товар ассортимент торговля магазин
Ассортимент товаров - это совокупность их групп и подгрупп, видов и разновидностей, объединённых по какому-либо определённому признаку.
Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.
Различают ассортимент:
1) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ - номенклатура товаров, выпускаемых промышленными и с\х предприятиями. Они выпускают узкий ассортимент товаров, поэтому их в дальнейшем следует подсортировывать с учётом требований торговли, где сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции различных производителей. Этим занимается оптовое звено.
2) ТОРГОВЫЙ - номенклатура товаров, находящихся в РТС. Он включает ассортимент товаров, который выпускается различными предприятиями и подразделяется на продовольственный и непродовольственный, которые, в свою очередь, делятся на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков.
С учётом сложности ассортимента различают товары:
) ПРОСТОГО АССОРТИМЕНТА - набор товаров, состоящий из небольшого количества групп, подгрупп, видов и разновидностей (наименований) товаров (овощи мыло и т.д.).
) СЛОЖНОГО АССОРТИМЕНТА - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов и разновидностей (наименований). Например, обувь, одежда, косметика и т.д.
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ АССОРТИМЕНТА:
1) ШИРОТА АССОРТИМЕНТА - количество групп и подгрупп товаров, включённых в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов.
|
2) ГЛУБИНА АССОРТИМЕНТА - количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.
) СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА - соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты (макроструктуры) и глубины (микроструктуры).
) ПОЛНОТА АССОРТИМЕНТА - соответствие фактического наличия товаров в торговом предприятии утверждённому ассортиментному перечню.
) УСТОЙЧИВОСТЬ (СТАБИЛЬНОСТЬ) АССОРТИМЕНТА - это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.
) ОБНОВЛЯЕМОСТЬ АССОРТИМЕНТА - пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия.
АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособности ассортиментной модели магазина, которая позволит предприятию удержать имеющиеся позиции на рынке и завоевать новые, тем самым, обеспечив его рентабельную работу, то есть получение прибыли.
ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА - это определение набора групп, видов и разновидностей товаров, наиболее предпочтительного для обслуживаемого сегмента и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия. То есть, набор товаров должен наиболее полно удовлетворять спрос населения.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения (от производства до потребителя).
Формирование товарного ассортимента в оптовой торговле - важная функция базы, так как ассортимент её должен обеспечивать:
|
бесперебойное товародвижение магазинов;
оптимальную величину товарных запасов;
рост объёма оптового и розничного товарооборота;
рентабельную работу базы.
Ассортимент базы должен быть гибким и стабильным.
Документом, устанавливающим ассортимент оптовой базы, является обязательный ассортиментный перечень. Номенклатура товаров, включённых в него различных баз, неодинакова и зависит от конкретных условий: - мощность базы; - зона деятельности; - типы торговых предприятий; - количество и ёмкость складов.
В ассортиментном перечне базы предусматриваются групповая и внутригрупповая структура ассортимента. При этом по каждому виду определяется количество разновидностей годового и неснижаемого запаса.
ГОДОВОЙ АССОРТИМЕНТ - количество разновидностей каждой позиции, которое должно поступать в течение года.
НЕСНИЖАЕМЫЙ АССОРТИМЕНТ - минимальное количество разновидностей товаров, которое должно быть постоянно на складах базы.
Различия в количестве разновидностей годового и неснижаемого ассортимента определяется объёмами предложения товаров, сезонностью, внутренними возможностями базы, спроса магазинов и т.д.
Разработка ассортиментного перечня на оптовых предприятиях осуществляется в 3 этапа:
1) Определение групповой ассортиментной структуры базы. Основой для решения этой задачи являются маркетинговые исследования целевого рынка (оптовые покупатели).
2) Обоснование числа разновидностей товаров, необходимых для формирования годового ассортимента. Оно осуществляется в соответствии с планируемым поступлением товаров по договором поставки, то есть формируется внутригрупповая структура ассортимента по основным и дополнительным признакам (модели, фасоны, размеры, марки, расцветки и т.д.). Это необходимо для преобразования производственного ассортимента в торговый.
|
) Определяют минимально необходимое количество разновидностей товаров, которое должно постоянно находится на складах базы (неснижаемый запас).
