Оформление задач по генетике




Краткий словарь генетических терминов

1. Альтернативные признаки – контрастные признаки (Например: карие глаза – голубые глаза, среди них встречаются и противоположные признаки:

высокий рост – низкий рост).

2. Аллельные гены – это пара генов, определяющих контрастные (альтернативные) признаки организма. Каждый ген этой пары называется аллелью. Аллельные гены расположены в одних и тех же участках локусах гомологичных (парных) хромосом.

3. (Аутосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок нет различий.

4. Взаимодействие генов – взаимосвязанное действие одной, двух или более пар генов, определяющих развитие одного и того же признака.

5. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.

6. Ген (с современных позиций) – это участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка. Гены находятся в хромосомах, где они расположены линейно, образуя «группы сцепления».

7. Генотип – сумма генов, полученная организмом от родителей.

8. Гетерозигота («гетеро»=»разный») организм с разными аллелями в генотипе (например: Аа)

9. Гибридное поколение – поколение, полученное от родителей с разными признаками.

10. Гибрид – один организм из гибридного поколения.

11. Гомозигота («гомо» = «одинаковый») – организм с одинаковыми аллелями в генотипе (например: АА или аа)

12. Доминантный признак – преобладающий признак (признак, подавляющий остальные): А, В, С,…

13. Доминирование – простейшая форма взаимодействия генов по типу «доминантность – рецессивность», установленная Г.Менделем.

14. Изменчивость – общее свойство всех организмов приобретать новые признаки (в пределах вида).

15. Кодоминирование – форма взаимодействия генов, при которой у гетерозигот проявляются оба аллели (например, наследование 4 группы крови у человека: АВ).

16. Комплиментарность – форма взаимодействия генов, когда один ген дополняет действие другого гена.

17. Локус – место положения гена в хромосоме.

18. Мендель Грегор (чешский монах) – основоположник генетики.

19. Морган Томас (американский ученый) – создатель хромосомной теории наследственности.

20. Наследственность – общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам.

21. Неполное доминирование – случай, когда у гетерозиготного потомка – промежуточный фенотип.

22. Половые хромосомы – хромосомы, по которым у самцов и самок есть различия.

23. Полигибридное скрещивание – это сложное скрещивание, при котором родительские организмы отличаются по трём, четырём, и более парам контрастных (альтернативных) признаков.

Подготовка к решению задач по генетике

Правила при решении задач по генетике.

Правило первое.

Если при скрещивании двух фенотипические одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготные.

Правило второе.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей Гетерозигота, а другая – Гомозигота по рецессивному признаку.

Правило третье.

Если при скрещивании фенотипические одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготные.

 

 

Для успешного решения задач по генетике следует уметь выполнять некоторые несложные операции и использовать методические приемы, которые приводятся ниже:

1. Внимательно изучить условие задачи.

2.Определить тип задачи. Для этого необходимо выяснить, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки, а также число классов фенотипов, присутствующих в потомстве от скрещивания гетерозигот или при анализирующем скрещивании, и количественное соотношение этих классов. Кроме того, необходимо учитывать, связано ли наследование признака с половыми хромосомами, а также сцеплено или независимо наследуется пара признаков. Относительно последнего могут быть прямые указания в условии. Также, свидетельством о сцепленном наследовании может являться соотношение классов с разными фенотипами в потомстве.

3. Для облегчения решения можно записать схему скрещивания на черновике, отмечая фенотипы и генотипы особей, известных по условию задачи, а затем начать выполнение операций по выяснению неизвестных генотипов. Для удобства неизвестные гены на черновике можно обозначать значками *, _ или +.

Выяснение генотипов особей, неизвестных по условию, является основной методической операцией, необходимой для решения генетических задач. При этом решение всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, поскольку они гомозиготные и их генотип по этому признаку однозначен – аа.

Выяснение генотипа организма, несущего доминантный признак, является более сложной проблемой, потому что он может быть гомозиготным (АА) или гетерозиготным (Аа).

Гомозиготными (АА) являются представители «чистых линий», то есть такие организмы, все предки которых несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F1) не наблюдается расщепление.

Организм гетерозиготный (Аа), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, или если в его потомстве наблюдается расщепление.

4. В некоторых задачах предлагается выяснить, доминантным или рецессивным является рассматриваемый признак. Следует учитывать, что доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготных особей. Его несут также фенотипические одинаковые родители, в потомстве которых встречаются особи, отличные от них по фенотипу. При моногенном наследовании доминантный признак всегда проявляется у потомства F1 при скрещивании гомозиготных родителей (чистых линий) с разным фенотипом (исключение – неполное доминирование).

5. При определении возможных вариантов распределения генов в гаметах следует помнить, что каждая гамета содержит гаплоидный набор генов и что в нее попадает только один ген из каждой пары, определяющей развитие признака. Число возможных вариантов гамет равно 2n, где n – число рассматриваемых пар хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии.

6. Распространенной ошибкой при определении вариантов гамет является написание одинаковых типов гамет, то есть содержащих одни и те же сочетания генов. Для определения возможных типов гамет более целесообразным представляется запись генотипов в хромосомной форме. Это упрощает определение всех возможных вариантов сочетания генов в гаметах (особенно при полигибридном скрещивании). Кроме того, некоторые задачи невозможно решить без использования такой формы записи.

7. Сочетания гамет, а также соответствующие этим сочетаниям фенотипы потомства при дигибридном или полигибридном скрещивании равновероятны, и поэтому их удобно определять с помощью решетки Пеннета. По вертикали откладываются типы гамет, продуцируемых матерью, а по горизонтали – отцом. В точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий записываются соответствующие сочетания генов. Обычно выполнение операций, связанных с использованием решетки Пеннета, не вызывает затруднений у учащихся. Следует учитывать только то, что гены одной аллельной пары надо писать рядом (например, ААВВ, а не АВАВ).

8. Конечным этапом решения является запись схемы скрещивания в соответствии с требованиями по оформлению, описанными ниже, а также максимально подробное изложение всего хода рассуждений по решению задачи с обязательным логическим обоснованием каждого вывода. Отсутствие объяснения даже очевидных, на первый взгляд, моментов может быть основанием для снижения оценки на экзамене.

 

 

Оформление задач по генетике

При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:

♀ - символ, обозначающий женский пол особи (символ Венеры – зеркальце с ручкой)

символ, обозначающий мужской пол особи (символ Марса – копьё и щит).

×

знак скрещивания

P

перента – родительские организмы

F1, F2

филис – дети. Гибридное потомство, дочерние организмы первого и второго поколения

А, В, С...

гены, кодирующие доминантные признаки

а, b, с...

аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки

АА, ВВ, СС...

генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку

Аа, Вb, Сс...

генотипы моногетерозиготных особей

аа, bb, сс...

генотипы рецессивных особей

АаВb, AaBbCc

генотипы ди - и тригетерозигот

А B, CD
a b cd

генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании

А, а, АВ, cd G- Гаметы А а ….



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: