№ п/п | Элементы колесных пар, колесные пары и неисправности | в колесном цехе вагонного депо | в вагоноколесных мастерских и на ремонтных заводах | |||||
Оси | ||||||||
ППоперечные и относящиеся к ним наклонные трещины в любой части оси | Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | Ось бракуют. Поверхности шеек, знаки и клейма, относящиеся к ее изготовлению, зарубают* крестообразно зубилом. | ||||||
Следы касания электродом или электропроводом на любой части оси | То же | Примечание. Разрешается удалять обточкой трещины независимо от их глубины на подступичных частях осей, изготовленных после 1959 г. При этом толщина снимаемого слоя должна быть больше глубины трещины не менее чем на 0,5 мм, а диаметр подступичной части после обточки должен быть не менее 182 мм. После проточки подступичные части накатываются роликами Ось бракуют | ||||||
Поперечное расположение клейм и знаков на средней части оси | ” | То же | ||||||
Размеры менее допускаемых в любой части оси | ” | Оси III типа перетачивают в оси типа РУ1Ш. С остальными осями поступают так же, как в п. 1 | ||||||
Продольные трещины и плены: а) на средней обточенной и необточенной частях оси: б) на шейках и предподступич-ных частях оси | Разрешается оставлять одну длиной не более 2&мм"гопг-ниекольки суммарной длиной не более 25 мм. При длине трещины или плены свыше 25 мм ось бракуют Шейки и предподступичные части обтачивают до полного исчезновения дефекта. Диаметр этих частей оси после обточки должен быть в пределах установленных допусков. Если диаметр после обточки менее допускаемого размера, то: колесную пару направляют в колесные с колесной парой поступают так же, мастерские или на ремонтный завод как в п. 4 | |||||||
Засоры, закаты, местные сетчатые надрывы и другие дефекты на средней части | Устраняют обточкой на станке | |||||||
Забоины и вмятины: а) на средней части оси б) на шейках и предподсту-пичных частях осей для подшипников скольжения в) на шейках осей для роликовых подшипников | Если размеры оси в месте забоины или вмятины находятся в пределах допускаемых, то ось не бракуют, а если менее допустимых размеров, то: колесную пару направляют в колесные с колесной парой поступают так же, мастерские или на ремонтный завод как в п. 4 Шейки и предподступичные части обтачивают на станке до полного удаления дефекта Тупые забоины и вмятины глубиной не более 1,5 мм и площадью до 50 мм2 на расстоянии не ближе 50 мм от торца предподступичной части допускается оставлять без устранения. Выступающие края надо зачистить заподлицо с поверхностью шлифовальной шкуркой зернистостью 6 (ГОСТ 5009—75) с маслом в направлении вдоль шейки оси. При наличии забоин и вмятин более указанных размеров: колесную пару направляют в колесные с колесной парой поступают так же, мастерские или на ремонтный завод как в п. 1 | |||||||
г) на предподступичных частях осей для роликовых подшипников | Глубиной до 2 мм допускается оставлять без устранения с последующей зачисткой краев так же, как в п. 7, в. При забоинах и вмятинах более допускаемых размеров: колесную пару направляют в колесные с колесной парой поступают так же, мастерские или на ремонтный завод как в п. 1 | |||||||
Волосовины: а) на средней необточенной части оси | Устраняют так же, как в п. 5, б | |||||||
б) на средней обточенной части оси | Допускается оставлять без устранения не более трех волосовин в одном поперечном сечении оси при условии, что длина отдельной волосовины не превышает 50 мм. При отклонении от указанных норм: колесную пару направляют в колесные среднюю часть оси обтачивают на мастерские или на ремонтный завод станке до полного удаления дефекта | |||||||
в) на галтелях | Ось обрабатывают на станке до полного удаления дефекта | |||||||
г) на цилиндрической части шейки оси | Допускается оставлять без устранения, если общее количество волосовин не более пяти или в любом поперечном сечении не более трех и если длина отдельной волосовины не превышает 10 мм. При отклонении от указанных норм: | |||||||
колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | шейки оси обтачивают на станке до полного удаления дефекта | |||||||
д) на предподступичных и подстуничных частях | Допускается оставлять без устранения, если в одном поперечном сечении имеется не более трех волосовин общей длиной 25 мм или одна волосовина длиной до 25 мм. Волосовины длиной до 3 мм на всех частях оси, кроме галтелей, при нестрочечном и нескученном их расположении не учитывают. | |||||||
ИИскривление оси в средней необточенной части, оставшееся после ее изготовления | Допускается не более 8 мм. Определяется проворачиванием оси в центрах станка, при этом величина биения не должна превышать 16 мм. При отклонении от указанных норм: | |||||||
колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | ось бракуют. Колесную пару расформировывают, с осью поступают так же, как в п. 1 | |||||||
Изогнутость оси | Определяется измерением расстояния между внутренними гранями ободов колес в четырех точках или вращением в центрах станка по обточенным частям оси. При наличии изогнутости оси: | |||||||
колесную пару направляют и колесные мастерские или на ремонтный завод | ось бракуют. Колесную пару расформировывают, с осью поступают так же, как в п. 1 | |||||||
Протертость на средней части оси | Глубиной не более 2,5 мм допускается оставлять без устранения При протертости более указанной: | |||||||
колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | дефект устраняют обточкой на станке с плавным переходом к необточенным местам при условии, что диаметр оси после обточки в протертом месте будет не менее допускаемого размера. При невыполнении указанного условия с осью поступают так же, как в п. 1 | |||||||
Задиры: а) на шейках и предподсту-пичных частях осей колесных пар с подшипниками скольжения | Устраняют обточкой на станке | |||||||
б) на шейках осей колесных пар с роликовыми подшипниками | То же | |||||||
в) на предподступичных частях осей колесных пар с роликовыми подшипниками | Глубиной до 2 мм под лабиринтным кольцом допускается оставлять без устранения при условии зачистки выступающих краев. При большей глубине: | |||||||
колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | ось бракуют. Колесную пару расформировывают, с осью поступают так же, как в п. 1 | |||||||
Риски: а) на шейках осей колесных пар для роликовых подшипников | Допускается оставлять без устранения: поперечные глубиной и шириной не более 0,5 мм при расположении их не ближе 80 мм от торца предподступичной части оси; продольные глубиной не более 1 мм при расположении их не ближе 50 мм от торца предподступичной части оси; невыведенные круговые риски от задира при проворачивании втулки переднего подшипника глубиной не более 1,5 мм, общей площадью (после зачистки) не более 20% посадочной поверхности; отдельные ''вырывы металла глубиной до 2,5 мм.При превышении указанных допускаемых размеров риски устраняют шлифовкой или обточкой | |||||||
б) на шейках и предподступичных частях осей колесных пар с подшипниками скольжения | Устраняют обточкой на ста | |||||||
в) на предподступичных частях осей колесных пар с роликовыми подшипниками | Допуски и порядок устранения такие же, как вв п.12,в | |||||||
Следы коррозии | устраняют обточкой | |||||||
Величины радиусов галтелей менее допускаемых | Восстанавливают обточкой на станке | |||||||
Толщина и высота буртов шеек осей менее допускаемых размеров | Восстанавливают наплавкой с последующей механической обработкой | |||||||
Темновины и светловины на обработанных частях оси | Допускается оставлять без устранения при отсутствии признаков расслоения металла. При наличии расслоения дефект устраняют обточкой | |||||||
Ободы цельнокатаных колес | ||||||||
Трещины поперечные и косые | Цельнокатаные колеса бракуют: | |||||||
Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | неисправное цельнокатаное колесо заменяют исправным | |||||||
Трещины или плены продольные: | ||||||||
а) на поверхности катания | Устраняют обточкой на станке | |||||||
б) на внутренних или наружных гранях | Дефекты устраняют вырубкой с плавным переходом к основной поверхности Допускаются: глубина вырубок на наружных гранях не более 5 мм, на внутренних (за исключением гребня) не более 3 мм при общей длине их не свыше 300 мм количество вырубок в одном сечении не более трех. При отклонении от указанных норм колесную пару обтачивают на станке | |||||||
Откол наружной грани колеса | Колесную пару обтачивают на станке | |||||||
Выщербины на поверхности катания более допускаемых размеров | То же | |||||||
Ползуны (выбоины) более допускаемых размеров | ” | |||||||
Равномерный прокат поверхности катания более допускаемых размеров | ” | |||||||
Неравномерный прокат или кольцевые выработки на поверхности катания более допускаемых размеров | ” | |||||||
Смещение металла (“навар”) на поверхности катания | Колесную пару обтачивают или устраняют “навар” наждачным кругом с соблюдением следующих требований: на зачищенном месте не должно быть трещин; переход зачищенной поверхности к незачищенной должен быть плавным; зачищенная поверхность должна располагаться заподлицо с прилегающими бездефектными участками; в месте зачистки допускается углубление не более 0,5 мм, величину которого проверяют абсолютным шаблоном | Колесную пару обтачивают на станке | ||||||
Местное увеличение ширины обода колеса (раздавливание) или местное уширение обода более допускаемого размера | Колесную пару обтачивают на станке | |||||||
Остроконечный накат гребня | То же | |||||||
Овальность и эксцентричность по кругу катания более допускаемой величины | ” | |||||||
Толщина гребня менее допускаемой | Поверхность катания и гребень обтачивают на станке. Тонкий гребень наплавляют с последующей обточкой поверхности катания и наплавленного гребня на колесотокарном станке | |||||||
Вертикальный подрез гребня более допускаемых размеров | Устраняют так же, как в п. 29 | |||||||
Толщина или ширина обода менее допускаемых размеров | Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | Цельнокатаное колесо заменяют исправным | ||||||
Круговой наплыв металла, выходящий за наружную грань обода колеса, а также местный откол кругового наплыва без трещин, идущих в глубь обода | Устраняют восстановлением фаски на станке, а при необходимости — обточкой по всему профилю | |||||||
Диски и ступицы цельнокатаных колес | ||||||||
Трещина в ступице | Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | Цельнокатаные колеса бракуют и заменяют исправными | ||||||
Сквозные и несквозные трещины в дисках | То же | То же | ||||||
Плены, закаты и другие пороки в дисках | Вырубают при условии, что их глубина не выводит данное сечение за пределы допускаемых размеров и общая длина всех вырубок не более 300 мм. Допускается не более трех вырубок в одном поперечном сечении. При несоблюдении указанных требований: | |||||||
колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | цельнокатаное колесо бракуют и заменяют исправным | |||||||
Колесные пары | ||||||||
Расстояние между внутренними гранями ободов колес не соответствует установленным нормам | При расстоянии менее допускаемого размера обтачивают внутренние грани. Если расстояние более допускаемого размера: | |||||||
Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | колесную пару переформируют | |||||||
Разность расстояний вежду внутренними гранями ободов, измеренная в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, более допускаемых размеров | Производят обточку внутренних граней. При наличии хотя бы в одном из обмеряемых мест расстояния между внутренними гранями более допускаемых размеров дефект устраняют так же, как и п. 36; промеряют биение оси | |||||||
Признаки ослабления ступиц колес на оси | Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | Производят опробование на слвнг ступицы колеса, имеющего признаки ослабления. Примечание. Признаки ослабления см. п.4.1 к настоящей Инструкции | ||||||
Сдвиг ступицы колеса на оси | Колесную пару направляют в колесные мастерские или на ремонтный завод | Колесную пару расформируют | ||||||
Разница расстояний между торцами оси и внутренними гранями ободов колес более допускаемых размеров | То же | Колесную пару переформируют | ||||||
Разница диаметров по кругу катания колес более допускаемых размеров | Колесную пару обтачивают на станке | |||||||
|
|
|
Начальник отдела роликовых подшипников и колесных пар ЦВ МПС В. ЧУРСИН
Заведующий отделением вагонного хозяйства ЦНИИ МПС А. ДОЛМАТОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
10. АКТ НА ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ИНВЕНТАРЯ КОЛЕСНЫХ ПАР
_________________________________________ 197 г.
(наименование ремонтного пункта, где составлен акт)
Мы, нижеподписавшиеся, произвели комиссионный осмотр колесных пар на предмет исключения их из инвентаря
№ п/п | Маркировка оси | Тип оси | Наименование неисправности оси и колеса | Годные колеса |
На основании п. 21.2 Инструкции № ЦB/3429 указанные колесные пары исключены из инвентаря и подлежат расформированию.
Подписи______________________
[1] Классификация неисправностей колесных пар и их элементов приведена в приложении 5.