ОАП, разработанные для конкретных баз, подлежат ежегодной корректировке с учётом происходящих на рынке потребительских товаров изменений.
Главная задача ассортиментных перечней оптовых баз - обеспечить полноту и стабильность ассортимента обслуживаемых магазинов, обратив особое внимание на социально значимые товары.
Для повышения эффективности этой работы необходимо контролировать соблюдение ОАП базы, своевременно убирать товары, не пользующиеся спросом, дополнять ассортимент товарами с высокой оборачиваемостью, следить, чтобы магазины своевременно снабжать товарами в соответствии с их ассортиментным перечнем, с учётом размеров единовременных партий и частоты завоза.
Контроль за наличием товаров на оптовых предприятиях в соответствии с ассортиментным перечнем осуществляют товароведы. Они используют карточки количественно-суммового учёта, которые сведены в картотеки для каждой товарной группы.
Картотеки разделены на 3 части:
-запасы имеются в необходимом количестве;
-запасы на исходе;
- запасы отсутствуют в данный момент.
Оптовые торговые предприятия должно осуществлять контроль не только за своим ассортиментом, но и ассортиментом обслуживаемых магазинов.
Факторы, влияющие на формирование ассортимента в розничной торговле:
1. Не зависящие от конкретных условий деятельности предприятия:
- СОЦИАЛЬНЫЕ (социальный состав населения, уровень культуры, социальное обеспечение населения, характер трудовой деятельности);
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (спрос, развитие производства товаров, уровень доходов населения и источники их образования, развитие экономики района деятельности, цена на товары и др.);
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ (половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и др.);
НАЦИОНАЛЬНО-БЫТОВЫЕ (национальный состав населения, традиции, нравы, обычаи);
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ (географическое расположение района, климат, природные ресурсы и др.).
Отражающие конкретные условия работы предприятия:
Учитываемые при разработке широты ассортимента (макроструктуры):
роль данного магазина в системе торгового обслуживания;
наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация, мощность;
тип и мощность предприятия;
характеристика сегмента;
транспортные связи и др.
Учитываемые при определении глубины ассортимента (микроструктуры):
уровень доходов по сегментам;
специфика спроса внутри сегмента;
размер торговой площади и характеристика оборудования и др.
Среди экономических факторов особое место занимает производство в республике. Основными поставщиками товаров на внутренний рынок являются крупные предприятия, реализующие свою продукцию по двум каналам:
1. Централизованный (система квот, фондов и госзаказ)
2. Свободная реализация (коммерческие договоры).
Ассортимент товаров в розничной торговле представляет собой предложение товаров, поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем перечень спрашиваемых товаров для того, чтобы обеспечить выбор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объёмов продажи товаров.
Управление ассортиментом - это комплексная система, которая затрагивает не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти элементы составляют «образ» товара.
Задача торговых предприятий состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а обеспечить комплексное удовлетворение его потребности. Для этого также следует учитывать и такие составляющие, как сервис, сопутствующие товары и услуги.
Научное обоснование формирования торгового ассортимента должно опирать на ряд объективно действующих факторов. Знание и использование их обеспечит наиболее успешное формирование ассортимента, который будет наиболее полно соответствовать поставленным целям. Главная цель - наиболее полно удовлетворить покупательский спрос.
Таким образом, формирование ассортимента в магазине с учётом выше рассмотренных факторов позволит обеспечить устойчивость и гибкость ассортимента в соответствии со спросом населения, дальнейший рост товарооборота, повышение экономической эффективности работы магазина и качества обслуживания населения.
Принципы построения ассортимента магазинов:
1. Соответствие ассортимента характеру предъявляемого потребителями спроса: то есть спрос постоянно меняется, поэтому ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Для этого его следует изучать с учётом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательской способности и т.д.
СПРОС - это часть потребности населения в товарах, обеспеченная деньгами. По степени его удовлетворении он делится на:
· ПРЕДЪЯВЛЕННЫЙ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ) - это спрос, выраженный в денежных средствах покупателей, который они могут предъявлять при условии достаточного предложения товара и качественного соответствия их требованиям покупателей.
· РЕАЛИЗОВАННЫЙ - это часть предъявленного спроса, которая выражена в купленных товарах. Он совпадает с действительным, когда предложение товаров по ассортименту и качеству полностью соответствует требованиям покупателей. Показатель реализованного спроса - розничный товарооборот.
· НЕУДОВЛЕТВОРЁННЫЙ - нереализуемая часть действительного спроса в виду отсутствия нужных товаров, ассортимента в продаже или несоответствия их требованиям покупателей. Может быть скрытый и явный.
· ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ - зависит от покупательских способностей и количества потенциальных покупателей. Этот вид спроса создаётся под воздействием рекламы.
· АЖИОТАЖНЫЙ - повышенный спрос, вызванный ростом цен, денежной реформой, возникновением дефицита.
· ЭЛАСТИЧНЫЙ - меняется в зависимости от незначительного колебания цен.
· НЕЭЛАСТИЧНЫЙ - остаётся неизменённым, несмотря на изменение цен.
Также существует альтернативный спрос (окончательно формируется в магазине) и импульсный (возникает под воздействием рекламы, выкладки, предложении продавца). Эти спросы способствуют расширению ассортимента, его обновлению. При этом более полно удовлетворяется спрос покупателей, увеличивается продажа товаров.
Необходимо уделять внимание и сезонным товарам, спрос на которые резко растёт с наступлением определённого времени года.
Товары, на которые выявлен чётко сформулированный спрос, должны всегда находится в продаже, так как их отсутствие ведёт к снижению товарооборота, уменьшению эффективности деятельности предприятия, ухудшению его конкурентоспособной способности.
2. Принцип комплексного удовлетворения спроса - формирование ассортимента товаров с учётом комплексности их потребления (в основном при формировании ассортимента непрод товаров). Комплексы могут формировать и с учётом традиций, обычаев, народных праздников. Этот принцип обеспечивает максимальные удобства покупателям и экономию времени в совершении покупки.
3. Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, устойчивости и обновляемости ассортимента - учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента. Он позволяет увеличить максимально объёмы продаж и предполагает наличие широкого ассортимента товаров, учитывая ограничения магазина (размер торговой площади, состояние торгово-технологического оборудования, финансовые возможности и др.).
4. Обеспечение рентабельной работы магазина - в идеале каждый товар, включённый в ассортимент, должен быть рентабельным, то есть размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоёмкость. Также учитываются товарооборачиваемость и другие экономические показатели.
Этапы формирования ассортимента в магазинах:
1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации, учитывая специализацию уже существующей сети магазинов в данном районе.
. Установление структуры ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) для каждого магазина. Здесь определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и их увязывают с плановыми показателями магазина. Также учитывают тип и размер магазина, месторасположение, зону деятельности.
3. Подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с привязкой его к конкретной торговой площади (то есть определяют количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров).
. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для конкретного магазина.
В настоящее время при формировании ассортимента РТП используют два метода, соответствующие современному состоянию экономики:
МЕТОД АССОРТИМЕНТНОГО ПЕРЕЧНЯ - этот метод предполагает наличие в продаже товарного предложения, соответствующего обязательному ассортиментному перечню. Этот метод направлен на удовлетворение твёрдо сформированного спроса. В перечень включаются товары, которые производятся в РБ и потребность в которых удовлетворяется не менее, чем на 70%, а также продовольственные и непродовольственные социально значимые товары и первой необходимости.
Этот метод направлен на поддержание отечественных производителей.
Ассортиментный перечень устанавливается для объектов торговли всех форм собственности. Товары, включённые в перечень, должны быть в наличие всего рабочего дня. Перечень вывешивается на видном месте для покупателя месте.
Конкретный ассортиментный перечень разрабатывается с учётом типа магазина, его торговой площади места расположения, конитингента обслуживаемого населения.
Ассортиментные перечни обязательны к исполнению. Они согласовываются со всеми заинтересованными службами и организациями и утверждаются руководителями торгового предприятия. Перечни разрабатываются и утверждаются на год и доводятся до торгового предприятия не позднее 10 дней после его утверждения. При изменении ситуации на рынке их следует пересматривать, а затем переутверждать.
ДОСТОИНСТВА МЕТОДА:
обеспечивает постоянное наличие в продаже товаров достаточного ассортимента;
усиливает ответственность за поддержание торгового обслуживания на должном уровне.
НЕДОСТАТКИ МЕТОДА:
не способен быстро реагировать на изменении, происходящие на рынке;
закрепляет диктат производителя, так как включает только те товары, которые может предложить отечественный производитель в достаточном количестве;
закрепление принципа Обязательного ассортиментного перечня в качестве оценочного показателя деятельности предприятия не стимулирует торговых работников к его изменению.
МЕТОД ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА - это более прогрессивный метод формирования ассортимента. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. Он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивает экономию времени покупателей, облегчает выбора товаров и услуг, способствует совершению импульсивных покупок.
Формирование ассортимента РТП требует специальных знаний коммерции экономики, маркетинга.
Для того, чтобы добиться успеха на розничном рынке, необходимо учитывать все изменения которые на нем происходят, и во время на них реагировать, т.е. сформированная модель ассортимента не дает гарантии рентабельной работы (так как рынок динамичен и постоянно меняется: денежные доходы, социальная и демографическая обстановка, следовательно меняются и запросы потребителей).
Формируя конкурентоспособную ассортиментную модель коммерческой службы должны учитывать потенциальные возможности своего предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие факторы.
Конкурентоспособный ассортимент должен удовлетворять(соответствовать) следующим условиям:
. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АССОРТИМЕНТА - размер торговой надбавки на товар (товарную позицию) должен перекрывать его издержкоемкость. (реализация многих социально-значимых товаров убыточна, так как торговая надбавка ограничена. Эти убытки надо перекрывать включенными в ассортиментный перечень высокорентабельными товарами. Необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости низкорентабельных товаров, так как это снизит издержки на их хранение и реализацию).
. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫАССОРТИМЕНТА - широта и глубина ассортимента должны соответствовать принятой ассортиментной политике (универсамы, ТПС, специализированные и т.д.)
. ОБРАЗ ТОВАРА - каждый включенный в ассортиментный перечень товар должен быть привлекателен для потребителей: образ товара = товар + упаковка + маркировка + цена + сервис, услуги.
. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ ЖЦТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АССОРТИМЕНТА - современная ассортиментная политика предприятия предполагает включение в ассортиментный перечень товаров находящихся на разных стадиях ЖЦТ. Это дает относительно устойчивые обьемы продаж и стабильное положение на рынке.
. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ АССОРТИМЕНТА - для того чтобы ассортимент соответствовал спросу населения надо его поддерживать в соответствующей полноте и стабильности. Контроль за полнотой и стабильностью осуществляют как на уровне самого РТП, так и вышестоящими контролирующими органами, которые имеют на это право.
При определении полноты ассортимента рассчитывают коэффициент полноты (Кп), который определяют на определенную дату:
Кп =
Рф - фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки.
Рн - количество разновидностей товаров предусмотренных ОАП.
Значения коэффициента варьируется от 0 до 1.
Для более объективной оценки состояния ассортимента его полноту надо определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента (Ку) за определенный период:
Ку =
Рф1, Рф2, …Рфn - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок (на определенную дату);
Рн - количество разновидностей товаров предусмотренных ОАП;
n - количество проверок.
Полнота и стабильность ассортимента являются важными составляющими культуры торговли.
. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В АССОРТИМЕНТНУЮ МОДЕЛЬ - это предполагает, что для каждого товара включенного в ассортимент должна быть разработана стратегия его реализации, т.е.:
определение объёма и цен реализации;
выбор методов продажи;
подбор средств стимулирования и рекламы;
определение перечня услуг, сервисного обслуживания.
. ГИБКАЯ АССОРТИМЕНТНАЯ МОДЕЛЬ МАГАЗИНА - учитывая вышеперечисленные условия может быть сформирована ассортиментная модель отвечающая современным подходам. Т.е. ассортимент должен состоять из рентабельных, привлекательных, социально-значимых товаров (70-85%), а нерентабельные, непривлекательные должны составлять 10-30%.
УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ - это система организационных и планируемых мероприятия, которые оказывают воздействие на установление и поддержание определенного обьема товарных запасов для бесперебойного снабжения РТС товарами в необходимом количестве и ассортименте.