Особенности немецкой классической философии




В Германии конца XVIII – первой половины XIX века философская мысль развивалась под влиянием, с одной стороны, идей Великой французской революции, с другой – достижений естество­знания и общественных наук. Все это обусловило то, что через философские системы, разрабатываемые немецкими мыслителями, пробивалась мощная диалектика, составившая главное достоинство немецкой классической философии.

Проблемы и вопросы немецкой философии

Немецкая философская мысль, решающая вопросы мировоззрения в большей степени опиралась на естествознание, а так же достижение положительных результатов в изучении общественных наук. Нужно отметить влиятельных деятелей этого понятия.

Черты, характеризующие немецкую философию:

• роль философии в создании мировой культуры и истории развития человека;

• основной задачей философии, по мнению немецких классиков, была критичность культуры, критичность человеческого разума и человеческой сущности;

• немцы относились к философии, как к системе идей философии;

• классическая философия, рассматривала концепцию диалектики

• немцы отмечали роль философии, как науки рассматривающей проблемы гуманизма и осмысления человеческих, поступков.

• рассматривался вопрос, как человеческая деятельность повлияла на процесс эволюции.
Основными идеологами философского учения были:

• Иммануил Кант;

• Георг Гегель;

• Шиллинг. Ф.;

• Фейербах. Л.

Вопросы, поднявшие эти деятели ранее не смогли порешать популярные до этого понятия: рационализм, просвещение и эмпиризм. Классическая философия начала смещать акценты с природных явлений на изучение сущности человека, его месте в развитии цивилизации и сотворении истории. Немецкие философы развивают мысль о том, что люди живут не миром природы, а миром культуры.

Иммануил Кант (I724-I804 г.г.) является родоначальником немецкой классической философии. В его научной деятельности выделяют два периода: докритический (до 1770 года) и критический (после 1770 года).

В докритический период занимался вопросами естествознания, выдвинул ряд идей на развитие естествознания. Гипотеза о происхождении солнечной системы (произошла естественным путем из газов и туманностей). Вторая гипотеза о замедлении суточного вращения Земли под влиянием приливов и отливов.

В критический период Кант создает систему трансцендентального или критического идеализма.

Трансцендентальный – имманентый сознанию, внутренне ему присущий и, соответственно, познаваемый.

Трансцендентный - т.е. находящийся вне нашего сознания, недоступный сознанию, и поэтому

непознаваемый.

Свои философские взгляды он излагает в трех основных работах: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". В этих работах Кант подверг критическому анализу познавательные способности человека, разработал идеалистическую теорию познания, рассматривал вопросы этики и эстетики.

Кант признавал объективное существование (существование, независимое от сознания человека) материальных предметов, но считал их не познаваемыми – «вещами в себе». Наряду с ними, по Канту, существует мир явлений, называемый природой, который мы видим, воспринимаем, в котором живем. Мир явлений не обладает самостоятельным, независимым от человеческого сознания существованием, а возникает в результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств человека и является совокупностью человеческих представлений.

Мир явлений беспорядочен, хаотичен, в нем нет закономерности и необходимости, существует вне пространства и времени. И лишь человек в процессе познания вносит в этот хаос порядок: размещает все явления в пространственно-временные рамки, сообщает им необходимость, закономерность.

Кант считал, что познание человека проходит три ступени: чувственного созерцания, рассудка и разума.

Доказывая ограниченность человеческого познания миром явлений, Кант выдвинул четыре антиномии (противоречия), в которые впадает разум человека, при решении вопросов, выходящих за пределы мира явлений:

1) Мир конечен во времени и пространстве, мир бесконечен во времени и пространстве;

2) Все в мире просто и неделимо, все в мире сложно и делимо;

3) В мире существует свобода, в мире нет свободы и все совершается по законам природы, то есть необходимо;

4) Существует Бог как первопричина мира, не существует ни какой первопричины мира.

В вопросах этики Кант известен как создатель учения об общей для всех людей морали. Разработал категорический императив (повеление), или основной нравственный закон. Его смысл заключается в следующем: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для поведения всех, то есть нормой всеобщего законодательства.

Иоганн Фихте (18 – нач. 19 века) субъективный идеалист, создал классическую систему диалектического субъективного идеализма. Основное произведение «Наукоучение». Предметом своей философии Фихте считал – исследование самосознания человека, как основы и первоначала всего существующего. Свою философскую систему именовал «наукоучением», характеризуя ее как науку, стоящую над всеми другими науками, и вооружающую их принципами, основами всех знаний о мире. Фихте выделил три основоположения, присущие сознанию субъекта (человека) до всякого опыта и представляющие собой фундамент для возможного научного знания:

1. «Я есть Я» или «Я полагает Я» (самотворение, самоутверждение);

2. «Я есть не-Я» или «Я полагает не-Я» (творение всего, что окружает);

3. «Я полагает Я и не-Я» (объединение предыдущих значений,

обладающее исчерпывающей полнотой).

На первом стадии развития сознание субъекта определяет свою сущность в процессе своей деятельности (рефлексия – взгляд сознания на самого себя). На второй стадии развития сознание «Я» порождает свою противоположность – мир объектов, расположенных вне сознания, т.е. «не-Я». На третьей стадии происходит объединение предыдущих значений и получается внутренне противоречивый процесс борьбы двух моментов сознания: субъективного «Я» и порожденного им объективного «не-Я», который есть источник и движущая сила развития всего сущего, всей действительности.

Положение о непрерывной активной творческой деятельности сознания является основным в философии Фихте.

Фридрих Шеллинг (18-19 век) представитель немецкого классического идеализма. Основное произведение - «Система трансцендентального идеализма». Создал свою систему объективного идеализма, философию тождества духа и природы, субъекта и объекта. В философской системе Шеллинга первоосновой всего сущего считается не материя и не сознание, а абсолютный вечный разум, или «абсолютное Я». Абсолютный разум – первооснова и источник идеального и материального, субъективного и объективного, представляет собой изначально абсолютное тождество субъективного и объективного, то есть их качественно одинаковую духовную сущность. Шеллинг подразделил философию тождества на две части:

1. трансцендентальную философию;

2. натурфилософию.

Различие между ними состоит в том, что первая начинает свои исследования с субъективного, с сознания и приходит к уяснению духовной сущности объективного, природы. Натурфилософия начинает изучение с объективного, с природы и в результате приходит к уяснению аналогичной ей сущности субъективного. Трансцендентальная философия из сознания выводит природу, натурфилософия из природы как бессознательного состояния духа выводит сознание.

Георг Гегель (1770-1831) представляет собой вершину немецкой классической философии. Создатель системы объективного идеализма. Главное произведение «Наука логики», в которой подробно изложил созданный им диалектический идеализм. Основой всего существующего считал движение понятий – развитие абсолютной идеи. Он полагал, что все в мире определяется мировым духом, абсолютной идеей. Эта абсолютная идея существует независимо от человеческого сознания, она вечна. Природа и общество – отражение абсолютной идеи. Он считал, что в процессе самопознания абсолютная идея проходит три этапа:

1. пребывание самопознающей абсолютной идеи в самой себе, стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики);

2. развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории);

3. развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа).

На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Гегель считал, что задача философии в том, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения абсолютной идеи. Абсолютная идея рассматривается им как единичная активная реально существующая сила. Заслуга его была во всесторонней разработке диалектического метода.

Гегель считал, что развитие совершается в силу борьбы внутренних противоположностей. Гегель сформулировал основные законы диалектики, раскрыл диалектику основных философских категорий. Основные законы диалектики:

1. Закон взаимоперехода количества в качество;

2. Закон взаимопроникновения противоположностей;

3. Закон отрицания отрицания.

Характерной чертой философии Гегеля является ее глубокая противоречивость, которая заключается в противоречии между ее консервативной системой и прогрессивным диалектическим методом.

Людвиг Фейербах (19 век) – немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Основные работы «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства».

В работах он развертывает критику идеализма и религии. Показывает близость идеализма и религии. Говорит, что философ приобретает знания лишь изучая природу. Истинная задача философии заключается в изучении природы и человека, надо вновь возвратиться к природе. Фейербах подверг критике систему Гегеля, показал, что идеализм Гегеля – это философское выражение религии.

Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней.

В теории познания Фейербах на материалистических позициях. Он говорил, что все знания человека – это результат отражения природы в его чувствах и мышлении. Задача философии в том, чтобы научить человека правильно познавать природу и для правильного познавания природы у человека есть все необходимое. Процесс познания делится на две ступени – процесс чувственного познания «деятельности сердца», и деятельность головы.

Фейербах большое внимание уделял этическим проблемам. Считал, что для нравственного развития необходимы развитие социальное, повышение качества жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: