Теоретический блок
Источники для изучения:
1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 295с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс)(библиотека).
2. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 400 с.. текст электоронный URL:https://uchebnikfree.com/pedagogika-spetsialnaya-uchebniki/spetsialnaya-pedagogika-uchebnika.html
Уважаемые студенты! Продолжаем знакомиться с темой, сохраните текст для будущего опроса.
Специфика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
На современном этапе разработаны адаптированные программы для детей с нарушением зрения, где раскрыты основные направления и специфика обучения воспитания детей с нарушениями зрения:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст]: метод. рек. / под ред Н. Н. Яковлевой, А. М. Витковской. - СПб.: СПб АППО, 2015. - 163 с.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксивой. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с https://kiro46.ru/docs/Spec_programma.pdf
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17). https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/doshkolniki/примерная-аооп-дошкольного-образования-детей-с-амблиопией-и-косоглазием.pdf
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17). https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/doshkolniki/примерная-аооп-дошкольного-образования-слабовидящих-детей.pdf
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей.(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17).https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/doshkolniki/примерная-аооп-дошкольного-образования-слепых-детей.pdf
Практический блок:
Практическпя работа № 7
Уважаемые студенты! Познакомьтесь с адаптивной программой по ссылке(по выбору студента № 2, 3,4,5). Проанализируйте основные пункты по вопросам.
Инструкции к выполнению:
Анализ по вопросам:
1. Выберите программу из предложенного списка; назовите авторов программы, год издания, издательство.
2. Познакомьтесь с аннотацией, ответьте на вопрос «Для какой категории предназначена программа, каковы ее ведущие цели?»
3. Прочитайте оглавление, ответьте на вопрос «Какова структура программы?»
4. В чем отличие этой программы от уже известных вам программ?
5. В чем специфика воспитания и обучения детей с нарушениями зрения? Приведите примеры.
Результаты КСР, подлежащие проверке:
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 6 находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста У4 определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии | Критерии оценки анализа программы точный, полный анализ в тетради | Выполнение требований анализа программы |
Практическая работа №8
Анализ видеозаписи (или конспекта) коррекционного конспекта с детьми с сенсорными нарушениями (приложение №1)
Инструкции к выполнению:
Просмотреть видеозапись занятия, проведение игр (или конспекта) и проанализировать по вопросам
Вопросы к анализу:
1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятия, игр?
2. Какие решались задачи: образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные? Были ли обеспечены их комплексность, взаимосвязь?
4. Рационально ли выбраны структура, время, место, форма организации занятия?
5. Оцените содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснование выбранным методам обучения.
6. В чем проявился дифференцированный подход к детям? Какие средства обучения использовались?
7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия?
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У 6 находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития воспитателя детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии У4 определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии | Критерии оценки анализа занятия, игр: 1.точный, полный анализ просмотренного занятия 2.умение доказать свою точку зрения | Выполнение требований анализа занятия, игр |
Приложение №1
Конспект коррекционного занятия в средней группе для детей с нарушением зрения.
Тема: классификация обуви по назначению.
Форма проведения: подгрупповая.
Предварительная работа:
· экскурсия в обувную мастерскую
· просмотр мультфильмов «Сказка о том, как обувь друг с другом спорила», «Город башмачков», «Два башмачка».
Задачи:
· Упражнять в классификации обуви по назначению (домашняя, спортивная, уличная);
· Знакомить с трудом сапожника (элементарными трудовыми операциями, инструментами);
· Упражнять в ориентировке в малом и большом пространстве, в горизонтальной и вертикальной плоскости;
· Развивать умение находить два одинаковых предмета из множества похожих;
· Развивать умение видеть часть целого и находить ее местоположение в объекте;
· Закрепление понятий: обувь, пара, обувной магазин, обувная мастерская.
Материал к занятию: «светящаяся дорожка», ленты для лабиринта, карточки с условными обозначениями — дом, улица, спорт; предметные картинки с разными видами обуви, сюжетные картинки «обувной магазин», «магазин одежды»; листы с заданием «Найди пару» и цветные фишки к ним; контурные изображения обуви без какой либо детали и недостающие детали к ним; силуэты следов; презентация «Обувная мастерская»; листы с