Приемы эффективного общения.




Психологические основы общения и межличностного взаимодействия: «Зачем человеку общение?» - понятие общения, роль общения в жизни человека, функции общения, стили общения, эффективные приемы общения, виды и средства общения: вербальные и невербальные средства общения, субъекты общения.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Вся жизнь человека проходит в общении. Случайная или намеренная изоляция – тяжелейшее испытание для людей, почему-либо лишенных возможности общаться. Вспомним, в связи с этим, переживания невольных «робинзонов», состояние космонавтов-«одиночек», ужас одиночного заключения, тяготы добровольного затворничества, жестокость наказания бойкотом. Дело в том, что общение является одной из главных потребностей человека, связано с самой его сущностью: человек – общественное существо.

В качестве синонима термину «общение» в науке используется термин «коммуникация». Коммуникация возможна не только между людьми. Информационные процессы имеют место и в животном мире, в технических системах – всюду, где происходит передача и получение информации. Когда же речь идет о собственно человеческой коммуникации (общение между людьми, человеко-машинное общение, общение человека с животным) пользуются преимущественно словом «общение».

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации
  • восприятие друг друга
  • взаимооценка партнерами друг друга
  • взаимовлияние партнеров
  • взаимодействие партнеров
  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);

информационная (обмен информацией между людьми);

когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии);

эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью); конативная (управление и коррекция взаимных позиций);

креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними).

Стиль общения – это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) характеристики, определенную эмоционально-волевую окраску. Все эти проявления обусловлены темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, а также арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств.

Авторитарный стиль-навязывание своей точки зрения, категоричное пересечение индивидуальности.

Либеральный – некоторое заискивание, идти на поводу

Демократический стиль общения – позволяет участникам общения чувствовать себя личностью.

Приемы эффективного общения.

1. искренне интересуйтесь другими людьми.

2.улыбайтесь.

3.Чаще обращайтесь к собеседнику по имени.

4. Будьте хорошим слушателем, поощряйте других.

5. говорите больше о том, что интересует вашего собеседника.

6. внушайте собеседнику осознание его значительности. Все делайте искренне.

Общение чрезвычайно многогранно. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам. Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактам людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсоналъное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествам, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный). В ролевом общении человек лишается оп­ределенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого об­щения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функ­ции.

Общение может быть также доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. Деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение исторически является первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Различают следующие средства общения:

- вербальные (когда в качестве знаковых систем используются устная и письменная речь). В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: устная и письменная;

- невербальные, которые нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

Они делятся на следующие категории:

а) визуальные средства общения, к которым относятся:

- кинесика – движение рук, ног, головы, туловища;

- направление взгляда и визуальный контакт;

- выражение глаз;

- выражение лица;

- поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного текста; кожные реакции (покраснение, появление пота);

- дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

- вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

б) акустические (звуковые) средства общения, в которые входят:

- паралингвистические, т. е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте);

- экстралингвистические, т. е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, «шмыганье» носом и т. п.);

в) тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) средства общения, включающие:

- физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.

- такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу);

г) олъфакторные:

- приятные и неприятные запахи окружающей среды;

- естественный и искусственный запахи человека и др.

Субъект общения - Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо.

Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: