Методическая разработка практического занятия для преподавателя




Методическая разработка практического занятия для преподавателя

По изучению раздела «Анатомия и физиология органов дыхания»

По учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»

Для студентов 1 курса специальности

Сестринское дело, базовой подготовки

 

Составил:

Саенко А.А.,

преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»

 

 

Канск, 2019 г.

ТЕМА: Анатомия и физиология органов дыхания.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

учебная:

- систематизировать и углубить знания студентов по основам строения и функциональной анатомии органов дыхания.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать навыки речевого общения, самостоятельности в приобретении знаний, работы с литературой.

воспитательные:

- возбудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом;

- воспитывать аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, взаимопонимание, взаимопомощь;

- воспитывать гуманистическое отношение к самому себе;

- формировать навыки самообразования.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

 

Перечень знаний и умений

С целью овладения ОК в ходе освоения данной темы студент должен

Уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

Знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

З3. Основные варианты строения и пороки развития органов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое


МЕТОДЫИ ФОРМЫОБУЧЕНИЯ:

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности – письменный, устный, самоконтроль;

- методы организации учебно-познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

- формы организации учебной деятельности – групповая.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: методическая разработка для преподавателя, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

а) обеспечивающие: нормальная анатомия.

б) обеспечиваемые: спланхнология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: дыхательная система и ее значение для организма.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

3. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

4. Контроль базового уровня знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом.

Ход занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент 2 мин Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 5 8 11 3 мин Преподаватель дает задание студентам определить значимость и актуальность темы, дав время на изучение метод. разработки. Определяет цели и план занятия
Повторение основных сведений по изучаемой теме 10 мин 1. Органы дыхательной системы: верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, собственно дыхательная часть, их функции. 2. Значение кислорода и углекислого газа для человека. Процесс дыхания – определение, этапы. Внешнее дыхание, характеристика, структуры его осуществляющие. Транспорт газов кровью. Тканевое дыхание. Принцип газообмена между дыхательными средами. 3. Обзор дыхательной системы: воздухоносные пути и легкие, их функции и строение. 4. Нос, наружный нос, носовая полость, носоглотка, придаточные пазухи носа. 5. Гортань, топография, строение стенки, хрящи гортани, мышцы гортани, отделы гортани, голосовая щель. Функции гортани. Трахея, топография, бифуркация трахеи, строение стенки, функции. 6. Плевра – строение, листки, плевральная полость, синусы. 7. Бронхи – виды бронхов, строение стенки, бронхиальное дерево. 8.Легкие – внешнее строение, границы, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Мертвое пространство, определение, виды. 9. Строение, границы, отделы средостения.
Контроль базового уровня знаний 10 мин Преподаватель проводит письменный анатомический диктант на знание студентами основных определений.  
Объяснение нового материала 20 мин Преподаватель объясняет новый материал, студенты записывают в тетрадь
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений, реализация У 1-2 90 мин Закрепление материала и практических умений осуществляется с помощью повторения изученного материала.
Самостоятельная работа студентов по формированию З 1-3 40 мин Студенты письменно выполняют задания в тетради, решив задания с карточки.
Подведение итогов 3 мин Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия
Задание на дом 2 мин 1) И.В. Гайворонский, стр. 225-248  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.
Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2. Eurolab.ua

3. Medlec.org

4. Krasgmu.net

5. E-anatomy.ru

 

 

Приложение 1

Значимость темы

Органы дыхания – это механизм, с помощью которого поддерживается жизнь у большинства существ на планете. Без воздуха невозможно передвигаться, пить и есть, встречаться с друзьями, общаться. Даже малейший его недостаток ухудшает самочувствие: перед глазами появляются тёмные круги, в ушах звенит, сознание затуманивается, ноги подкашиваются. Если же человек не дышит на протяжении длительного периода, у него наступают необратимые изменения в мозге, останавливается сердце, медики фиксируют смерть.

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы

1. Назовите этапы дыхания.

2. Какие органы входят в состав верхних и нижних дыхательных путей?

3. Перечислите околоносовые пазухи.

4. Какие хрящи образуют основу гортани?

5. Какие отделы выделяют в полости гортани?

6. Охарактеризуйте функции гортани.

7. Назовите структуры, образующие бронхиальное дерево.

8. Какие доли, поверхности и края выделяют в легком?

9. Перечислите границы легких.

10. Что такое пневмоторакс? Назовите основные его виды.

11. Перечислите органы переднего и заднего средостения.

12. Дайте характеристику дыхательных объемов.

13. Где расположен дыхательный центр? Какова его роль?


Приложение 3

Объяснение нового материала

 

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм человека кислорода, использование его для окисления органических веществ и удаления из организма углекислого газа.

Дыхание состоит из ряда этапов:

1. Транспорт газов к легким и обратно — внешнее дыхание.

2. Поступление кислорода воздуха в кровь через альвеолярно-капиллярную мембрану легких, а углекислого газа — в обратном направлении.

3. Транспорт O2 кровью ко всем органам и тканям организма, а углекислого газа — от тканей к легким (в связи с гемоглобином и в растворенном состоянии).

4. Обмен газов между тканями и кровью: кислород перемещается из крови в ткани, а углекислый газ — в обратном направлении.

5. Тканевое, или внутреннее дыхание, цель которого — окисление органических веществ с выделением углекислого газа и воды.

Дыхание — один из основных процессов, поддерживающих жизнь. Прекращение его даже на небольшой срок ведет к скорой гибели организма от кислородной недостаточности — гипоксии.

Поступление в организм кислорода и выведение из него во внешнюю среду углекислого газа обеспечивается органами дыхательной системы (рис. 1). Различают дыхательные (воздухоносные) пути и собственно дыхательные органы — легкие.

Дыхательные пути в связи с вертикальным положением тела делят на верхние и нижние. К верхним дыхательным путям относят: наружный нос, полость носа, носоглотку и ротоглотку. Нижние дыхательные пути — это гортань, трахея и бронхи, включая их внутрилегочные разветвления, или бронхиальное дерево. Дыхательные пути представляют собой систему трубок, стенки которых имеют костную или хрящевую основу. Благодаря этому они не слипаются. Их просвет всегда зияет, и воздух свободно циркулирует в обе стороны, несмотря на изменения давления при вдохе и выдохе. Внутренняя (слизистая) оболочка дыхательных путей выстлана мерцательным эпителием и содержит железы, вырабатывающие слизь. Благодаря этому вдыхаемый воздух очищается, увлажняется и согревается.

 

Рис. 1. Органы дыхательной системы:

Полость носа; 2 — полость рта; 3 — носоглотка; 4 — ротоглотка; 5 — надгортанник; 6 — гортаноглотка; 7 — трахея; 8 — левый главный бронх; 9 — левое легкое; 10 — верхнедолевой бронх; 11 — нижнедолевой бронх; 12 — среднедолевой бронх; 13 — правое легкое; 14 — правый главный бронх; 15 — гортань

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: