Л.А.Кызъюров,
Главную массу студенчества оставить в Ленинграде, а более слабых
отправить в Коми пединститут…
В этом году исполняется 85 лет старейшему вузу нашей республики – Коми республиканскому педагогическому институту. Попытки создать высшее учебное заведение предпринимались еще с начала 1920-х гг., сразу же после образования Коми автономной области. Благодаря областному руководству был организован ПИНО – практический институт народного образования. Он просуществовал очень недолго, т.к. нищенский бюджет Коми области не мог выдержать расходы на его содержание. Кроме того, руководство страны считало, что область не нуждается в своем вузе.
Лишь спустя почти 10 лет, когда остро стала проблема воспитания собственных педагогических кадров, вопрос о создании вуза в области был решен.
С историей создания пединститута связаны ряд малоизвестных документальных материалов из бывшего областного партийного архива. Сейчас его документы находятся на хранении в архивохранилище № 2 Национального архива Республики Коми.
В 1930 г. Коми областной отдел народного образования направил в Коми обком ВКП(б) докладную записку о необходимости срочного открытия педвуза в Коми области. В ней говорилось: «… Подготовка высших педкадров до последнего времени проходила через внеобластные педвузы и была совершенно недостаточна, часть педагогических кадров привлекалась из вне области… Существующая Коми секция при лингвистическом отделении Ленинградского педагогического института имени Герцена, оторванная от национальных особенностей населения, при невозможности постановки практики в национальных условиях ни в коей мере не может удовлетворять задачам коренизации Коми повышенной школы…». В этом же документе предлагался следующий поэтапный порядок развертывания института:
«С 1 октября 1930 г. развернуть физико-техническое отделение и отделение литературы и языка с приемом в 80 человек (по 40 человек на отделение);
с апреля 1931 г. прием на общественно-экономическое и естественное отделения на 80 человек;
с 1932/33 г. производить прием два раза в год».
Учебные кабинеты пединститута, рабфак и курсы по подготовке в вузы предлагалось разместить в новом здании Сыктывкарской школы 2-й ступени.
В те годы проблемы, связанные со строительство в образовательной отрасли, решались весьма оперативно. Уже в апреле 1931 г. Коми представительство при ВЦИК сообщило в обком партии, что в Наркомпросе РСФСР открытие пединститута в 1931 г. не планируется из-за отсутствия средств, но при наличии ряда условий (в первую очередь - при наличии здания для его размещения), имеется реальная возможность открыть его с 1 января 1932 года. В связи с этим Представительство предложило оптимальный вариант - временно разместить пединститут в здании Сыктывкарского педагогического техникума.
3 августа 1931 г. бюро Коми обкома ВКП(б) приняло постановление по вопросу об открытии пединститута, предполагающее конкретные мероприятия:
«…Обком постановляет принять следующий порядок развертывания института:
1. Коми пединститут открывается с января 1932 г. в составе 3-х отделений: а) общественно-экономического; б) языка и литературы и в) физико-технического с общим приемом 90 чел.
В сентябре 1932 г. на эти отделения произвести прием в том же количестве и открыть отделение – естественное с приемом 30 чел. В последующие годы набор производить 2 раза в год.
2. … добиться включения в план строительства 1932 г. учебного здания для института с окончанием его к осени 1933 г. и общежитий в 1932 году для института на 300 чел. и Рабфака на 400 чел.
До постройки нового здания института разместить в здании, ныне занимаемом индустриальным техникумом, а рабфак в здании, занимаемом прокуратурой…
3. В целях обеспечения пединститута кадрами добиться через ЦК ВКП(б) и НКП откомандирования к моменту открытия в область следующих тт.:
Маегова А.А. в качестве ректора и руководителя кафедры философии;
Богданова А.Ф. – проректора по учебной части и руководителя кафедры педагогики;
Борисова Д.П. – по педагогическим дисциплинам;
Лыткина по коми языку и литературе;
Сидорова по истории коми народа;
Старцева по этнографии;
Пипунырова по педологии;
Попвасева по политэкономии;
Иевлева по русскому языку и литературе;
Артеева по агродисциплинам.
Привлечь к работе в институте имеющиеся в области силы, а о недостающих силах поставить перед НКП вопрос об откомандировании на работу из кончающих аспирантуру русских.
4. Для подготовки преподавателей института с осени нынешнего года командировать из коми работников партийцев в различные аспирантские институты 10 чел. Культпропу ОК ВКП(б) предложить в кратчайший срок установить в какие специальные институты командировать аспирантов, сколько и кого персонально и таковое внести на утверждение бюро».
Для проведения организационных работ по открытию института была создана комиссия из представителей обкома партии, обкома комсомола, облисполкома, областного отдела образования и областного совета профсоюзов.
15 декабря 1931 г., незадолго до открытия института, состоялось совещание при Коми представительстве при ВЦИК, на котором присутствовали: председатель облисполкома Ф.Г. Тараканов, представитель области при ВЦИК М.П. Минин, зав. Коми секцией Ленинградского пединститута Г.А. Старцев и временно исполняющий должность директора пединститута А.Ф. Богданов. Итогом совещания стало постановление:
«1) в связи с организацией Коми педагогического института признать возможным ликвидацию Коми секции к 1января 1932 г.
2) В отношении отдельных курсов Коми секции обеспечить:
3-му курсу дать возможность окончить в Ленинграде к 1 мая. Практику провести с 1 мая силами Коми пединститута. Спецкурсы студенты также должны дослушать в Коми институте.
2-му курсу: всех слушателей разместить по факультетам пединститута и др. институтов (по специальности).
1-му курсу: предоставить право Коми кафедре и Коми землячеству в Ленинграде главную массу студенчества оставить в Ленинграде а более слабых отправить в Коми пединститут.
3) преподавателям А.С. Сидорову и Г.А. Старцеву предложить выехать в Сыктывкар к 1 января».
Первые занятия в новом пединституте начались 20 января 1932 г., а его торжественное открытие состоялось 21 февраля 1932 г. В связи с открытием института его коллектив, по сложившейся традиции того времени, подготовил письмо-обращение в Коми обком ВКП(б). В письме профессорско-преподавательский состав и студенты направляли обкому партии «горячий привет по случаю открытия первого в Области ВУЗа – Коми пединститута» и заверяли что под его «твердым большевистским руководством» будут активно бороться за успешное разрешение всех стоящих перед ним задач, преодолевая все трудности на своем пути. Заключали письмо приветствия: «Да здравствует ЦК ВКП(б) и вождь мирового пролетариата тов. Сталин! Да здравствует штаб Северного отряда большевиков – Крайком ВКП(б)! Да здравствует Коми обком ВКП(б)!».
До осени 1932 г. в институте были только два курса, на которых обучалось 140 человек. На первый курс был произведен набор в Коми области, а на второй курс были переведены коми студенты из вузов Москвы, Вологды и Ленинграда. К осени 1932 г. в пединституте работали пять отделений: историческое, биологическое, математическое, физическое, литературное. Главной задачей учебного процесса в соответствии с формулировкой того времени являлась «подготовка преподавателей цикловиков для школ повышенного типа области». Осенью 1932 г. в соответствии с новым положением о едином педвузе, целевая установка была сформулирована как «подготовка преподавателей предметников для средних учебных заведений». Другими задачами, стоящими перед пединститутом.были развертывание научно-исследовательской и общественно-педагогической деятельности, становление его как центра педагогической мысли области.
Первым учебным зданием пединститута было каменное здание на углу улиц Пушкина и Советская. В конце 1932 г. институт переехал в здание бывшего Усть-Сысольского духовного училища.
Здание пединститута в 1932-1938 гг.
Первый год работы вуза был самым трудным… Какое-то время речь вообще шла о выживании первого вуза области. Об этом можно узнать из справки, составленной Коми областным отделом ОГПУ 20 ноября 1932 г. Основное внимание органы обратили на бытовое положение студентов и преподавателей. Был также проанализирован состав преподавателей вуза, их социальное происхождение и партийное положение. К концу 1932 г. в нем работали: профессоров 1, доцентов 4, ассистентов 8, преподавателей 5; по соцпроисхождению: из крестьян 7, служащих 6, служителей культа 1, бывших чинов полиции 1, дворян 2, рабочих 1. По партийности – коммунистов 3, комсомольцев 1, беспартийных 15. По мнению руководства ОГПУ такой педагогический состав «по практической подготовке, педагогической работе и социальному положению не совсем может отвечать требованиям института». В справке также отмечалось, что уже с первых же дней организации института наблюдались «ряд случаев недовольства на организационные неполадки и плохую материальную обеспеченность профессорско-педагогического персонала и особенно студентов…». На производственных совещаниях института, как преподавательским составом, так и студентами не раз высказывались опасения о возможности полного провала учебной работы в институте. В справке ОГПУ приводились выдержки из некоторых выступлений: доцент Г.А. Старцев, выступая на одном из совещаний, говорил: «В силу крайне слабой оборудованности кабинетов и недостатка в учебных пособиях у студентов пропадает интерес к учебе и многие стремятся уйти из института и поехать учиться в другие города». Студентка Поповцева на этом же совещании говорила: «у нас учеба обставлена как в школе 1-й ступени, а не в вузе, просто не хочется и заходить в институт».
Бытовые условия как профессорско-преподавательского состава, так и студентов были весьма тяжелыми: «Значительная часть профессорско-преподавательского состава, даже семейные, занимают по одной комнатушке. Студенты живут в общежитие почти без всякого оборудования, без света, спать приходится на голых досках, не только нет матрасов, но и соломы достать студенты нигде не могут… Из литературного отделения в силу вышеуказанных причин и истощения слегли в больницу 3 студента. В результате всего этого из института с начала его организации выбыло 35 человек, что составляет около 20 %. Кроме того, было подано заявлений об уходе из института еще довольно порядочное количество, но после уговоров администрации и воздействия парт- и комсомольской ячейки последние обратно взяли свои заявления…».
Выводы отдела ОГПУ были неутешительными: «Если со стороны областных организаций не будут приняты срочные и весьма существенные меры, то институт, переживая большие трудности и весьма тяжелое положение во всех отношениях, может окончательно развалиться».
Группа преподавателей пединститута. 1934 г.
Пединститут все же выжил и даже расширял свою работу. 2 июля 1933 г.бюро Коми обкома ВКП(б) приняло постановление об организации вечернего педагогического института для подготовки педагогических кадров школ повышенного типа без отрыва от производства. Были организованы два отделения: литературное и биологическое. На первых порах прием на вечернее отделение осуществлялся только из лучших учительских кадров города Сыктывкара и его пригородов.
Строительство нового здания пединститута. 1937 г.
Строительство учебного корпуса пединститута затягивалось, что было довольно обычным явлением советского периода. Постоянными были перебои с поставками строительных материалов, обеспечением строительства рабочими. 11 июня 1936 г.бюро Коми обкома ВКП(б) даже было вынуждено принять специальное постановление о снабжении кирпичом строительства учебного здания пединститута: «В виду отсутствия кирпича на строительстве Пединститута, обязать партгруппу облисполкома, впредь до регулярного снабжения кирпича от Дырносского завода, передать кирпич от разбираемых в гор. Сыктывкаре церквей вместо Гостиницы – Пединституту». Таким образом, составной частью «храма науки» стали обломки «храмов божьих».
Лишь в 1938 г., почти на 5 лет позже запланированного срока,было закончено с троительство современного здания института.