Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.




Ход урока

Самый большой дар, который ты можешь

Дать или получить,- любовь.

П.Брегг

Любить-значит желать другому того,

Что считаешь за благо, и желать притом

Не ради себя, но ради того кого любишь,

И стараться по возможности доставить это благо.

Аристотель

Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами посвятим наш урок любви. Что такое любовь? Много веков ответ на этот вопрос искали философы, художники, писатели, поэты. Уверена, что каждый из вас тоже искал ответ на этот извечный вопрос. О любви сложено множество стихов, написано огромное количество романов. Нет ни одного писателя или поэта, который бы не обращался к этой теме в своем творчестве. Вот как о любви писал Тютчев

Любовь, любовь, - гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

 

Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них - замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека. Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным рассказом А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Не всем дано познать настоящую любовь. Не всякому знающему дано рассказать о ней. Куприн сумел. Поэтому я вас приглашаю к диалогу о любви, описанной в «Гранатовой браслете», любви, которая бывает только один раз в жизни, она мудра, сильна и благородна. Именно поэтому тема нашего урока - слова Бунина: «Всякая любовь – великое счастье»

2. Обращение к эпиграфам.

Читаем эпиграфы и слова Куприна:

«…любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мученье - вовсе не труд, а одна радость».

«…любовь заключает весь смысл жизни, всю вселенную».

Как вы понимаете слова Куприна?

Учитель. Настоящая любовь возвышает личность любящего, и величие её преображает мир. Но, к сожалению, в суете повседневности мы порою проходим мимо подлинного, глубокого, чистого, самоотверженного движения души.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить всё, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельзя)

Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви)

ЛЮБОВЬ возвышает человека или нет?

(да, любовь возвышает человека, меняет его в лучшую сторону. Любовь приносит радость, но и причиняет боль)

Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ и обсудите их в парах, запишите.

(любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая)

А какие эпитеты можно подобрать к любви, описанной Куприным?

3. Работа со словарем

Обратимся к словарям, посмотрим, какое определение любви дают лингвисты.

· Любовь - это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь)

· Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова)

· Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова)

Постановка проблемного вопроса

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение. Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить.

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера

1.Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника? С какой целью введен трагический финал любви Желткова?

2.Какие социальные преграды отодвигают любовь Желткова в сферу недоступной мечты? Только ли они делают невозможным счастье героя?

3.Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта писателя об идеальном, неземном чувстве?

 

Рассказ, состоящий из 13 глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте ее. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем? Найдите художественные средства, предопределяющие будущую трагедию. О чем говорит такая деталь, что «обитатели жизнелюбивые» потянулись в город?

6. Составление таблицы

ПЕЙЗАЖ

Отвратительные погоды Тихие, безоблачные дни
Густой туман Ясные, солнечные, теплые
Сирена ревела, свирепый ураган Желтая щетина полей
Размякшее шоссе, густая грязь Заблестела слюдяным блеском паутина
Мутная кисея дождя Деревья покорно роняли желтые листья
Пустота, оголенность  

 

Какой художественный прием использован писателем? (противопоставление)

Какие возникают мысли. чувства? Какова идейно-композиционная роль этой зарисовки?(ощущение увядающего мира, быстротечности жизни, приближения смерти, которая может быть трагической)

7. Анализ произведения, работа с текстом

Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (внешняя неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением- она жена главы дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении. Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная», с «холодным и гордым лицом» княгиня – тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек. Она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия. Она нежно любит свою младшую сестру, с»чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой генералом Аносовым», другом их отца.)

Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова? (все действующие лица собраны на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей 13, это ее настораживает).

Какие подарки получила Вера? В чем их значение?

Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? Вчем его ценность? ( Подарок Желткова – «золотой, низкопробный,очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». Браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты в электрическом свете загораются живыми огнями. Вере это напоминает кровь- еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное,что у него есть,- фамильную драгоценность)

Каково символическое значение этой детали? (Символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви)

Как развивается тема любви в рассказе?

Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн? (Тема «маленького человека».Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его, стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас», - пишет он в прощальном письме. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство – ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Ни тени обиды или жалобы, только благодарность за «громадное счастье» - любовь).

Какое значение имеет изображение героя после его смерти? («Как будто перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую жизнь». Его лицо напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроение проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка? (Элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

8. Чтение учащимся финальной главы, напоминающей «молитву» под звучание Второй симфонии Бетховена.

(гл. ХIII, стр.410-411.«Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть…Я перед тобою – одна молитва: «Да святится имя Твое».

…Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки… Я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

… В предсмертный печальный час я молюсь только тебе… В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

…ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна....в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою – слава Тебе.

Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава Тебе».

9. Беседа о проблемном вопросе

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: