По произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети»




Сочинение на тему: «Базаров и народ».

Евгений Базаров - нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять - он прогулок без цели терпеть не мог,- а собирать травы". Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. "Только своим трудом нужно добиваться цели",-считает Базаров. Он говорит, что знающий человек – это личность. В Марьино и поместье родителей своих этот нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от "новых" людей.

Базаров- это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ. Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как Евгений, появляются только в определенные эпохи, и резкость их проявление противоречий времени. Но не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью. Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела, и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пройти все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И, если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою "слабость", как он называл любовь. Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.

Дворянские герои Тургенева действительно лучшие представители своего класса. Взгляды, которые они (прежде всего Павел Петрович) высказывают, являются результатом искренних убеждений, сформировавшихся в предшествующий период умственного развития русского общества.
В бурную эпоху 60-х годов они входят нисколько не изменившимися, с грузом старых представлений. Павел Петрович проявляет себя преимущественно в общих рассуждениях философского плана, Николай же Петрович находит утешение в романтическом восхищении природой, являющейся для него храмом, в романтической литературе и музыке (в романе специально подчеркивается, что он читает «Цыган» Пушкина и играет на виолончели Шуберта). Но при всей близости Тургенева к братьям Кирсановым (особенно к Николаю Петровичу) и несомненно сочувственном их изображении (что и дало повод некоторым критикам обвинить автора романа в преклонении перед «отцами») он все же не мог не признать превосходство, Базарова, ибо в новый исторический период выразителями передовых идеалов являются разночинно-демократическая молодежь, люди базаровского типа.
О спорах, которые ведутся в усадьбе Кирсановых, побеждает Базаров. Так, если Павел Петрович при всем его аристократизме п англоманстве воспринимает народ со славянофильских позиций («Он свято чтит предания, он — патриархальный, не может МИТЬ без веры…»), то для Базарова народ — понятие попадающее определенными социально-историческими признаками и требующее соответствующей политической квалификации.

Проблема «Базаров и народ» очень острая и не до конца еще проясненная. Есть эпизоды в романе, которые свидетельствуютне только о силе Базарова, но и о его слабости, оторванности от народа.

Базаров во всем противопоставлен старому миру — происхождением («Мой дед землю копал»,— с гордостью и вызовом произносит он), жаждой борьбы («Мы драться хотим»,— говорит он Аркадию), увлеченностью естественными науками (что было редкостью в то время, но выражало уже наметившуюся тенденцию), уверенностью в возможности человека противостоять неблагоприятному влиянию окружающих обстоятельств: «А что касается до времени, отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». Последнее обстоятельство особенно знаменательно, так как свидетельствует о новом, демократическом понимании Базаровым проблемы «человек и среда».
Даже внешность Базарова резко отделяла его от братьев Кирсановых и Аркадия: длинный балахон с кистями, красные руки, длинные волосы, которые по тем временам были демонстра тинным признаком вольномыслия. И речь Базарова свидетельствует о той симпатии, с которой нарисован его образ. Из всех действующих лиц романа именно Базаров наделен самым простым и ясным русским языком, именно он способен к месту воспользоваться народной поговоркой или пословицей, он оказывается мастером на крылатые, точные характеристики. У Тургенева были основания в письме к Герцену так определить идейный смысл своего романа: «Это торжество демократизма над аристократизмом».
Однако столкновение Базарова с дворянскими героями, дворянской культурой не должно восприниматься однозначно, как полная и безоговорочная победа «нигилиста». Незадолго до окончания романа Тургенев писал: «…со времени древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Так происходит и в романе. Нельзя не учитывать, что «отцы» у Тургенева при всем их либерализме являются носителями определенных жизненных ценностей, им присущи эстетическая чуткость, культура чувств. И в некоторых моментах Базаров по сравнению с ними обнаруживает не только силу, но и слабость.

 

Тютчев

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: