Зачем интервьюировать детей?




Детям хочется высказаться.

Детям есть что сказать – свежего и интересного.

Дети смотрят на все иначе, чем взрослые.

Кое-что – система образования, игры, детская эксплуатация и т.д. – касается детей значительно больше, чем нас, а следовательно, важно узнать, что они думают на сей счет.

Беседа во время интервью с детьми способствует взаимопониманию между ними и взрослыми и помогает уменьшить пропасть между поколениями – ведь неприязнь между старыми и молодыми очень часто возникает из-за того, что они не разговаривают друг с другом.

Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.

Дети имеют право на то, чтобы к ним прислушивались, принимали во внимание их суждения и предоставляли им трибуну для высказываний. Эти принципы изложены в Конвенции ООН о правах ребенка.

С чего начинать

Попытайтесь поймать голоса детей в передачах новостей по радио и телевидению. Подумайте, правильно ли они использованы. Часто ли доводится слышать высказывания детей о том, что они думают и чувствуют?

Сопоставьте впечатления от высказываний взрослых о детях и самих детей о себе.

Чего избегать

Как известно, мы все в той или иной мере прибегаем к набившим оскомину стандартам, но уж когда речь заходит о детях, взрослые просто не могут обойтись без штампов.

Словно раз и навсегда найденные формулы наилучшим образом характеризуют детей, и отступать от них нет смысла. Применение их время от времени, конечно, вполне допустимо, но злоупотреблять ими не стоит, так как в результате создаются совершенно искаженные образы детей. А эти стереотипы прочно оседают в сознании взрослых. И, как часто жалуются дети, воздействуют на представления окружающих о них.

Детям, как и всем нам, хочется, чтобы к ним относились с уважением и пониманием. Не будучи взрослыми, они порой нуждаются в особой помощи и защите. Но относятся к тому же виду живых существ, что и мы, взрослые, и на многое реагируют таким же образом.

Попытайтесь поставить себя на их место и задайте себе вопрос, каким вам хотелось бы видеть отношение взрослых к детям.

Дети хотят, чтобы

• им предоставляли возможность самим, без вмешательства взрослых, говорить о себе;

• к ним относились как к равным, как к представителям рода человеческого, каковыми являемся мы все;

• интересовались их мнением о материалах, появляющихся в СМИ;

• пользуясь каналами СМИ, они могли беспрепятственно беседовать со взрослыми и другими детьми;

• в них видели личности со своими мыслями, увлечениями и заботами;

• ценили их опыт – ведь, несмотря на малолетний возраст, они уже много знают о жизни;

• они могли быть сами собой, а не тем, кем их хотят видеть окружающие;

• к их суждениям относились серьезно.

Уметь слышать детей

При интервьюировании детей главное – слушая, уметь слышать, т.е. впитывая в себя их слова, улавливать скрывающиеся за ними мысли и чувства. Случается, что ребенку есть что рассказать – но зачем ему стараться, если собеседник его не слышит? А дети прекрасно это улавливают и никогда не станут лезть из кожи вон перед человеком, который не умеет их слушать. Чем больше вы преуспеете в этом искусстве, тем лучше сложится ваша работа с детьми. Во время проводившихся опросов детей часто слышали такие замечания: «Впервые нас спрашивают, что мы думаем». А одна необычайно развитая и умная девочка 10 лет от роду, живущая в Северной Ирландии, сказала: «Я никогда никому не говорила, как отношусь к столкновениям в Белфасте. Ничего хорошего, думаю, от них не будет, но навряд ли кто-нибудь станет прислушиваться к словам детей». Почему же никто не предоставил ей возможности сказать об этом раньше? А много ли вы видели репортажей, которые рассказывают о взглядах детей на войну в Чечне. А ведь они – не только полноценные граждане страны уже сегодня, но и завтрашние призывники, избиратели и налогоплательщики.

 

Начать с себя самого

А вы умеете слушать? Во время интервью вас интересует то, что говорит интервьюируемый, или вы сосредоточены только на собственных вопросах и ответах?

Вам нравится слушать людей, или у вас часто возникает желание прервать их?

Вам нравятся дети? Вы любите общаться с ними?

Способны ли вы воспринимать детей серьезно, как людей с присущими им мыслями и чувствами?

Способны ли вы спросить у детей, что следует сделать, чтобы решить обсуждаемую проблему?

Способны ли вы согласиться с тем, что кое о чем дети осведомлены лучше вас, и не испугаться?

Способны ли вы смириться с тем, что беседа с детьми может опровергнуть ваше предвзятое мнение?

Если сомневаетесь в правомерности этих вопросов или некоторых из них, попытайтесь вспомнить собственное детство. Относились ли к вам взрослые серьезно?

Если да, то, что вы при этом испытывали? Почему с некоторыми из взрослых вы не чувствовали себя скованно и разговаривали с ними непринужденно? Обладали ли они какими-то особыми достоинствами?

Необходимо отдавать себе отчет в том, какие у вас есть сильные и слабые стороны, ибо они играют важную роль в процессе общения с детьми. И дети чуют их на расстоянии.

 

Вы и сами извлечете из такого интервью много поучительного.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: