Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине




1. Психолингвистика как наука. Объект и предмет исследования.

2. Психолингвистика. Психология. Языкознание. Точки соприкосновения. 


3. Психолингвистические идеи в лингвистике (Л.В. Щерба, М.М. Бахтин, А.А. 
Потебня). 


4. Психолингвистические идеи до возникновения психолингвистики. 


5. Возникновение психолингвистики. «Болезнь роста». Психолингвистика первого и второго поколения. История становления психолингвистики. Американская и российская психолингвистика.


6. Современное состояние психолингвистики: актуальные проблемы, тенденции 
развития


7. Выготский как психолингвист и вклад его школы в психолингвистику. 


8. Психологическая концепция речи Ч. Озгуда. 


9. Трансформационный подход (З.Харрис, Н.Хомский). 


10. Психолингвистика третьего поколения (Дж. Верч, Ж. Нуазе, Д. Дюбуа). 


11. Физиологические основы психолингвистики: концепция Н.А. Бернштейна. 



12. Основы психолингвистической теории (по А.А. Леонтьеву). 


13. Психолингвистика развития. Онтогенез речи: теории и этапы становления детской речи.

14. Языковая способность: определение, структура, диагностика. 


15. Языковая личность. 
 Современные концепции языковой личности.

16. Структура речевых процессов (Р.М. Фрумкина). Вопрос о психической реальности языковых единиц. Модели порождения и восприятия речи. Этапы речеобразования.

17. Производство речи: трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. 


18. Производство речи: теория уровней языка. 


19. Производство речи: модель Т−О−Т−Е.

20. Производство речи: модель Л.С. Выготского. 


21. Производство речи: модель А.Р. Лурии; модель А.А. Леоньева. 


22. Язык и речь в психолингвистическом аспекте: языковая способность, языковая система, речевая деятельность, тексты.

23. Восприятие речи. Восприятие и понимание речи. Значение и смысл. 
Овладение значением слова: становление речевого мышления.

24. Неосознаваемость восприятия речи. Уровневость восприятия речи. 


25. Модели восприятия речи. 


26. Эксперимент в психолингвистике. 


27. Психолингвистические методы: ассоциативный эксперимент, семантический 
дифференциал, градуальное шкалирование. Методика прямого толкования слова. 


28. Ассоциативный эксперимент: процедура, технология, качественная и количественная интерпретация результатов (можно на примере).

29. Метод семантического дифференциала: процедура, технология, качественная и количественная интерпретация результатов интерпретация результатов (можно на примере).

30. Ассоциация как основа речевого мышления. Типы ассоциативных связей. Ассоциативные словари русского языка (под ред А.А. Леонтьева и под ред. Ю.Н. Караулова): принципы составления, структура словарной статьи, возможности исследования.

31. Эксперимент в психолингвистике: методика дополнения, методика прямого толкования слова, метод классификации, объективные психофизиологические методы исследования семантического пространства лексикона (метод семантического радикала).

32. Методы психологии в психолингвистике: контент-анализ, интетн-анализ, 
факторный анализ. 


33. Дискурс анализ текстов. 


34. Фоносемантика. Классификация смыслов звуков. Области возможного применения 
фоносемантики. Системы ВААЛ, ДИАТОН, СЛОВОДЕЛ, PSYLINE CD. 


35. Фоносемантические эксперименты. 


36. Вербальная суггестия: теория и возможности использования. 


37. Словообразование в речевой деятельности. Психолингвистические эксперименты

Л.В. Сахарного.

38. Словообразовательные способы языкового воздействия.


39. Слово в сознании человека.


40. Значение слова и возможности его описания. Различные подходы к трактовке и

описанию значения (ассоциативный, параметрический, признаковый,

прототипный, ситуационный).

41. Биокультуральная теория значения.


42. Ассоциативно-вербальная сеть. Эксперименты А.Р. Лурия и О.С.Виноградовой.

43. Автоматически воспроизводимая единица как языковой знак: строение, место в

ассоциативной сети, функции.


44. Текст как объект психолингвистики.
 Текст и его восприятие. Проблема порождения текста. Цельность и связность текста в психолингвистическом аспекте.

45. Психолингвистические проблемы исследования текста. Динамика

исследовательских подходов к пониманию текста.


46. Психолингвистика речевого воздействия. Информационно-психологическое

воздействие.


47. Психолингвистика событий (или «правополушарный» подход).

48. Основные категории теории речевой деятельности (деятельность, действие, операция) и их взаимосвязь. Говорение и письмо как продуктивные виды речевой деятельности, их механизмы. Аудирование и чтение как рецептивные виды речевой деятельности, их механизмы. Единицы речевой деятельности.

49. Психолингвистика как теория речевой деятельности. Психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Психологическое определение речи. Уровни речевой деятельности (модель вербально-коммуникативной функции) (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя). Феномены речемыслительной деятельности и их соотнесенность с системой языка. Проблема психолингвистических единиц (А.А. Леонтьев).

50. Материал психолингвистических исследований: источники, виды, способы извлечения, положительный и отрицательный материал.

51. Языковая способность и коммуникативная компетенция.

52. Внутренний лексикон и его устройство: вербальные сети и вербальное пространство. Активный и пассивный лексикон. Внутренняя речь в аспекте речепорождения.

53. Психолингвистика и когнитивная лингвистика: проблематика, предмет исследования, методики.

54. Этнопсихолингвистика и теория лингвистической относительности: проблематика, предмет исследования, методики.

55. Теория фреймов и возможности ее применения в филологии.

56. Психологическая структура значения.

57. Восприятие и понимание речи.

58. Экспрессивная устная речь.

59. Слухоречевая память.

60. Мышление и речь.

61. Психолингвистические основы процесса письма.

62. Психолингвистические основы процесса чтения.

63. Роль речи в протекании и формировании других психических процессов.

64. Психолингвистические основы перевода.

65. Возрастная психолингвистика (онтолингвистика). Становление дискурсивного мышления языковой личности. Производство речи. Речевые ошибки.


66. Дискурс как один из основных объектов исследования современной психолингвистики.
Дискурс как процесс и как результат речевой деятельности: формальный и функциональный подходы. Дискурс как сложное коммуникативное явление, включающее акт создания определённого текста, так и отражающее зависимость создаваемого речевого произведения от значительного количества экстралингвистических обстоятельств.

67. Патопсихолингвистика.

68. Психолингвистика в криминалистике и судебной психологии.

69. Психолингвистика речевого воздействия.

70. Языковые способности, их типы и диагностика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: