостаточная визуализация) и нехватка времени для ее изучения;

2 – использование преподавателями и учителями только традиционных методов обучения, требующих гораздо больших затрат времени для понимания любого материала (из-за нехватки их времени для визуализации информации);

3 – не всегда можно и целесообразно регулярно обновлять образцы современного оборудования по всем дисциплинам в вузах и школах (из-за слишком больших финансовых затрат, дефицита места для их размещения и т.д.);

4 – отсутствие у части молодежи мотивации для изучения дисциплин (хотя известно, что из-за ее отсутствия эффективность обучения бывает 30% даже у лучших преподавателей и при лучшем материально-техническом оснащении);

5 – в России практически не известны и поэтому не используются применяемые в Великобритании и США методы максимально ранней помощи детям для выбора желательных должностей и получения информации о них, что делает их учебу более целевой, а в России многие студенты и на старших курсах не знают, кем хотят работать, и поэтому хуже готовятся к трудоустройству [4-7];

6 – студентам трудно получить навыки и опыт работы при использовании вузами только традиционных методов обучения, при которых многие практические и лабораторные работы бывают теоретическими, а практик обычно мало;

7 – некоторые знания, навыки и опыт, нужные для хорошего трудоустройства в небюджетной сфере экономики, студенты многих специальностей по­лучить не могут (опыт продаж, работы с трудными клиентами и с различными базами данных и т.п.), хотя работодатели придают им важное значение [4-7];

8 – у студентов очной формы обучения мало возможностей проверить в реальных условиях интерес и способности к различной работе, чтобы выбрать лучшую и повышать конкурентоспособность для ее получения, а мировой опыт обеспечения этого за счет сотрудничества вузов с их семьями не используется;

9 – родители редко контролируют учебу своих детей в вузах и помогают им, хотя своевременная помощь очень полезна и помогает избежать проблем;

10 – работодатели обычно выбирают соискателей, имеющих опыт и стаж работы на таких должностях, а предлагаемые в последнее время российскими сайтами по трудоустройству услуги работодателям по выбору автоматически 5 лучших резюме при любом количестве резюме (а их на каждую привлекательную должность присылают десятки и даже сотни соискателей) без просмотра остальных резюме снижают шансы выпускников получить хорошие должности, если не принять меры для автоматического попадания резюме выпускников в число 5 лучших резюме (то есть показав в них наличие опыта и стажа работы);

11 – молодежь не знает о возможных проблемах при будущем трудоустройстве в небюджетной сфере и не готова к ним, а семьи не могут вовремя помочь повысить конкурентоспособность (работу детям готовят 15% семей) [4-7];

12 – многие семьи пытаются помочь детям найти хорошую работу (обращаясь с просьбами об их трудоустройстве к кому угодно, в том числе к почти незнакомым людям), когда выпускник получил диплом или перед этим, то есть когда время для результативной помощи упущено и сделать уже ничего нельзя.

Вышеизложенное позволяет сделать важные выводы о том, как в современных условиях использовать (даже без дополнительных затрат вузов и школ и без изменений учебных планов и рабочих программ) лучший мировой опыт для повышения [4-16]: 1 – мотивации учиться и качества обучения студентов и школьников; 2 – конкурентоспособности выпускников на рынке труда; 3 – эффективности целевого сотрудничества с родителями, так как без их участия и поддержки добиться заметного результата не может никто; 4 – эффективности защиты выпускников от возможных проблем и рисков при поиске ими хорошей работы (для предотвращения их обмана, депрессии и т.д.); 5 – эффективности применения дистанционных и интерактивных методов обучения: а – для содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников; б – для взаимовыгодного сотрудничества, повышения имиджа и доходов вузов и их преподавателей, студентов и выпускников, что важно в условиях пандемии.

Поэтому разработаны и подготовлены для практического использования:

1 – инновационные методы, учебно-методическое пособие, методические рекомендации и другие материалы [3-16] для улучшения подготовки выпускников к будущему трудоустройству и карьере с учетом лучшего мирового опыта;

2 – эффективный в российских условиях организационно-экономический метод наименее затратного повышения конкурентоспособности выпускников при трудоустройстве с применением лучшего опыта знаменитых университетов Великобритании и США [4-16], который обеспечит более целенаправленное и результативное использование возможностей Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого и их родителей для того, чтобы:

- студенты, школьники и их родители не только мечтали о более интересной, обеспеченной и счастливой жизни, надеясь на «счастливый случай», но и целенаправленно готовились к обеспечению этого в современных условиях;

- многие выпускники педагогических и непедагогических специальностей любых форм обучения стали гораздо конкурентоспособнее на рынке труда за счет демонстрации в своих резюме: а – наличия сертификата о прохождении в университете уникального инновационного многоцелевого тренинга [4, 15] под научным руководством автора, позволяющего получить комплекс важных знаний, практических навыков, умений и возможностей для помощи семьям в целевой подготовке их детей к лучшему будущему с любого возраста с учетом лучшего мирового опыта (даже без больших дополнительных затрат); б – опыта и официального стажа работы в привлекательных для работодателей и большинства людей направлениях, помогающих подготовить молодежь к успеху;

- студенты и выпускники университета любых специальностей могли более активно и эффективно участвовать в профориентационной работе, повышении мотивации детей и молодежи учиться, качества их обучения и конкурентоспособности на рынке труда, используя уже подготовленные возможности [14].

Таким образом, целенаправленные многолетние исследования с участием многих ведущих преподавателей и специалистов Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого [3-16] позволили нам научно обосновать и подготовить для практического использования в Тульской области уже со следующего года уникальные инновационные возможности для целевого улучшения подготовки многих студентов и школьников к будущему трудоустройству и повышения качества их обучения и конкурентоспособности на рынке труда за счет применения лучшего мирового опыта (даже без дополнительных финансовых затрат высших учебных заведений, школ и бюджетов всех уровней и без изменений существующих учебных планов и рабочих программ).

Важную роль в обеспечении правильного использования этих уникальных возможностей студентами, выпускниками, школьниками и их родителями уже со следующего года могут играть Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого и новое Кадровое агентство уникальных возможностей «Правильный выбор», которое должно выполнять функции нового уникального инновационного бизнес-инкубатора для заинтересованных в успехе студентов и выпускников и обеспечивать применение лучшего опыта ведущих стран для эффективного сотрудничества с семьями [4, 7-14], участвуя в организации и проведении инновационного многоцелевого тренинга [4, 15] и используя самые малозатратные организационно-экономические методы [4, 7-16].

В частности, оно сможет выполнять ряд функций, которые важны для повышения конкурентоспособности выпускников, содействия их трудоустройству и адаптации к рынку труда, но не полностью выполняются высшими учебными заведениями из-за специфики их работы в соответствии с федеральными образовательными стандартами и по другим объективным причинам, в том числе:

1 – помогать многим студентам и школьникам (даже дистанционно): а – быстро и просто проверить в реальных условиях их интерес и способности к некоторым работам, которые представляют интерес для многих работодателей и для большинства населения и поэтому могут значительно улучшить резюме и портфолио; б – выбрать подходящие им виды работ, чтобы затем более целенаправленно получать при обучении нужные для них знания, навыки и умения;

2 – предоставлять студентам любых курсов и выпускникам уникальную дистанционную подработку, имеющую ряд важных преимуществ: а – отсутствие необходимости пропускать любые занятия; б – возможность научиться лучше использовать в реальной жизни получаемые в университете знания; в – возможность получить важные для лучшего трудоустройства знания, навыки и умения, а также опыт и стаж работы, сильно улучшающие резюме и портфолио;

3 – помогать заинтересованным родителям школьников любого возраста и студентов как можно раньше начинать целенаправленно готовить их (на основе инновационных договоров о сотрудничестве) к более интересной, обеспеченной и счастливой жизни, используя лучший мировой опыт, в том числе:

- планируя и квалифицированно помогая реализовать без больших затрат меры для улучшения мотивации лучше учиться, качества обучения и конкурентоспособности (с разработкой индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе и проекта резюме, желательного к получению диплома [4] и т.д.);

- помогая улучшать подготовку молодежи к поступлению в вузы и к успешному трудоустройству с использованием новых для России методов предотвращения напрасных затрат денег и времени на репетиторов (так как даже квалифицированный репетитор может давать лишь то, что он знает и умеет, но без большой пользы для обучаемых, а давать уроки хотят даже первокурсники);

- помогая действительно обеспечить на основе целевого сотрудничества с родителями, чтобы резюме и портфолио выпускников стали гораздо привлекательнее для многих работодателей и окружающих, а значит – и стала реальнее возможность быстрее найти хорошую работу, а не только мечтать об этом;

- помогая родителям создать с учетом лучшего мирового опыта условия для того, чтобы об уникальной подготовке выпускников знали многие их знакомые и поэтому выпускники получали приглашения на хорошие должности;

4 – знакомить студентов и выпускников с мировым опытом и возможностями обеспечения быстрого повышения имиджа и доходов выпускников при их работе в бюджетной сфере и небюджетной сфере экономики (эта проблема актуальна во всех странах) и оказывать им квалифицированную консультационную и практическую помощь для их использования в российских условиях;

5 – помогать студентам получить правильно оформленный и максимально привлекательный для работодателей комплект документов, который они не смогут качественно подготовить сами (а – соответствующие всем современным требованиям резюме и портфолио; б – документы, подтверждающие наличие опыта и стажа работы в направлениях, интересующих многих работодателей и большинство населения; в – документы о всех результатах такой работы и т.д.);

6 – помогать студентам так подготовиться к собеседованиям при трудоустройстве с учетом лучшего мирового опыта и законов рыночной экономики и психологии, чтобы они максимально заинтересовали проводящих эти собеседования представителей работодателей и могли: а – конкурировать даже с соискателями, имеющими большой опыт и стаж работы на таких должностях; б –реально претендовать на максимально возможную на таких должностях зарплату (почти все выпускники очной формы обучения к этому обычно не готовы);

7 – помогать студентам и выпускникам правильно использовать законы рыночной экономики для улучшения их жизни с учетом мирового опыта.

Обеспечиваться это будет за счет использования самых эффективных при рыночной экономике инновационных договоров о сотрудничестве родителей студентов и школьников любого возраста с Кадровым агентством уникальных возможностей «Правильный выбор», которые помогут их семьям избегать двух очень типичных и парадоксальных ситуаций, когда после больших финансовых затрат и многолетних усилий семей и студентов результат бывает минимален:

1 – многие родители тратят много денег и усилий на репетиторов в целях обеспечения поступления детей в вузы, но не могут своевременно и правильно помочь им: а – выбрать желательные должности и больше узнать о них, а также о требованиях работодателей к их соискателям; б – иметь постоянную сильную мотивацию получать именно те знания, умения и навыки, которые нужны для получения хороших должностей с достойной зарплатой (в результате многие из таких студентов учатся кое-как и плохо подготовлены к трудоустройству);

2 – лучшее трудоустройство выпускников затрудняют важные причины, описанные преподавателями Тульского государственного университета [2]:

- недостаточная мотивированность к трудовой деятельности;

- несоответствие уровня и качества их профессиональной подготовки ожиданиям рынка труда;

- ориентация на быстрый карьерный рост и высокую стартовую зарплату;

- недостаточная готовность к трудовым и социально-экономическим отношениям в целом;

- молодые люди, впервые выходящие на рынок труда, не имеют опыта взаимодействия с работодателями, не вполне понимают, как строятся отношения в трудовом коллективе, можно сказать, что весь их опыт сознательной жизни сводится к учебе – сначала в школе, затем в вузе, за время учебы они усвоили много знаний и компетенций, научились заниматься проектной деятельностью и работать в команде, но никто не научил их тому, как искать работу, как вести себя на собеседованиях, как подчеркнуть свои сильные стороны, как выгоднее себя «продать» [2].

Особенно важно в современных условиях обеспечить использование таких уникальных возможностей студентами всех форм обучения и выпускниками Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, так как это позволит не только научить их применять лучший мировой опыт планирования и обеспечения целевой подготовки детей и молодежи к лучшему будущему, но и быстрее и масштабнее помогать в его использовании семьям, имеющим детей любого возраста, то есть сильно повысить влияние родителей на обучение и воспитание молодежи. Ведь самым эффективным способом повышения мотивации детей и молодежи к учебе, качества их обучения и конкурентоспособности выпускников на рынке труда в условиях пандемии коронавируса и применения дистанционного обучения является именно целенаправленное сотрудничество с семьями с учетом лучшего мирового опыта, чтобы результативнее использовать возможности вузов, школ и родителей [4-16].

Причем такие методы наименее затратного (в том числе дистанционного) повышения качества обучения студентов и школьников могут быть полезны и другим российским и зарубежным вузам, так как сейчас дистанционный формат обучения так или иначе используют 40% российских студентов и необходимо срочно решать вопросы, связанные с недостаточной социализацией [17].

А использование имеющегося у автора 20-летнего опыта работы на высших руководящих должностях в организациях, занимавших подготовкой и сопровождением межрегионального и международного сотрудничества, позволит применять для сотрудничества с семьями и любыми российским и зарубежными юридическими лицами самые эффективные при рыночной экономике формы законного сотрудничества и виды договоров, которые давно используются в ведущих странах мира для обеспечения максимальной заинтересованности всех участников сотрудничества и его результативности при минимальных затратах.

Таким образом, полученные нами результаты исследований [3-16]:

а – имеют важное научное и практическое значение;

б – позволяют даже без дополнительных финансовых затрат высших учебных заведений, школ и бюджетов всех уровней и без изменений существующих учебных планов и рабочих программ дисциплин обеспечить значительное улучшение подготовки студентов и школьников к будущему трудоустройству и к работе и содействие трудоустройству выпускников и их адаптации к рынку труда с учетом лучшего мирового опыта и российской специфики (даже в условиях пандемии коронавируса, используя дистанционные методы);

в – позволяют обеспечить применение лучшего мирового опыта повышения имиджа и доходов высших учебных заведений и их ведущих преподавателей, многих студентов и выпускников на основе эффективного сотрудничества;

г – могут быть хорошей основой для взаимовыгодного долгосрочного межрегионального и международного сотрудничества, реализации «пилотных» проектов и для ретрансляции достижений региона на международном уровне.

 

Список литературы

1. Быкова П.В., Морозов В.Б. Рекрутинговые риски выпускника: анализ специфики // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: сборник материалов III Региональной научно-практической конференции со всероссийским участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. С. 100-101.

2. Кондратенко Н.А., Шашкова С.Н. Роль интерактивных методов обучения в содействии трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников ТулГУ / Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: сборник материалов IV Региональной научно-практической конференции со всероссийским участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. С. 216-219.

3. Планирование и обеспечение успешной карьеры выпускника: Методические рекомендации для студентов всех специальностей / С.П. Будникова [и др.]. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. 262 с.

4. Получение практических навыков для безопасности жизнедеятельности, успешности трудоустройства и карьеры: Учеб.-метод. пособие / С.П. Будникова [и др.]. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. 142 с.

5. Лукиенко Л.В., Радченко С.А., Радченко С.С. Инновационное использование курса «Безопасность жизнедеятельности» для повышения безопасности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Материалы V Региональной научно-практической конференции с международным участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. С. 67-71.

6. Лукиенко Л.В., Радченко С.А. Проблема трудоустройства выпускников и ее экономическое объяснение // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 4. С. 107-115.

7. Радченко С.А., Радченко С.С. Проблемы трудоустройства выпускников вузов, их экономическое объяснение и возможности решения // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Межвузовский сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. С. 384-390.

8. Радченко С.А., Радченко С.С. Малозатратный организационно-экономический метод помощи молодежи в целях улучшения ее подготовки к трудоустройству с получением навыков и опыта // Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов и выпускников учреждений профессионального образования Тульской области: Материалы V Региональной научно-практической конференции с международным участием. Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. С. 92-96.

9. Будникова С.П., Радченко С.А., Просперова Н.В. Метод комплексного улучшения профориентации, обучения и конкурентоспособности студентов и выпускников при трудоустройстве на работу // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: Материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 67-71.

10. Радченко С.А., Радченко С.С. Способ обучения по индивидуальным траекториям без дополнительных расходов для получения студентами навыков, опыта и стажа работы // Актуальные проблемы проектирования и реализации конкурентоспособных образовательных программ: Материалы XLI учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. С. 64-71.

11. Возможности использования научно-исследовательских работ студентов для целевого улучшения их обучения, безопасности, конкурентоспособности и карьеры / С. А. Радченко [и др.] // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2019. С. 340-348.

12. Способ улучшения обучения, мотивации, безопасности и профориентации студентов за счет межкафедральных и межфакультетских многоцелевых проблемных групп / С. А. Радченко [и др.] // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2019. С. 334-340.

13. Инновационные возможности улучшить безопасность, обучение, профориентацию и охрану здоровья детей, молодежи и семей с учетом лучшего мирового опыта / С. А. Радченко [и др.] // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2019. С. 349-356.

14. Будникова С.П., Радченко С.А., Просперова Н.В. Метод помощи учителям и родителям в улучшении обучения, профориентации, конкурентоспособности и воспитания молодежи, защиты от рисков и проблем // Проектирование и реализация образовательного процесса на основе ФГОС ВО: Материалы XLIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2016. С. 276-280.

15. Радченко С.А., Радченко С.С. Инновационный многоцелевой тренинг как способ улучшения обучения и трудоустройства студентов // Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации: Материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2015. С. 213-217.

16. Радченко С.А., Радченко С.С. Создание научно-учебно-производственного комплекса и бизнес-инкубатора – лучший способ быстро повысить аккредитационные показатели и доходы университета // Научная, научно-методическая деятельность администрации и профессорско-преподавательского состава вуза по выполнению аккредитационных показателей учебного заведения в статусе «Университет»: Материалы XXXVI научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. С. 131-138.

17. Фальков В.Н. Дистанционный формат обучения используют 40% студентов в России [Электронный ресурс] // Известия. 22.10.2020. URL:https:// https://news.mail.ru/society/43847270/ (дата обращения: 22.10.2020).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: