Анализ туристского спроса




 

Анализ туристического спроса включает детальный разбор каждого национального и международного туристского потока по следующим признакам: - объемы, сезонный характер, динамика; - социально-экономические характеристики; - мотивировки; - продолжительность пребывания; - транспортные средства; - размещение; - организация. На базе анализа статистических данных и результатов опроса можно подготовить прогноз: - количественного характера (количество прибытий и расходы); - качественного характера (типы продукта, продолжительность пребывания, обслуживание). Планирование туристского продукта должно производиться не умозрительным способом, а основываться исключительно на предварительной оценке рыночного потенциала. Для этого на первом этапе необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса, а именно: - территориальные границы рынка (город, район, область, регион); - социальный состав клиентуры (молодежь, люди со средними или высокими доходами, люди третьего возраста и др.); - виды туризма и цели путешествия; - возможные объемы и сезоны поездок. Для сбора и анализа этих данных можно использовать такие средства, как публикуемые материалы и статистические отчеты, экспертные оценки, рекламные объявления других фирм, выборочные опросы населения, организация пробных туров и т. д.

На втором этапе фирма на основе тщательного изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса должна определить содержание своего туристского продукта, в частности: - страну или регион путешествия и вид туризма. Например, если предусматривается экскурсионно-познавательные туры, то для них выбираются страны или регионы с наиболее интересными туристскими достопримечательностями; - сезон и продолжительность поездок. Для эксурсионно-познавательных поездок в страны с умеренным климатом обычно выбираются летние месяцы (май-сентябрь), а в страны с жарким климатом - зимние (ноябрь-февраль); - маршрут, т. е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время своего путешествия по стране. Он также зависит от целей поездки; - общее количество групповых и индивидуальных туров по каждой стране, с которыми фирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам. Планируется на основе оценки рыночного спроса; - пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса туристская фирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность. Сегодня во многих крупных туристских компаниях число направлений настолько велико, что их подробное планирование стало слишком тяжелой работой для одного человека. Поскольку специалистам по маркетингу не хватает времени для составления плана введения новых направлений на рынке, появилась потребность в менеджере туристского продукта.

В настоящее время многие компании обратились к концепции менеджера продукта. Результаты оказались положительными. Концепция включает: - определение рынка каждого турпродукта, его конкурентоспособных позиций и возможностей компании; - понимание экономических последствий влияния рынка, которые произойдут от альтернативных решений и стратегий для каждого направления; - точные показатели продукта (такие как объем, прибыль, доля рынка и т. д.) и обоснованные программы для их достижения; - календарный контроль над согласованными планами и их своевременное урегулирование в случае, если нужно стабилизировать позиции продукта на рынке и его доход. Однако не все компании, принявшие концепцию менеджмента продукта, добились положительных результатов. Почему же опыт компаний был таким противоречивым?

Слишком часто вину за плохое планирование возлагают на менеджеров. Однако всю ответственность следует возлагать на высшее руководство. Очень часто руководство не в силах распределить обязанности между менеджерами или предоставить им соответствующие инструкции, необходимые для эффективного планирования.

Компании, которые воспользовались концепцией менеджера по планированию, следуют определенным правилам: - подбирают квалифицированный персонал; - распределяют обязанности между менеджерами; - разрабатывают соответствующие инструкции; - структурируют работу менеджера так, чтобы у него было время для планирования. Так как компания делает акцент на то, чтобы обеспечить туристскому продукту рост продаж и прибыльность, менеджер должен проанализировать продукт с экономической точки зрения и определить возможности рынка.

Но все еще слишком много компаний принимают на должность менеджера продукта людей без соответствующего образования. Многие квалифицированные менеджеры продукта никогда по-настоящему не делали свою работу, так как они в полной мере не понимали, что она в себя включает. Если в процессе планирования подробно не определены границы задания и конечный результат, то возникает путаница.

Главная обязанность высшего руководства фирмы - обеспечить менеджера сформулированным уставом и соответствующими должностными инструкциями для осуществления планирования. Руководство также должно наблюдать за тем, чтобы менеджеры по планированию точно понимали и выполняли свои обязанности. Поскольку планирование должно быть определено как сущность работы менеджера продукта, то оно должно получить главенствующее положение. Многие менеджеры не могли найти время для планирования, так как у них было много других обязанностей.

Анализ деятельности белорусских турфирм свидетельствует о растущем интересе к планированию и концепции менеджера по планированию. Однако он указывает и на имеющиеся недостатки в планировании, важнейшими среди которых являются: нерешительность в отношении претворения в жизнь намеченных планов, а также проблемы, связанные с использованием соответствующей методологии.

Следует отметить, что способность менеджера продукта выполнять задание по планированию зависит также от того, создает ли высшее руководство фирмы соответствующие условия для эффективной работы. Вот основные принципы, на которые следует обратить внимание руководству фирмы: начните с квалифицированного персонала, подробно определите их обязанности и обеспечьте соответствующими инструкциями, структурируйте их работу так, чтобы осталось время для планирования. Слишком много компаний пренебрегало этими принципами, тем самым не используя важных преимуществ, которые могли бы получить от эффективного планирования.

туристический рынок планирование спрос

Практическая часть

Изучите и проанализируйте ситуации на рынке туристических товаров и услуг по итогам работы активного сезона (газеты "Туризм и отдых", "Путешественник"), выявите тенденции и закономерности, которые наблюдаются в этот период.

Для анализа ситуации на рынке туристических услуг автором была использована газета «Туризм и Отдых». Для анализа были взяты номера с 20 мая по 2 сентября 2010 г.

Белорусский рынок туристических услуг является частью глобального рынка, что безусловно отражается на предложениях адресованных к местному потребителю. Надо отметить, что туристический бизнес в 2010 г. работал в посткризисный период.

В исследуемый сезон белорусские туроператоры предлагали следующие направления:

Турция;

Испания;

Италии;

Греция;

Болгария;

Хорватия;

Черногория;

Прибалтика;

Крым;

Остальные направление в этот период не были достаточно представлены, можно утверждать, что они занимают не большой сегмент рынка.

Самыми популярными морскими курортами оставались традиционно - курорты Турции. Но стоит заметить, что в связи с низким курсом Евро, болгарские курорты потеснили турецкие. Согласно заявлению директора Capita tour Елены Юникевич, в данный сезон наблюдался устоичивый рост на болгарсие предложения.

Так же стоит заметить, что экономический кризис и политическая нестабильнасть в Греции заставила отреагировать предсовителей этой страны понижением цен на туристические услуги, курорты остравов Корфу и Крита стали достаточно доступны для отечественного потребителя.

Нельзя не уделить место Италии, а имено Сицилия, которая достаточна промировалась на страницах газеты, но представлялась отнють не как выгодное ценовое предложение, а в первую очередь как эксклюзивное. Но цены в данном сезоне на туры в Италию в среднем вырасли на 2-3%.

Многие туроператоры предлогали отдых в Черногории и Хорватии. Эти предложения интересны с точки зрения маркетинга, т.к. у беларуских потребителей бытует мнения о высоких ценах на курорты этих стран. И надо заметить, что многие операторы используя страницы газеты пытались очень грамотно привлеч потребителя к этим продуктам. Очень хорошим примером может служит интевью менеджера компании«Аэротрэвел»Натальи Драгун, где госпажа Драгун смогла все “изюминки” черногорского отдыха.

Специалисты и аналитики турбизнеса неодназначно оценивали ситуацию в Крымском напровлении. Одни тур операторы (“Алые паруса”, “Таврика тур”) заявляли о 30% приросте продаж в этом напровлении, другие (“Би-Тур”, “Одиссея тур”) оценивали спос на Крымское направление не так позитивна, по итогам их работы спрос на этот продукт вырос совсем не значительно. Единодушие наблюдается только в одном вопросе: по оценкам специалистов, стоимость отдыха на полуострове осталась на уровне прошлого года. Даже в том случае, когда крымские отельеры поднимают цены, турфирмы стараются удержать стоимость туров на прежнем уровне.

Достаточно широкий спектр турпродуктов был представлен в Прибалтийском направлении - от традиционных Юрмалы и Паланги, до агроусадьб и велоэкскурсий. Приятно удивили потребителей ценны в частности на Литовские отели, которые значительно снизились.

Что касается Беларуси, то стоит отметить, кроме местных потребителей, последние 3-4 года наблюдается рост заинтересованности в нашей стране среди россиян. Беларусь предлагает широкий спектр услуг: санатории, национальные парки, военно-исторический туризм, агротуризм.

 


Литература

1. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. - М.: Академия, 2004.

. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб.- Минск: Новое знание, 2001.

5. Газета «Туризм и Отдых» №19 (753) 20 мая <https://www.tio.by/newspaper/number/544>

. Газета «Туризм и Отдых» №20 (754) 27 мая <https://www.tio.by/newspaper/number/545>

. Газета «Туризм и Отдых» №21 (755) 3 июня <https://www.tio.by/newspaper/number/549>

. Газета «Туризм и Отдых» №22 (756) 10 июня <https://www.tio.by/newspaper/number/550>

. Газета «Туризм и Отдых» №23 (757) 17 июня <https://www.tio.by/newspaper/number/556>

. Газета «Туризм и Отдых» №24 (758) 24 июня <https://www.tio.by/newspaper/number/557>

. Газета «Туризм и Отдых» №25 (759) 1 июля <https://www.tio.by/newspaper/number/554>

. Газета «Туризм и Отдых» №26 (760) 8 июля <https://www.tio.by/newspaper/number/559>

. Газета «Туризм и Отдых» №27 (761) 15 июля <https://www.tio.by/newspaper/number/560>

. Газета «Туризм и Отдых» №28 (762) 22 июля <https://www.tio.by/newspaper/number/565>

. Газета «Туризм и Отдых» №29 (763) 29июля <https://www.tio.by/newspaper/number/565>

. Газета «Туризм и Отдых» №30 (764) 5 августа <https://www.tio.by/newspaper/number/572>

. Газета «Туризм и Отдых» №31 (765) 12 августа <https://www.tio.by/newspaper/number/576>

. Газета «Туризм и Отдых» №32 (766) 19 августа <https://www.tio.by/newspaper/number/579>

. Газета «Туризм и Отдых» №33 (767) 26 августа <https://www.tio.by/newspaper/number/582>

. Газета «Туризм и Отдых» №34 (768) 2 сентября <https://www.tio.by/newspaper/number/583>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: