Примерные темы к итоговому сочинению 2016-2017 года.




Разум и чувство

1.`Готов ли разум подыграть,

Когда душе открыто буйство?` (О.Василенко)

2.Чего больше в любви: чувства или разума?

3.Бывает ли любовь разумной?

4.Что руководит поступками человек в экстремальной ситуации: чувства или разум?

Честь и бесчестие

1. «Честного человека можно преследовать, но не обесчестить».`(Вольтер)

2. «Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

3. «Честь дороже жизни…» (Ф.Шиллер)

4. «Ненавижу, люблю и мечтаю,

И бесчестие знаю и честь…» (В.Морозов)

5. «Пока сердца для чести живы» (А.С.Пушкин)

Победа и поражение

1.`Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы...`(Антуан Сент-Экзюпери)

2. «На моем корабле множество флагов, но среди них нет белого» (Тед Тернер)

3. «Поражение и победа одинаковы на вкус. У поражения - вкус слез. У победы - вкус пота»

(Ольга Муравьева)

4. «Список своих редких побед человек составляет лишь затем, чтобы не думать о своих постоянных поражениях» (Аврелий Марков)

Опыт и ошибки

1.`…опыт, сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин)

2. У всех есть право на ошибки…

3. Любой опыт важен, и нет деления на позитивное и негативное…

4. «Ошибки – обычный мост между опытом и мудростью». (Филлис Терос)

5. «Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки». (Лоуренс Питер)

Дружба и вражда

1.`Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.` (Расул Гамзатов.)

2. «Я друзей не по пальцам считаю,

А врагов мне по пальцам не счесть.(В.Морозов)

3. «Никогда не судите о человеке по его друзьям.

У Иуды они были безупречны». (Французский поэт Вале)

4. Есть в логике нашей изъян:

Что прощаем врагам,

Не прощаем друзьям.

МАТЕРИАЛЫС САЙТА "Незнайка"

Разум и чувство

Почему сложные решения рекомендуют принимать “с холодной головой”?

Когда “ум с сердцем не в ладу”? (Грибоедов)

Есть совесть – есть и стыд.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей. (Аристотель)

Эмоции могут вспыхнуть в любом человеке, но будут ли они управлять разумом – решать ему самому.

Честь и бесчестие

В чем различие между честью и честностью?

Как вы понимаете слова честь и бесчестие?

Честь и честность ум рождают, а бесчестность его забирают.

Что значит идти дорогой чести?

Береги платье снову, а честь смолоду.

Победа и поражение

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?

Чтобы выиграть “войну” иногда нужно проиграть “бой” (Н. Бонапарт).

Победа над страхом придаёт нам силы. (В. Гюго)

Победы можно быстро добиться, трудно ее закрепить (Ранке).

Самая главная победа – победа над собой.

Опыт и ошибки

Почему нужно анализировать свои ошибки?

Согласны ли в с тем, что ошибки - это ключевой компонент жизненного опыта?

Что добавляет читательский опыт к жизненному опыту?

Как вы понимаете высказывание “жизнь прожить - не поле перейти”?

Какую жизнь можно считать прожитой не зря?

Дружба и вражда

Какие качества раскрывает в человеке дружба?

Друг и приятель – в чем разница?

С другом друг бранится – недруг веселится.

Человек часто сам себе злейший враг (Цицерон).

 

Согласны ли в с тем, что друг познается в беде?

АВТОР, ЖАНР, НАЗВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ГЛАВНОЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ
Рассказ-притча Л. Н. Толстого «Чем люди живы» Чем люди живы? Сапожник Семён и Матрёна Странник Михайла Барин Женщина, вырастившая чужих детей Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь. “…есть в людях любовь”. “Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно”. “…жив всякий человек…любовью”. «Припасает себе человек на год, а не знает, что не будет жив до вечера» «Только у меня воску в свечке, что они»
М. Шолохов рассказ «Судьба человека» Вопросы, заданные человечеству войной Чем люди живы? Андрей Соколов, Ванюшка, рассказчик рассказ в рассказе; Убийство предателя Крыжнёва в церкви Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» «..глаза, словно присыпанные пеплом и наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть…» «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...» Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины.
А. Платонов рассказ «Юшка» Человек и природа в отечественной и мировой литературе Чем люди живы? Юшка (Ефим, 40 лет, работал в кузнице) сиротка, ставшая врачом рассказ о Юшке, простом, бедном человеке, больном. Самопожертвование ради жизни чужой девочки «Побеждай зло добром…» «Спешите делать добро» Юшка о людях: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое»

 

Критерии оценивания сочинения, размещенные на ФИПИ

Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

Необходимо выдержать структуру сочинения:

  • во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
  • первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
  • второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)

P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.

  • вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).

К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования, поэтому говорю о самых распространенных ошибках, допускаемых в работе.

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).

Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.

Методистами предложен незаменимый материал для практико-ориентированного семинара «32 ступени к успеху. Готовимся к сочинению»

 

https://real-books.ru/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: