Книга для вожатых пионерских лагерей




Григори


От автора…
Благодарю моих учителей: маму Нетреба Любовь Васильевну, Орлова Александра Михайловича и его прекрасную семью, Кравченко Юрия Николаевича и всю дружину «Лесную», Воробьеву Валентину Николаевну, Конивец Анатолия Ивановича, Макаренко Татьяну Анатольевну и сотрудников ДСОК «Морячок», Астахову Валентину Илларионовну, Руслана Хачерашвили.

Дорогие друзья. Очень рад тому, что Вы открыли эту книгу. Она не простая. Эта книга – итог моего семилетнего марафона в детских оздоровительных лагерях Крыма: ДСОК «Коктебель», МДЦ «Артек» (д/л «Лесной»), ДОК «МОРЯЧОК». Из опыта работы этих лагерей я научился многому, а еще большему я научился, общаясь с представителями различных вожатских школ, или как их еще называют «педагогических отрядов»: запорожского, ровенского, педагогического отряда г. Саранска (Российская Федерация, республика Мордовия), педагогический отряд г. Новосибирска (Российская Федерация), педагогический отряд г. Минска (республика Беларусь). Что же такое «педагогический отряд»? Это команда людей, которые неоднократно ездят в детские лагеря или центры отдыха, занимаются пропагандисткой работой здорового образа жизни молодежи, изучают методы и формы работы с детьми. Но, опять же, работа в детских лагерях в их деятельности имеют наибольший удельный вес. Да, такие отряды очень интересны. В каждом отряде есть своя изюминка, те моменты в деятельности, на которые в его подготовке уделяется внимание. У кого-то это внутриотрядная деятельность, кто-то уделяет внимание подготовке концертов и выступлений, кто-то разрабатывает деятельность отряда по определенному направлению, или как это по научному – «метод полного погружения в ассоциацию».
Данную книжку я написал не зря. Каждый год, отправляясь в лагеря, я искал такой педагогический труд, который бы помогал в работе со всеми возрастами и социальными группами детей. Не найдя такого пособия, собирал большую сумку книг и ехал в лагерь, где и происходил обмен всеми играми, кричалками, сценками. Вот, после таких обменов, хочется, что бы все самое лучшее и необходимое, самое главное интересное, было собрано в одной книге. Вторая причина, в том, что, почему-то начали встречаться вожатые, которые приезжая в лагерь не имеют представления о той деятельности, которая будет их ждать, как минимум на протяжении смены. Вот для таких людей тоже мой труд, что бы выезжая в лагерь, они понимали те вещи, которые их ждут. А в третьих, данная книга особенна еще тем, что здесь будет раскрыта технология проведения игр, массовых мероприятий, линеек посвященных праздникам.
В эту книгу я попробовал вложить все самое необходимое помимо педагогической деятельности: история Крыма, проведение экскурсий, оказание первой неотложной медицинской помощи, другие советы, которые будут полезны.
Сразу же хочу рассказать о своем отношении к деятельности в детских лагерях. Как можно сейчас наблюдать, творческая сторона процесса находится в самом упадочном состоянии. Основными деятельными сторонами в отдыхе детей являются: утром пляж, а вечером дискотека. И самое интересное, что это самые любимые мероприятия детей, и попросив их участвовать в каком-то мероприятии, в той же подготовке спектакля для младшего отряда, в ответ слышишь: «Какой спектакль, мы приехали сюда отдыхать, дайте нам поспать». И как обидно для детей, когда в конце смены на вопрос вожатого о том, что им больше всего понравилось в течение смены, звучит лишь тишина, потому что дискотека и пляж надоели.
Основной тезис, о том, что за год детки очень устали с удовольствием подхватывается всем руководством лагеря. Да, и вообще, можно ли выдержать то, что бы каждый день было какое-то серьезное мероприятие. А список этих мероприятий стандартен: «День бантиков», «Вечер сказки», «КВН», «Мистер и Мисс лагеря», «Два корабля». И мало кто может ответить о том, какова цель и предназначение данного мероприятия. В основном отвечают: «Что бы деткам было не скучно». А ведь все совсем не так, каждое мероприятие имеет свой педагогический смысл, и время его проведения в смене строго ограничено. Нацеленность на результат в конце – вот главная ошибка педагогических работников лагерей. «Мы приняли детей такими. Что будет на выходе?» - этот вопрос далеко не часто поднимается в педагогических коллективах. Внимание уделяется лишь тому, что бы дети нормально питались, а эта норма, за частую, определяется количеством отходов из столовой, и чем их больше, тем считается, дети лучше едят и уже не хотят. И мало в каких лагерях обращают внимание на формирование внутреннего мира ребенка, на его душу, на обсуждение с ним вопросов о доброте, о дружбе, о взаимопомощи.
За частую, основной принцип работы в лагере: «побольше свободного времени, поменьше мероприятий», для Вас, мой дорогой читатель, этот принцип должен быть абсолютно неприемлемым, и даже злокачественным. Для Вас, свободное время, то есть, время, которое не наполнено смыслом деятельности является навсегда потерянным. Лучший отдых – это постоянное творческое напряжение, высокий темп жизни, изобилие волнующих событий. Вот тогда, для детей смена проходит совсем по другому, тогда они понимают, что в лагере можно не только оторваться от родителей, а еще и чему-то научиться.
Насыщение прожитых дней разнообразными делами – вещь, безусловно, необходимая, но однозначно недостаточная. Педагогический талант, творческий огонь и безграничная любовь к своим детям в отряде, все еще относится к наивысшей вожатской добродетели. Но даже при наличии всех этих качеств – репертуара всегда не хватает: песен, игр, сценок, танцев, никогда не бывает достаточно. Придумать совсем новое дело, или перекрасить яркими красками старое новому вожатому, порой не совсем легко, не говоря уж о детях. Вот тут и может снова выручить труд, который ты, мой внимательный читатель, держишь у себя в руках.
В заключение своего вступления, хочу повторить аналогию одного из директоров лагеря: «Если сравнить лагерную педагогику с театральным творчеством, то при всем изобилии театральных школ (система Станиславского, метод Брехта, театр Виктюка, арт-авангард) все театры, тем не менее, не могут изменить одного и главного – текстов пьес, которые они превращают в гениальные спектакли. Так и в лагере: какой бы подход не исповедовал педагогический коллектив, но соревнования по типу «Веселых стартов», как ты их не назови, проводятся всегда, всегда будет выбран Мистер и Мисс в лагере, а вот каким способом – это уже и есть система Станиславского или театр Виктюка. Эта система прекрасно работает даже в тех лагерях, в которых все костюмы делаются из старых обоев, а рисунки кирпичом – на асфальте. И есть только дети, каша и море энтузиазма».
Все предлагаемые дела и сценарии вполне можно проводить в лагере, а так же в стенах школы. Какие-то более оригинальны, какие-то менее, но все они имеют одну цель – развить творчество ребенка.
Задача этих рекомендаций – помочь человеку определиться: стоит ли ему работать в детском лагере, и если стоит, то, что от него требуется… Это не руководство к деятельности вообще, а лишь тот методический минимум, которым должен владеть вожатый.
И помните – эта книга, только вершина айсберга, а там, в лагере будут и бессонные ночи, и нескончаемые репетиции, планерки, заезды, разъезды.
Не напугали? Ну, тогда смело приступайте к прочтению и пусть эта книга во многом поможет…

АХ, СОЛНЦЕ, МОРЕ, ДЕТИ, ЛЕТО… ИЛИ ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ.
Сегодня я поеду в Крым. Впервые за всю свою жизнь я смогу стать вожатым и побывать в детском оздоровительном лагере. Я никогда там не был. Но, я смотрел такие фильмы, как «Приключения электроника», «Гостья из будущего», и восхищался дружбой ребят, и тем, как они жили, проводили время, отдыхали. Я часто смотрел фильмы о Крыме, читал рассказы и мечтал побывать там. В 18 лет я ничего не знал о Крыме, и ни разу там не был. И вот уже завтра я попаду в интереснейшее место – в Коктебель, или как переводиться с тюркского «Страну голубых вершин». Перед тем как поехать туда меня мучили многие вопросы, и вот только некоторые из них: как работать с ребятами? Как заинтересовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь этим мальчишкам и девчонкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотни вопросов, которые сваливаются каждый день? Что нужно сделать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? На добрую сотню подобных вопросов должен знать ответ вожатый. Ведь именно он является капитаном детского корабля и самым значимым взрослым в этот летний период.
Перед тем как поехать в лагерь я проходил курсы в своем университете. И был удивлен, что не все с одинаковой радостью и энтузиазмом хотят стать вожатыми. Не всем интересно таким образом проводить свой отдых. И самое главное, поездка в лагерь для многих была не желанной потому как:
Во-первых, это большая ответственность, не только моральная или педагогическая, но и уголовная.
Во-вторых, это напряжённый график работы на всё лето, со скромной надеждой отдохнуть пару часов поближе к вечеру.
В-третьих, это угроза не сработаться с вожатским коллективом и провести оставшуюся пару месяцев с людьми, которые тебя не понимают и не собираются понимать.
Но вернёмся к вопросу, почему все же стоит ехать в работать в лагере.
Если вы любите детей, и всегда понимали, что работа с ними эта ваше призвание детский лагерь – это замечательная возможность раскрыть свой педагогический потенциал.
Вы хотите стать человеком деловым и респектабельным. А, как известно, любой уважающий себя деловой и респектабельный человек обладает таким неоценимым качеством как коммуникабельность, именно в детском лагере вы сможете приобрести, либо развить эту черту своего характера что, безусловно, принесёт вам немало пользы в будущем.
Вы всегда мечтали иметь много друзей. Так вот, именно в детском лагере и именно летом, собирается самая разнообразная компания людей, горящих желанием нести свет детям, всех возрастов, национальностей, и вероисповеданий. Одна профессия хорошо, а много лучше! Это неоспоримый факт. Все мы рано или поздно станем психологами, референтами-переводчиками, экономистами и юристами, социологами, но разве помешают ещё и навыки педагога, а по совместительству ночного сторожа, дизайнера, секретаря, уборщика, курьера, методиста, консультанта по разнообразным вопросам и профессионала всего понемножку! Мне было это интересно. Мне было важно ощутить атмосферу детства, и той детской мечты, которая была в моей голове на протяжении многих лет. Кроме того, после того, как я прошел курсы, я сдал экзамен, и ознакомился с теми требованиями, которые предъявляет лагерь к своим работникам: На момент подписания контракта Вам должно исполнится 18 лет т.к. мы уже отмечали выше, что работа с детьми – это ответственность и не только моральная, но и уголовная. Именно по этой причине – отсутствия совершеннолетия я не поехал в лагерь после первого курса. Вы не должны иметь каких-либо ощутимых физических увечий или хронических заболеваний (тем более связанных с сердцем и мозгом).
Вы обязаны, хотя бы в общих чертах знать первую медицинскую помощь и технику безопасности. И ещё несколько негласных требований: вы должны уметь: петь, танцевать, сочинять стихи, песни, поэмы, писать сценарии и романы, быть специалистом во всех видах спорта и областях научного познания, пребывать в курсе последних новостей и иметь своё мнение по этому поводу. После того, как я все сдал, включая сессию я стал собираться в лагерь (а это было как всегда в последний день), тогда я не взял многого, а когда понял, что стоит составлять список того, что тебе нужно в лагерь подобные ошибки были исключены.
Предлагаемый список примерный и не включает в себя тапочки, кепки, майки, а составляет необходимый минимум, который пригодится Вам в работе с детьми.
Но, первый вопрос, который Вы должны себе задать: «Какими хотят видеть вожатых родители, отправляющие своих детей в детский лагерь»?
А так же настоятельно советуем взять с собой следующие вещи:
• Повседневную форму, в которой вы будете проводить с детьми время, а так же парадную форму или набор вещей, для поездки на экскурсии, для выступления на сцене. Помните, на Вас будут обращать внимание люди, которые будут находиться в лагере.
• Спортивную форму и пляжный костюм. Подумайте об одежде на случай плохой погоды или дождя. Головной убор. Необходимо подумать и о подходящей обуви. Для парадной одежды и повседневной, для ходьбы по ровным тропинкам и горам, для выступления на сцене и дежурства в столовой. Стиль одежды вожатого должен быть строгим, но в то же время парадным и праздничным. Драгоценные украшения и бижутерию лучше оставить дома.
• Помните и о вещах личной гигиены. От невежества во внешнем виде, до невежества в отношениях – один шаг. Помните, что лучший контроль – это тот вид, в котором Вам бы было приятно видеть своего вожатого.
• Документы. К таким относятся: паспорт, медицинская книжка, справка о присвоении идентификационного кода, и если есть – трудовая книжка.
• Все те сценарии, которые Вы приготовили заранее. Могут помочь также книги со сказками, ребусами и задачами. В запасе у вожатого должно быть достаточно интересных игр и историй на все случаи жизни. Вас всегда будут выручать перочинный нож, щетка для одежды и кипятильник, о значении которых комментарии излишни.
• Если Вы не желаете рисовать отрядную газету или оформлять отрядное место, воспользуйтесь вырезанными из журналов картинками.
• Заранее позаботьтесь о канцелярских товарах. Такие вещи как степлер, кисточки или хорошие ножницы не всегда можно найти в лагере, в который Вы приехали в первый раз.
• Элементы костюмов станут Вам незаменимыми помощниками в подготовке общелагерных мероприятий
• Помните: человек, который хочет стать хорошим вожатым, а таким является интересная и талантливая личность, на 75% заполняет свои сумки материалами для работы с детьми, и лишь 25% - это его вещи.

Когда я приехал в Феодосию в 2002 году первое что меня поразило – это морской воздух, крик чаек, и эйфория, от того, что вот скоро я буду вожатым. Я ехал в поезде с ребятами, которые так же ехали в мой лагерь, но, которые не были так радостны как я. Наверное, нужно быть в душе ребенком, что бы радоваться тому, что тебя окружает: прибой, смех детей, желание заботиться о них и тратить время своего сна, покупать им мороженное, и радоваться этим дням! Я просто не ожидал того, что можно тут увидеть.

Некоторые фрагменты из истории Крыма.
Как приятно удивляет вожатый, который может рассказать много легенд и сказок, которые привлекут внимание не только детей, но и их сопровождающих. Зная историю края, где находится Ваш лагерь – Вы навсегда станете любимым рассказчиком для детей. Это я понял после первого года работы в лагере. И начал изучать историю Крыма. И вот таким был один из моих рассказов:
Куда бы мы ни ехали, мы обязательно подойдем к географической карте, или снимем с полки географический атлас и посмотрим, что это за место, где тебе вскоре предстоит провести несколько недель.
В северной части Чёрного моря ты увидишь небольшой ромбик суши, соединённый с материком узким перешейком, и прочитаешь его название – Крымский полуостров. Именно сюда тебя вскоре принесёт поезд. Крым готов встретить тебя. Давай познакомимся с ним немного.
Крым – это настоящий музей под открытым небом. А экспонаты этого музея – щедрая и многообразная природа. История Крыма — это сплетение Востока и Запада, история греков Золотой Орды, татар и запорожцев, церкви первых христиан и мечетей. История Крыма — это легенда, это песня, записанная нотами пещерных городов, развалинами средневековых замков и крепостей, поражающими своей красотой и роскошью дворцов, сохранившихся до наших дней.
Крым лёг на пересечении дорог самых разных народов. Через полуостров проходили торговые пути, за Крым воевали: киммерийцы, скифы, печенеги, половцы, татары, славяне, греки, римляне, венецианцы, генуэзцы – все они когда-то прошли здесь, и каждый из народов оставил свой след, свой отпечаток.
Прошлое полуострова очень тесно связано с историей христианства. Мировая история полна трагических примеров безжалостных языческих расправ над первыми последователями христианской веры. Выбор Инкерманских каменоломен неподалеку от Херсонеса (сегодня это окраина Севастополя) как места ссылки диктовался и удаленностью и варварской средой.
До сих пор в Крыму живут представители 80 национальностей, давние предки которых пришли на полуостров из самых разных государств и остались здесь, потому что слишком уж щедра и гостеприимна крымская земля.
Полуостров сравнительно небольшой. Его площадь – около 270 кв. км. Но этот своеобразный кусочек суши, омываемый Чёрным и Азовским морями, заслуженно называют «миром в миниатюре». Особую неповторимость ему придаёт редкое сочетание нескольких форм рельефа и разнообразие климата. Север и центр полуострова – равнина. На юге – гряда Крымских гор с максимальной высотой 1545 м. г. Роман-Кош. А между ней и морем узкая прибрежная полоса, которая называется Южным берегом Крыма. На 70 километров вдоль берега тянется самая тёплая и красивая часть полуострова. С севера её охраняют от холодных ветров горы, с юга омывает тёплое, незамерзающее море. Здесь круглый год зеленеет трава, розы и фиалки могут зацвести даже в декабре.
Южный берег Крыма не только тёплый, он – солнечный. Солнце слепит глаза, заливает ярким светом улицы, дома, сады, скалы, проникает в укромные расщелины, и расцвечивает море бесчисленными красками и переливами.
Юго-восток. Это история древних генуэзцев, это первые невольничьи рынки в Кафе (Феодосии), Суджоке (Судаке). Природа Юго-востока разнообразна. Это не высокие можжевеловые кустарники и остроконечные горы. Это красавец Кара-Даг (Черная гора), это Коктебель – место творчества А. С. Пушкина, Л. С. Толстого, М. Волошина.
Новый Свет и владения Л. С. Голицына расскажут нам историю крымского виноделия и проведут самой красивой на всем Крымском полуострове горной тропой.
Крым – это город-герой Севастополь, который всегда был гордостью русского флота. Во многих войнах занять Севастополь означало выиграть сражение.
Крым щедрый на достопримечательности и легенды и мы настоятельно советуем Вам посетить как можно больше из них.
Такие истории очень интересны детям. Мы садились вечером на берегу, ребята выбирали скалу или дерево и о каждом из них я мог рассказать легенду. Не всегда она могла быть идентична прочтенному в справочниках. Главное, что бы она была интересная и добрая.
А еще, каждый вечер, в каждом лагере есть такое понятие как планерка. Я не хочу Вас пугать, но, например, в Артеке их две. Одна в 7 утра, а вторая в 23 вечером. На утренней ставятся задачи на день, а к вечеру – идет обсуждение того, что получилось или не получилось. В других лагерях могут ограничиться вечерним собранием на десять-пятнадцать минут, что бы подвести итоги дня, и обсудить задания на следующий день.
В первые дни, когда мы приехали в лагерь у нас была общая планерка, где директор рассказывал о том, что такое летний отдых для ребенка. Тогда, когда многим из нас было по 18-20 лет мы относились с усмешкой к его словам и в мыслях было: «Скорее бы собрание закончилось, и пойти на берег купаться с вожатыми», а теперь спустя 7 лет понимаю, как его слова были важны.
Понятие летнего отдыха для ребенка.
Словосочетания «летний отдых» и «летние каникулы» прочно вошли в педагогический лексикон, ведь именно лето у каждого человека ассоциируется, прежде всего, со словом «отдых». Педагоги часто встречаются с возмущениями о том, что ребенок приехал в лагерь «отдыхать». Совершенно верно, ведь до этого за спиной подростка был целый учебный год, на учебу в школе и подготовку к занятиям, по сведениям некоторых исследователей уходит до 10-11 часов, что больше рабочего дня взрослого человека. Педагогическое содержание понятия «летний отдых» имеет совсем другое, отличное от выше описанного мнения наполнение.
Что же в жизни ребенка меняется:
1. Летом дети не учатся в школе, а, следовательно, утрачивается ведущая роль школы и школьного коллектива в процессе формирования личности подростка.
2. Существенно изменяется социальное окружение ребенка, по сравнению с периодом обучения в школе. Оно расширяется, меняется круг общения и взаимодействия, как со сверстниками, так и с взрослыми. В условиях детского лагеря – это новое окружение, новая природная, культурная среда. В лагере ослабевает влияние семьи на развитие и деятельность ребенка. Такое ослабевание имеет двойственный характер: если дети младшего школьного возраста скучают по родителям, то старшие подростки имеют возможность через деятельность в лагере «уйти» от влияния семейной опеки. Таким образом, среда и компания сверстников становятся ведущими факторами в процессе «взросления».
3. Изменяются виды деятельности. Учебная деятельность, имеющая основное заполнение в течение года завершена, появляется возможность разнообразить виды деятельности (следует отметить, что в полной мере, исключительно ко всем детям, приезжающим в лагерь, этот тезис распространить нельзя). На данном этапе сложилась проблема отсутствия у подростков умения организовывать свое свободное время, так как в большинстве случаев, свободное время распределяется между компьютером, телевизором и видео. А так же не возможность детей в полной мере реализовать свое общение с подростками, делает современного ребенка менее открытым к общению и творческой деятельности.
4. Материальное положение многих семей не позволяет им реализовать отдых своих детей в детском лагере. И если раз в несколько лет ребенок попадает в лагерь или среду, в которой он не дома – для него это может быть настоящий праздник.
5. Существующие лагеря, их материально-техническое обеспечение, укомплектованность хорошо подготовленным персоналом, способность работать с современными детьми, далеки от совершенства.
И тому, кто поедет работать, придется со всем этим столкнуться и преодолеть, так ты станешь настоящим вожатым, и поймешь, зря или нет, ты поехал в детский лагерь. Каждому вожатому, каждому лагерю постоянно нужно доказывать свою состоятельность, свой интерес и уважение в глазах детей, направленное на их пользу и развитие. Ведь главное лицо в детском лагере – это ребенок. Это ради него и для него создается лагерь и подбирается персонал из талантливых, компетентных профессионалов, любящих и понимающих детей и их проблемы, готовых всегда защищать и поддержать ребенка, обеспечить его право на полноценный отдых.
Главной целью лагеря становится обеспечение адекватных педагогических условий для развития личности подростка, для его самореализации, самосовершенствования, взросления. Детский лагерь – это место проявления ума и таланта, для каждого, кто входит в эту большую дружную семью. За период лагерной смены – лагерь должен стать любимым местом, в которое хочется и хочется возвращаться. От всего педагогического коллектива и от каждого сотрудника лагеря – это и зависит.
Подведем небольшой итог. Досуг только тогда становится и временем отдыха, и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, на интересе, удовольствии и психологическом комфорте. Педагог как раз и должен давать детям возможность добровольно выбирать занятия, развивать самодеятельность и самоуправление в организации жизни, пробуждать интерес к социально-ценностным видам деятельности. Ведущими средствами пробуждения такой заинтересованности являются все те методики, которые мы раскроем в данном труде и которые с успехом применяются в детских лагерях.
Сопоставив ожидания ребенка и педагога от летнего отдыха отметим следующие моменты, которые важны для вожатого.
Родители доверяют тебе на период лагерной смены своего ребенка – самое дорогое для них. Они доверяют тебе, как самим себе. Цена этой ответственности – жизнь и здоровье ребенка. Ни на минуту, ни на мгновение не забывай об этом, не взирая на поведение окружающих или руководства лагеря или твоих напарников! Не забывай, что ты несешь ответственность, за сохранность жизни и здоровья ребенка. Сделать ребенка счастливым, научить или показать формы общежития, понимание добра, взаимопомощи, вот, что должно быть заложено в основу существования лагеря и деятельности его вожатых.
Поэтому будь готов:
Разделить любовь и привязанность ребенка; он хочет быть окружен любовью и вниманием – это даст ему силу расти и развиваться.
Будь последователен (что бы слово не расходилось с делом), тогда ребенок будет тебе доверять.
Стань другом для детей. Они нуждаются в общении с тобой, хотят, чтобы ты разделил с ними радость, печаль, помог в принятии решения.
Проявляй терпимость. Ребенок, разделяя твои позиции, ценности, должен иметь возможность высказывать свои собственные.
Будь тверд и честен. Детям импонируют эти качества, так они чувствуют себя более уверенными.
Умей простить ребенка за ошибку. Искренние извинения пробудят теплоту в отношении к тебе.
Умей признавать свои ошибки, и то, что ты можешь не все знать, будь для ребенка самим собой, больше всего он не терпит фальши.
В работе, что встречается достаточно часто, нет места грубому окрику, наказаниям детей, попиранию их достоинства, подавления личности. К примеру, в основе педагогики такого лагеря как МДЦ «Артек», лежит уважение достоинства личности ребенка. Но, я думаю все меня поддержат, эти принципы хороши, и должны распространяться на все детские лагеря, ведь физическое наказание ребенка, это уже и нарушение закона! Очень часто случается так, что вожатые, работающие на младших отрядах должны стать действительно родителем для деток. Так, один из моих отрядов был наполнен малышами 7-12 лет. Многие из этих деток впервые приехали в лагерь, и было удивительно всем, что мы в своем отряде, вместо того, что бы просто укладывать их спать сидели и читали сказки, рассказывали на ночь истории, пели колыбельные.

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ СМЕНЫВ ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ
Смена в детском лагере особенная. Каждое мероприятие, каждый день имеют свое значение в ее развитии. Упустив детали, можно упустить развитие всего отряда, и уже не получать удовольствия от дальнейшей работы с детьми. Ваша позиция на отряде может быть сравнена с «пастухом», который только определяет направление движения, но не может повлиять на развитие.
Приступая к работе с детьми, каждому вожатому необходимо в первую очередь освоить закономерности развития временного детского коллектива, овладеть приемами и методикой создания особого воспитательного пространства. Каждый из рассматриваемых периодов имеет свои условия протекания. Свои задачи и цели. Длительность каждого периода должна составлять не более трех дней.
Изначально, я этой логики не знал, и мои отряды развивались хаотически. К примеру: я не мог объяснить от чего у нас еще вчера все было хорошо, а сегодня пошли ссоры. Я не верил, когда мне рассказывали, что мальчишки подрались, и я ничего про это не знаю. Все это связано с тем, что я не вижу системы развития своего отряда. Позже, я узнал о логике развития смены длиной в 21 день.
Логика развития смены будет представлена в определенной последовательности: общая характеристика периода; основная потребность ребенка; что изменяется во взаимоотношениях ребят; задачи вожатого; какими способами и методами развивать отряд;
ПЕРИОД АДАПТАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА – ОРГПЕРИОД.
Перед тем,как начать рассказывать о самом периоде, расскажу историю о том, как начинались у меня встречи с детьми во время работы в Артеке. Мы получили форму, нагладили ее и...дети всех вожатых приехали, а наших нет (это был танцевальный коллектив). И мы, чуть было не перегорели, так как три дня ждали у ворот лагеря приезда детей. Но, когда они приехали – усталость прошла.
Период адаптации – это начальная стадия развития временного детского коллектива. Психологическое состояние коллектива – это, прежде всего состояние ожидания, общего эмоционально-нравственного напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванного отрывом от привычной среды. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий, но не на деловой основе.
Доминирующая потребность: получение информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, а так же узнавание территории лагеря.
Состояние межличностного общения включает интенсивное узнавание товарищей с целью прогнозирования своей роли в новой среде. Поиск друзей по однозначным интересам, ценностям, мотивам поведения.
Структура отряда: официальная – складывается в результате организации деятельности. Структура «малых групп» - очень изменчива. Ее составляют ребята, которых объединяет совместный интерес.
Роль вожатого в данном периоде – организаторская.
Задачи:
Удовлетворить потребность ребят в информации;
Познакомить с правилами проживания в лагере, с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания. Воспитывать их сознательное выполнение;
Сформировать отрядное самоуправление. Определить перспективу существования отряда;
Способствовать раскрытию талантов ребят, для определения роли каждого из них в отряде.
Деятельность: весь оргпериод построен по законам коллективно-творческой игры с правилами, командами, игровыми задачами, определенным сроком выполнения, подведением итогов, поощрением. Деятельность должна быть непрерывной, обладать высоким темпом. Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми.
Вся деятельность организуется по меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться со многими из тех, кто с ними в одном отряде. Каждый ребенок за оргпериод должен быть и организатором и исполнителем в какой-либо деятельности.
Деятельность, в основном, импровизационного, неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность детям раскрыться в лучших своих проявлениях и проявить все свои способности, знания и умения.
В первые же дни Вам будет необходимо создать в отряде организационную структуру. Чем больше детей вы задействуете, тем больше детей сможет реализовать свои ожидания от предстоящего отдыха. Ведь во время лагерной смены, когда о многих ребятах в отряде ничего не известно, каждый хочет показать только свои лучшие стороны и ищет для этого себе подходящую деятельность.
В дальнейшем необходимо ознакомить детей с территорией лагеря и с основными людьми администрации. Это можно и нужно делать в игровом варианте.
Игра оргпериода – «Маршрутка». Отряд делится на две группы (по количеству вожатых) и этим двум группам выдаются карты с нарисованной на них территорией лагеря. Передвигаясь с картой, ребята должны найти те пункты, которые отмечены, и дать им названия. Как правило, это должны быть: медпункт, столовая, корпуса, проходная. Группа ребят, которая первыми пройдет по карте и запомнит большее число «достопримечательностей» лагеря и становится победителем в этой игре.
Внимание: группы следует формировать произвольно, а не друзья с друзьями, мальчики и девочки… Вожатый не должен подсказывать детям, ко всему дети должны прийти сами.
Впервые же часы необходимо провести и игры на знакомство что бы ребята лучше узнали друг друга.
Очень важно было и мне в одном из своих отрядов разузнать, как доехали ребята. Так как в одной из смен ребята поссорились в поезде, и один из них пообещал в лагере: «устроить красивую ночку». Узнав сразу про их спор, я сделал все для того, что бы ребята помирились, и обсудили сложившуюся в поезде ситуацию.
Наиболее популярной в лагерях является игра «Снежный ком». Ребята становятся в круг и по очереди называют свои имена, но с таким условием: следующий игрок называет имя предыдущего. Пример, нашу игру начинает мальчик по имени Вова, а за ним стоит девочка Марина, а после нее Юля.
Вова, называет свое имя, а Марина говорит: «Вова, Марина», за ними Юля, которая повторяет: «Вова, Марина, Юля». И так, пока не пройдет весь отряд, а последние же конечно вожатые. Игра очень популярна и после нее легко запомнить имена детей.
Более серьезной игрой является игра «Паутинка». Дети садятся в круг, по очереди каждый рассказывает о себе, зачем он приехал в лагерь, что он ожидает от смены. Но пока он рассказывает у него в руках кусочек нити, часть от которой он наматывает на палец, а часть передает следующему человеку в отряде (нити должно хватить на всех). После того как все рассказали, у каждого на пальце намотан кусочек нити, а в кругу, котором сидят ребята, образовалась из нее паутинка. Ребята ее аккуратно снимают, складывают в бутель и закапывают, либо кидают в море, зависит от любви к природе со стороны вожатого, а в это время вожатый говорит слова о том, что наш отряд будет таким же дружным и неразлучным как паутинка, которую мы только что спрятали.
Маленькие педагогические советы для оргпериода:
По отношению к оргпериоду существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так и пройдет вся смена». К этой примете необходимо отнестись с большой внимательностью и пониманием. Если в первые дни ребята не научатся вовремя прибегать на зарядку, вовремя застилать кровати, культурно принимать пищу в столовой, пытаться прислушиваться к мнению других, не ждите, что они это будут делать к середине смены.
В 2005 году у меня в отряде собрались дети, которые совсем не хотели ехать в лагерь. Но, большинство подростков родителями были отправлены насильно. В виду этого, мне пришлось с ними долго разговаривать. Большинство подростков были удивлены, что в Артеке необходимо носить форму, жить по распорядку. Многие были в зарубежных пансионатах, где дети предоставлены сами себе и это их устраивало. Наш разговор начался с того, что взрослым можно быть всегда, а детство – не возвращается. Но, и это не повлияло на то, что бы ребята собрались в команду. Всю смену весь лагерь старался их поддерживать, но, они так и не сдружились. Причины: слишком взрослые подростки; раннее начало взрослой жизни; не желание подчиняться правилам лагеря и его истории.
В оргпериоде ребята проходят адаптацию. Адаптация – это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Этот процесс у разных ребят проходит по-разному. Причины так же различны. У кого-то причиной легкости является его самостоятельность, у кого-то, еще легче, а для кого-то этот процесс на столько мучителен, что ребенок не перестает плакать и говорить родителям «здесь все плохо», и требовать срочно, забрать его домой. На таких детей и надо ориентироваться, прежде всего, необходимо задействовать тех ребят, у кого адаптация проходит легко, тех, кто уже был в лагере.
В первые дни надо максимальное количество времени проводить в игровых формах. Необходимо заранее со своими напарниками согласовать и спланировать разнообразную деятельность в первые дни смены. Отобрать таки формы организации деятельности, которые не требуют больших затрат сил и времени. Соблюдать разумное сочетание физической и эмоциональной нагрузки, высокий темп, четкий регламент деятельности, непрерывность. Хорошо разработать подробные экскурсии, с учетом возраста ребят, отрядные «огоньки знакомств», продумать темы будущих направлений в деятельности отряда (здесь Вам в помощь придут Ваши знания полученные в Вузе)
Привлечение ребят к планированию – не уступка их возрасту, а обязательное условие общей педагогики. В ходе первых дел, знакомств, экскурсий вожатый настраивает на мысль о том, что вся будущая жизнь подростков в лагере зависит от их же деятельности, от того, как они смогут выбрать интересные дела. Необходимо трансформировать детские идеи в разумные формы деятельности.
В одном из моих лагерей, в 2002 году, когда мобильные телефоны еще не вошли в моду, а был только телефон-автомат и возле него выстраивались очереди. То, в организационный период телефон отключался и начинал работать на третий или четвертый день. В этот момент я с ребятами играл в написание письма домой. Мы рисовали с ребятами, что они видят во круг, мы делали аппликации или открытки из Крыма для родителей. Они имели все красочную форму. И ребята отправляли их домой. Какое же их удивление было, когда от родителей приходило письм



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: