Профилактика возникновения конфликтов.




Вопросы: 1. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.

Профилактика возникновения конфликтов.

Литература: Романов А.Н. Автотранспортная психология. / А.Н. Романов – М.: Академия, 2015. – 66 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 3.3.

От участников дорожного движения зависит моральный климат, который во многом определяет безопасное движение транспортных средств и пешеходов.

Этика поведения водителя означает совокупность моральных правил в отношениях к другим участникам движения. Согласно этим правилам недопустимы грубость, агрессивное поведение, невнимательность, пренебрежение к нормам поведения на дороге.

Довольно заметно различие в отношениях водителей разных квалификаций к другим участникам движения. У мастера своего дела стиль поведения на дороге, как правило, внимательный и вежливый. Таких водителей объединяет единство интересов, высокий уровень водительского мастерства.

Некоторые водители при интенсивном движении в транспортном потоке вклиниваются между автомобилями, вынуждая других резко тормозить, препятствуют обгону увеличением скорости и т. п., создавая нервозную обстановку на дороге и «рваный» ритм движения.

Одним из опасных конфликтов является конфликт между водителями маршрутных транспортных средств и водителями частных автомобилей. Последним не хватает мастерства, поэтому они, нередко, создают препятствия на дороге. Водители маршрутных транспортных средств со своей стороны не проявляют к ним должного понимания и терпения. Более того, во многих случаях в погоне за прибылью эти водители сами допускают грубые нарушения Правил. Они часто резко отъезжают от остановки, резко тормозят и останавливаются для высадки и посадки пассажиров в запрещенных местах, на второй и даже на третьей полосе, на пешеходных переходах, на перекрестках, сужая проезжую часть и создавая опасные ситуации для разъезда.

 


Отдельные водители пренебрежительно относятся к ученикам за рулем.

Они могут сократить дистанцию, угрожая наездом, могут «подрезать», совершая маневр непосредственно перед автомобилем, эмоциональными жестами выказывают свое недовольство по поводу допущенных огрехов. А ведь новички должны учиться этике поведения прежде всего у опытных водителей. Начинающим требуется поддержка, внимание и тактичное отношение.

 

Правилами дорожного движения предусмотрено особое отношение к таким участникам дорожного движения, как дети, лица пожилого возраста и лица с явными признаками инвалидности.

Недопустимы на дороге проявления чувства мщения (увеличением скорости в случаях обгона, «подрезанием» транспорта, резким торможением, уменьшением интервала или дистанции и т. п.).

Важное этическое значение имеет реагирование водителя на обращение за помощью. По устоявшимся неписаным правилам водитель должен прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Настоящий водитель никогда не останется в стороне, если его коллега обратится к нему за технической помощью.

Обязательно нужно оказать доврачебную помощь потерпевшим в ДТП, вызвать скорую помощь, при необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

Много конфликтных ситуаций возникает во взаимоотношениях водителя или кондуктора частных маршрутных транспортных средств и пассажиров, водителей и пешеходов, в случаях нарушений на пешеходных переходах. Некоторые водители не задумываются о состоянии пассажиров, когда резко стартуют или тормозят.

Основные этические советы водителям следующие.

Обратите внимание, какие действия водителей вас раздражают тогда, когда вы являетесь пешеходом, и наоборот, обратите внимание, что в поведении пешеходов раздражает вас как водителя, и никогда не поступайте так же.

Не стоит адекватно реагировать на поведение агрессивных водителей, вы их все равно не перевоспитаете, только впустую потратите свои нервы. Более того, отвечая им тем же, вы вольно или невольно ставите себя на один уровень с ними, а точнее, опускаетесь до их уровня. Относитесь с уважением к другим участникам дорожного движения, соблюдайте правила водительской этики и солидарности, не позволяйте себе раздражаться за рулем — и ваша езда будет комфортной и безопасной.

Старайтесь доставлять как можно меньше неудобств другим участникам движения. Культурный водитель всегда пропустит женщину с ребенком, инвалида или обычного пешехода и вне пешеходного перехода. Не забывайте, что при езде по крайней правой полосе в дождливую погоду вы можете случайно забрызгать пешехода грязью.

Если вы паркуетесь на стоянке, где мало свободных мест, ставьте машину компактно, чтобы не занимать сразу два места. Отвратительный поступок — «подпереть» чужую машину и уйти. Если у вас нет иного выхода — оставьте под стеклом на приборной панели лист с номером своего мобильного телефона, чтобы вас могли вызвать в случае необходимости.

Не торопите водителя стоящей впереди машины громким и длинным звуковым сигналом. Если он не тронулся с места вовремя на разрешающий сигнал светофора, лучше «моргните» ему фарами — это будет уважительнее и этичнее.

Никогда не отказывайте попавшим в беду коллегам, помогите завести машину, одолжите насос или домкрат, не жалейте нескольких литров бензина. От неприятностей никто не застрахован, в том числе и вы. Если едущий впереди автомобиль подает сигнал маневрирования, но не может его осуществить, пропустите его.

Не создавайте помех, если вас кто-то обгоняет, и, наоборот, всячески содействуйте выполнению этого сложного маневра.

Не пытайтесь объехать поток в крайнем правом ряду. Вы обязательно упретесь в припаркованную машину и начнете вклиниваться в левый ряд. Этим вы создадите проблемы другим водителям, нарушите ритм движения.

Прежде чем проявлять свое недовольство, подумайте, почему водитель едущей впереди машины ведет себя так. Посмотрите на номера (приезжий), на водителя (женщина, пенсионер), состояние машины.

По тому, какой ряд занимает едущая впереди машина, какие знаки впереди, какая марка машины (что дает знание мощности, маневренности, психологии водителя), можно с максимальной точностью предсказать, как поведет себя водитель этой машины. Исходя из этого, вы можете планировать свои маневры.

Помните об ответственности за сидящих рядом пассажиров, никогда не рискуйте. Используйте наиболее безопасные приемы управления своим транспортным средством. Никогда не садитесь за руль в нетрезвом состоянии. Постоянно следите за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства. Не забывайте, что безопасное движение требует не соревнования, а сотрудничества между водителями.

Если на автомагистрали вы кого-то догоняете, вежливый водитель передней машины обязательно примет вправо, создавая максимально удобные условия для обгона; когда вас догоняют, то ждут таких же действий.

ЛЕКЦИЯ 4.1. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий.

Вопросы: 1. Влияние дорожных условий на безопасность движения.

2. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Литература: Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.

Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения по теме 4.1.

Скользкая дорога. Скользкой бывает не только зимняя дорога, по­крытая льдом или снегом. В теплое время года коварен асфальт в начале дождя, когда еще не смылись, но уже успели намокнуть пыль и грязь, представляющие собой «отличную» смазку. Скользко бывает ранним утром, особенно в туман, и в жаркий полдень, Когда на асфальтобетоне выступает вяжущее вещество. Повышенной скользкостью обладает свежеуложенный асфальт. На высокой скорости «поскользнуться» можно и на абсолютно сухой, но волнистой (дефект асфальтового покрытия) дороге, когда колеса теряют сцепление с покрытием во впадинах между гребеш­ками неровностей.

Скользкое покрытие, как правило, неоднородно, и при различной силе сцепления ведущих колес (правого и левого) легко развивается занос автомобиля. Водителю очень важно быть готовым к его преодолению. Восстановить устойчивость автомобиля при возникшем заносе возможно только плавным снижением тяги (при необходимости - до остановки) и осторожным ступенчатым торможением, не допускающем блокировки колес. Нас­колько сильно требуется нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Резкое торможение только усугубит ситуацию, т. к. заблокированные колеса срываются в скольжение значительно быстрее катящихся. Кроме того, несущийся юзом автомобиль совершенно неуправляем.

Трогаться с места на скользкой дороге лучше на второй передаче, поскольку при этом на колеса передается меньший момент и становится намного легче дозировать силу тяги, не допуская пробуксовки колес.

Итак, ввиду важности вопроса, резюмируем. На скользкой дороге в несколько раз увеличивается тормозной путь. Сильно возрастает опасность блокировки колес, а это чревато самым неприятным - потерей поперечной устойчивости автомобиля.

 

Избежать блокировки колес можно только плавным нажимом педали тормоза. Насколько сильно можно нажимать педаль тормоза, водитель должен чувствовать по поведению автомобиля. Уже при выезде следует пробовать скользкую дорогу осторожным торможением. И уж обязательно поступать так, если это первый в сезоне гололед или был перерыв в вождении.

Коэффициенты сцепления различных дорожных покрытий составляют:

• цементобетонное, сухое, твердое, шероховатое — 0,7 — 0,8;

• асфальтобетонное, сухое, сухой булыжник — 0,5 — 0,6;

• асфальтобетонное или булыжное грязное, скользкое или промерз­шее - 0,2-0,3;

• цементобетонное влажное — 0,2;

• гололедица — 0,08 — 0,15.

 

Опасными метеорологическими условиями для автомобильного транспорта являются гололедица, туман, пыльная буря, сильный снегопад, метель, дождь, град, сильный, порывистый ветер и некоторые другие. В этом случае водитель должен принять все возможные меры безопасности: включить внешние световые приборы (в крайних случаях - аварийную сигнализацию), снизить скорость, увеличить дистанцию до идущих впереди автомобилей, а при необходимости - прекратить дви­жение и эвакуировать пассажиров.

Гололедица - лед на проезжей части дороги, который образуется при замерзании жидких осадков (дождя, мороси, капели, густого тумана и т. п.). Скользким, как лед, является также снежный накат: уплотненный и раскатанный колесами автомобилей снег на проезжей части дороги.

Густой снегопад снижает видимость, вызывает обледенение ветрового стекла, щеток стеклоочистителей, наружных зеркал заднего вида, внешних световых приборов. При ухудшении обзорности дороги водителю следует время от времени останавливать автомобиль для удаления льда и налипшего снега. Следует помнить и об ухудшении видимости светофоров, знаков, разметки, а также сигналов торможения идущих впереди автомобилей. Поэтому главная опасность при снегопаде связана с выбором безопасной скорости и дистанции. Особую осторожность следует соблюдать при следовании за автомобилем с шипованными шинами. Тормозной путь такого автомобиля в 1,5—1,6 раза меньше обычного (на шинах, не оснащенных шипами), поэтому дистанцию следует увеличить.

В оттепель при температуре воздуха выше 0 С грунтовые обочины размягчаются, поэтому съезд с проезжей части может быть чреват заносом и опрокидыванием автомобиля.

При въезде в туман важно вовремя включить ближний свет фар. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для того, чтобы ваш автомобиль лучше видели другие участники движения. Ближний свет фар создает зону видимости, в зависимости от протяженности которой (т. е. густоты тумана) водителю следует выбирать безопас­ную скорость движения автомобиля. Еще лучше, чем ближний свет фар, в тумане «работают» противотуманные фары. Дальний свет фар в тумане не просто бесполезен, а даже опасен, т. к. направленные вперед (а не вперед - вниз) световые лучи, отражаясь капельками влаги, образуют яркую светящуюся пелену, скрывающую дорогу и расположенные на ней объекты.

Плохая видимость в тумане влияет и на психику водителя. Порой у него создается обманчивое впечатление полного безлюдья, и, когда внезапно и беззвучно появляются контуры встречного автомобиля, водитель может испугаться и даже испытать состояние стресса.

Сильный дождь также снижает видимость и создает задержки в движении. А также возможны размыв полотна дороги, повреждение дорожных знаков и другие опасности. Даже при небольшом дожде стекла автомобиля нередко запотевают, видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток можно не сразу заметить, что стекла запотели, в то время как видимость падает до опасного предела. Для лучшей вентиляции салона (кабины) автомобиля можно приоткрыть боковое стекло, однако при этом возникает опасность быть облитым водой, разбрызгиваемой колесами встречного автомобиля.

Во время дождя внешние световые приборы автомобиля покрываются водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами встречных и попутных автомобилей, которая ухудшает освещение дороги и заметность автомобиля сзади.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: