PEST-анализ
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) – это изучение политических, экономических, социальных и технологических факторов (Political, Economic, Social и Technological) – аспектов внешней среды, которые могут воздействовать на деятельность коммерческой компании. Их нужно учитывать, составляя стратегические планы.
Что конкретно нужно анализировать при проведении PEST-анализа:
· Политика. Изучается действующее законодательство, законы и нормативные документы, которые регламентируют деятельность изучаемого предприятия, государственные механизмы регулирования отрасли, конкурентную ситуацию в данной сфере, налоговую политику, тарифы и сборы. Субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов. А также общемировая политическая ситуация, внешняя политика страны, где расположена юрисдикция предприятия, внутренняя политика на государственном уровне, отношение государства к иностранному капиталу, различные межгосударственные соглашения, вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста) и т.д. Нужно также учитывать выборы всех уровней в период их проведения или подготовки к ним.
· Экономика. Необходимо проводить анализ спроса и предложения в своем сегменте рынка, динамику курсов валют, ставки рефинансирования и связанной с нею динамику в банковской сфере, уровень инфляции, динамику ВВП, уровень доходов населения и безработицы. Цены на нефть, рост и насыщенность отраслевых рынков, уровень конкуренции, динамика на смжных рынках, влияющая на затраты компании. Сравниваются предыдущие и текущие затраты на закупки материалов, топливо и энергию, заработная плата персонала, рентабельность продукции и прочие экономические аспекты.
|
· Социально-культурные факторы. В этой группе анализируются демографические факторы (рост или убыль населения, рождаемость, смертность, структура по полу, возрасту, миграционная динамика), изменения уровня жизни, зарплатные ожидания, обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления, уровень образования, квалификация кадров, трудоспособность и производительность населения, религиозные факторы и пр. К социальным факторам также относятся предпочтения и мотивация целевых потребителей (например, мода), мифы и предубеждения по поводу определенных товаров или производителей.
· Технологии. Очень важная группа, которую необходимо постоянно анализировать, т. к. при изменении технологии или изобретении новых продуктов конкурентами бизнес может серьезно пострадать (особенно чувствительны к этому параметру предприятия, которые производят технику, оборудование, различные устройства). К технологическим факторам относятся: научные открытия и новые технологии или изменения ключевых технологий, влияние Интернета и мобильных технологий на деятельность компании и всего рынка в целом, информационные и другие инновации. Анализируются новые продукты, патенты, разработки.
Зачем проводить PEST-анализ
Во-первых, для того, чтобы лучше понимать внешнюю среду компании, ее возможности и угрозы. Ведение бизнеса вслепую, на основании ограниченной информации и субъективных ощущений иногда возможно в стартап-проектах, в малом бизнесе, но недопустимо для средних и крупных бизнесов и серьезных инвестиционных проектов. Понимая возможности и угрозы внешней среды, компания защищает себя от критичных ошибок.
|
Во-вторых, для определения стратегии компании. Не секрет, что компании с разработанной стратегией выигрывают конкурентные войны, потому что не принимают разрозненных и противоречащих одно другому решений. Стратегия представляет собой:
· действия, которые компания будет совершать в ближайшие годы;
· продукты, которые она будет выпускать;
· регионы, в которых она будет увеличивать или уменьшать присутствие;
· инвестиции, которые она будет совершать или, наоборот, внешнее финансирование, которое она будет привлекать.
Чтобы выбрать правильную стратегию, нужно понимать, какие возможности вам дает рынок.
В-третьих, Пест-анализ дает исходные данные для выстраивания управления рисками в компании, фактически описывая макроэкономические риски. Составляющие управления рисками – это их определение, оценка и разработка мер по минимизации их воздействия.
Как и любой другой, PEST-анализ начинается со сбора первичной информации о внешней среде компании. Чем эта информация будет шире, многостороннее и объективнее, тем лучших результатов можно добиться с помощью PEST.