Учебная дисциплина «Основы педагогики и психологии».
Учебные группы: ОКБ-3, ОКД-3.
Преподаватель Тихомирова Н.Ф.
E-mail: tichom57@gmail.com
Тема: Чувства и эмоции человека.
План:
1.Понятие об эмоциях и чувствах.
2.Виды эмоций: положительные, отрицательные, стенические, астенические.
3.Чувства и их виды: моральные, интеллектуальные, эстетические.
4.Значение эмоций и чувств в жизни человека.
Существует довольно много различных теорий эмоций, объясняющих причину их возникновения и динамику развития (концепции У.Джемса, К.Ланге, У.Кеннона, П.Барда, С.Шехтера).
Современное понимание термина «эмоции» началось со статьи У.Джемса «Что такое эмоция?» в 1884 году. У.Джемс и К.Ланге сформулировали теорию, в которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов – сердечной. Связанные с этими изменениями ощущения и являются эмоциональными переживаниями. По Джемсу «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеёмся».
Концепция Джемса – Ланге вызвала ряд возражений. У.Кеннон обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций.
Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию.
С.Л.Рубинштейн характеризует эмоции следующими признаками: во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие – неудовольствие, веселье – грусть, радость – печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: в ревности страстная любовь уживается с жгучей ненавистью.
|
Эмоции есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические (от греческого слова «стенос» - сила) и астенические («астенос» - слабость. Бессилие). Стенические эмоции повышают активность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, вызывают подъём, возбуждение, бодрость. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.
К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные» эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
В зависимости от силы и длительности, устойчивости эмоций выделяют настроения и аффекты.
Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут некоторую информацию о них.
Функции чувств:
Отражательная – обобщенная оценка событий. Чувства позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено самое вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая) – чувства как бы определяют направление поиска. Способное удовлетворить решение задачи.
|
Подкрепляющая – непосредственное участие чувств в обучении. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная – обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяются доминирующая потребность.
Приспособительная – благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Коммуникативная – мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств».
Виды высших чувств:
Моральные – чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные – чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические – чувства, выражающие отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве.
Контрольные вопросы для устного ответа:
1.Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?
2.Какая разница между настроением и аффектом?
3.Какие эмоции вы знаете?
4.Каковы функции чувств?
5.Охарактеризуйте высшие чувства человека.
6.Чем вызываются эмоции человека?
7.Что такое настроение, страсть, стресс?
8.Каково значение эмоций и чувств в жизни человека?
Литература
1.Общая психология / Маклаков А.Г. – СПб.: Питер, 2001.
2.Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624с.
3.Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник /А.И.Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400с.
4.Изард К Эмоции человека. – М., 1980.
5.Додонов Б.И. В мире эмоций. – К., 1987.