Тренировка силы, высотности и скорости звука




ЗАНЯТИЕ № 3 «УПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОМ»

 

Что входит в работу над звуком голоса?

 

1. Знание устройства голосовых связок и голосоречевого аппарата.

2. Следование правилам заботы о голосе (голосовая диета, лечение, профилактика).

3. Тренировка звучания.

 

Звук нашего голоса – это непрерывный шум водопада. Водопады бывают маленькими и большими с порогами, тихими заводями и бурными реками. Водопад не может молчать. Так и наш голос: даже когда мы говорим мысленно, сами с собой, мы звучим, а значит, всегда и везде наш голос должен быть настроен и готов к работе.

 

Правила здорового голоса

 

1. Стараться как можно реже простужаться. Для этого необходимо повышать местный иммунитет глотки и гортани. В холодное время года носите теплые шарфы. Не иссушивайте горло – во время длительных переговоров, лекций, вообще в течение дня пейте негазированную воду комнатной температуры.

 

2. Если простудились, нужно правильно лечиться.

 

Ну а самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата специалисты считают отказ от бытового звучания и профессиональную постановку речевого голоса. В этом нуждаются все люди, которым по роду деятельности приходится много говорить.

 

3. Не кричите! Если хотите, чтобы вас услышали, говорите тише, включая грудной резонатор.

 

4. Если потеряли голос, говорите не шепотом, а в полголоса. Шепот не дает голосовой щели смыкаться тем самым, еще больше ухудшая ваше состояние. Самое, пожалуй, отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают так называемые малые простуды, при которых люди продолжают работать, выступать, читать лекции, напрягая голос.

 

5. Утром ни в коем случае не начинайте сразу говорить.

 

6. Делайте ежедневно дыхательную гимнастику.

 

7. Соблюдайте голосовую диету.

 

Голосовая диета

 

Можно Нельзя
1. Чай и кофе с молоком или со сливками   1. Чай и кофе без молока или сливок
2. Каша с кусочком сливочного масла и сыра на завтрак 2. Орехи, семечки
3. Суп на обед   3. Шоколад, мед
4. Кружка горячего молока с ложкой сливочного масла перед сном 4. Газированные напитки (лимонады, минеральная вода, пиво, шампанское)
5. Самая полезная для голоса пища – приготовленная на пару 5. Красное и белое сухое вино, ликеры и вермуты
6. Обязательное присутствие белковых продуктов (мясо, рыба, яйца) 6. Слишком острое, перченое, соленое
7. 50 гр. коньяка, водки, виски 7. Слишком горячее, слишком холодное

 

8. Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи и плеч расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, увеличивает скорость и выключает резонанс.

 

9. Продолжительное форсированное использование голоса требует длительного отдыха – молчания.

 

10. Держите осанку!!!

 

Звучание голоса

 

Естественный тип голоса зависит от строения вашего тела. Для того чтобы определить, к какому типу принадлежит ваш голос, вам следует воспроизвести самый низкий возможный для вас тон голоса, при котором вы будете чувствовать себя удобно. «Помычите», побасите, поймайте тот самый низкий тон, который будет для вас комфортным.

 

Типы певческих голосов: сопрано – самый высокий женский голос, альт – самый низкий; тенор – самый высокий мужской голос, бас – самый низкий.

 

Ваш естественный разговорный голос соответствует одному из этих типов. У каждого есть свой верхний, средний и нижний регистр.

 

После разогрева необходимо проверить: не зажаты ли шея, плечи и нижняя челюсть.

 

Задание № 1

Исходное положение: челюсть опущена (проверить пальцем образование околоушной впадины – в области козелка на раскрытой челюсти образуется углубление, которое при смыкании челюстей исчезает), кончик языка на альвеолах передних нижних зубов (практически самое основание зуба, зона его роста). Вдох – через нос, выдох – через рот. Сделать 4-5 вдохов, после чего подтянуть нижнюю челюсть.

 

Задание № 2

Исходное положение тоже, корпус тела можно наклонить немного вниз. Корнем языка произносить: «га-га-га». Сначала медленно, потом несколько раз в быстром темпе.

 

Следующий этап – переход к вибрационному массажу резонаторных полостей на сонорных звуках («м», «л», «н»).

 

Где в нашем организме может вибрировать звук?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Правильный ответ – везде. Красивый голос должен быть резонирующим, вибрирующим. Звук рождается в теле. Тем не менее существуют места – полости, – где вибрация ощущается наиболее ярко. Это синусы – черепная коробка, гайморовы пазухи, ротовая полость на сомкнутых губах, грудная клетка спереди и сзади. Для хорошего резонанса требуется правильное, глубокое дыхание.

 

Головной резонатор – самый сложный в плане чувствования его «включения». Сделайте дыхательную гимнастику, позвучите на сонорных звуках, положите ладонь на голову, и вы ощутите вибрацию. Чем она сильнее – тем красивее будет звучать ваш голос. А еще лучше представить себе идею, миссию, образ – во весь их размах и значимость.


Средние гайморовы и носовой резонатор выражают склонность к нотациям, руководящим функциям, строгость и долю занудства. Соедините звук с эмоциями и позвольте им обоюдно стимулировать друг друга!

 

Ротовой резонатор: при хорошем раскрытии челюсти, звук вашего голоса будет активизировать внимание слушателей. На ротовом резонаторе передается до 90% информации.

 

Грудной резонатор – самый мощный. Звучание основано на релаксации и резонировании в груди, придает голосу конфиденциальность, личностный оттенок, мягкость и тепло – используйте грудной резонатор в доверительной беседе. «Включая» грудной резонатор, вы получаете бархатистые нотки и более низкий тембр.

 

Ребенок с высоким голосом приводит в движение очень малый объем воздуха. Мужчина, обладающий хорошим баритоном, колеблет большой объем воздуха. Конечно, для обычного разговора вам будет вполне достаточно поверхностного дыхания. Но если вы произносите большую речь или ведете длительную презентацию, вам нужно усилить свой голос большим количеством воздуха. Профессионал, чьим инструментом является речевое воздействие, не имеет права на бытовой голос.

 

Резонанс дает вашему голосу силу и уверенность. Когда вы входите в людное помещение, то ваш резонирующий голос будет хорошо слышен, несмотря на шум.

 

Задание № 3

Вибрационный массаж. Сомкнуть губы, зубы разомкнуты. Теплый выдох – добор воздуха – теплый выдох + гласный + сонорный звук «м» (сомкнуть губы, мягко подтянуть нижнюю челюсть) - тянем сонорный «м».

 

Задание № 4

«Пробивка» резонаторов. Запускаем мычание при сомкнутых губах, зубы разжаты. Мыча, постукиваем кончиками пальцев по макушке головы, затем переходим к массажу гайморовых пазух, крыльев носа, области вокруг губ. Спускаемся ниже – делаем более плотные, сильные удары кистью по грудной клетке, затем ребрами ладоней по спине и бокам.

 

Задание № 5

Упражнение «Лифт». Задача – развить диапазон голоса и как результат – открыть нюансы выразительности существования человеческой личности.

 

1) Представьте, что ваше тело – это дом. Ваш голос – это лифт.

2) Начните «подъем лифта» по резонаторам, останавливаясь на каждом этаже «дома».

3) Опуститесь на «лифте».

4) Не бойтесь утомить голос. Сдерживая себя, невозможно развить диапазон. Вместе с тем старайтесь, чтобы голос звучал свободно и расслабленно.

 

Задание № 6

Упражнение «Стон». Сомкните губы, разомкните зубы. Представьте, что вам себя жалко или вас что-то беспокоит. Постоните. А теперь произнесите во время стона слоги с сонорными согласными:

ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм

ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм

ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм

 

Задание № 7

Штробас. Это самый низкий регистр нашего голоса. Нужно несколько минут говорить, так сказать, полностью на скрипе – обычно мы неосознанно делаем так утром, когда связки максимально расслаблены после сна. Попробуйте это сделать специально. «Поскрипите» минут пять, почувствуйте, как расслабляются шея, горло и связки.

 

Звучащее слово

Соединяем дыхание со звучанием. От плотного, полетного, объемного сонорного тянущегося звука переходим к слову (тексту, насыщенному теми же сонорными звуками).

 

Задание № 8

Долго и протяжно тянем звук «м», после чего слитно, как одно слово, произносим на «стоне» фразу: «Мама мылом Милу мыла». При произнесении фразы сливаем слова в одну непрерывную линию звучания: «мамамыломмилумыла».

 

М-М-М-Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да так и не выболтала.

 

Текст чистоговорки звучит также плотно, объемно и ровно, как сонорный звук.

 

Попробуйте произносить эту чистоговорку несколько раз подряд, от одного до пяти, с доборами воздуха и без них.

 

Тренировка силы, высотности и скорости звука

Высота голоса

Высота звука – субъективное восприятие частоты колебательных движений. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться при обычной разговорной речи у мужчин в пределах 85-200 Гц, у женщин – от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.

 

Помните: если вы испытываете напряжение, то высота голоса повышается. Если сердитесь, голос становится резким и пронзительным, если устали – хриплым. Если вы опечалены, то и диапазон, и высота голоса понижаются, голос становится безжизненным.

 

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да так и не выболтала.

 

Проконтролируйте изменение высотности: начиная от самого низкого, двигайтесь к более высокому, выдерживая всю чистоговорку в одной тональности. Следующим шагом будет повышение тональности ровно на одну ступеньку. И так шаг за шагом до самого высокого, на который вы способны. Помните: высокие ноты находятся на потолке, а низкие ноты – на полу.

 

Громкость голоса

Громкость звука измеряется децибелами. Она непосредственно связана с объемом воздуха в легких и силой, с которой вы этот воздух выдыхаете.

 

Полнозвучный, богатый голос хорошо слышен всем и всегда. Слышимость голоса не зависит от громкости. Слышимость голоса – это способность использовать все принципы управления им, чтобы ваш естественный голос распространялся равномерно и был хорошо слышен.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да так и не выболтала.

 

Для тренировки громкости и развития способности безопасно и экологично кричать и делать плавные переходы от тихого звука к громкому необходимо с каждым кругом чистоговорки увеличивать громкость.

 

Скорость произнесения

 

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да так и не выболтала.

 

Изменяем пошагово скорость: начиная с очень медленного произнесения, с каждым разом увеличиваем ее. Ускоряться можно как от слова к слову, так и проговаривая по кругу весь текст чистоговорки.

 

Задание № 9

«Колокола». Изменяйте регистры: от низкого, произнося «бом», до высокого – «бим» и заканчивая средним – «бам». Можно устроить целый хор колоколов, которые будут звучать с разной интенсивностью, громкостью и скоростью.

Задание № 10

«Собачка». Запрокиньте голову назад и произносите «подлаивающие» звукосочетания «ау-ау-ау». Это можно делать то громче, то тише, то выше, то ниже, развивая способность к модуляции.

 

Задание № 11

Прочитайте и осмыслите гекзаметр «Правила чтения», составленный А.В. Прянишниковым.

 

Для развития устойчивости голоса начинайте монотонно читать первую строку гекзаметра на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте.

 

Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку – выше по тону, дойдя до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно.

 

Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую – громче, третью – еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота.

 

Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую – быстрее, третью – еще быстрее... Потом обратно.

 

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи.

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем.

 

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтобы для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком –

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту или громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно – с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность,

Плавность – вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

 

Задание № 12

Постепенно и плавно повышайте и понижайте голос, делая его то громким, то тихим от начала до конца текста: Иван Никитин (1849)

 

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

 

Наслаждайтесь звуком! И помните: все построено на вибрациях!!!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: