Задание по предмету: «Литературное развитие дошкольника»
Выполнила: Гаврилина Ирина Андреевна группа № ДО-1601.1z
Виды восприятия художественного текста, свойственные дошкольнику
Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
1) зрительное восприятие;
2) слуховое восприятие;
Зрительное восприятие представляет собой формирование в голове ребёнка тех ситуаций и образов внешнего мира, которые непосредственно фиксируются его глазами.
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.
Слуховое восприятие начинается со слухового внимания– умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков.
Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров. Единство чувства и мысли при восприятии.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта
ребенка. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге роль первоначального импульса для осмысленного воссоздания героев и событий; без рисунков художника воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
В этом возрасте появляется первый литературный опыт, помогающий малышу осознавать содержание произведений.
Средний дошкольный возраст. После четырех лет у ребенка наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений обогащением его жизненного опыта, знаний. На этом рано появляющемся у ребенка умении разграничивать в литературных произведениях реальное от фантастического возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ,небылица и др.). На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение, оно становится более самостоятельным.
На пятом году жизни дети осмысленно воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете, способны при необходимости вычленить из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев,дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.
Старший дошкольный возраст. С 5 ─ летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес, к содержанию произведения к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла. Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Усложняется и понимание литературного героя, он начинает проникать и в чувства мысли. В связи с этим становиться доступным восприятию не только герой с однозначным характером плохой или хороший, но и более сложный чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивациями.
Наивный реализм» как особенность восприятия детьми литературных произведений, его положительные и отрицательные стороны.
Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педагогической литературе ещё в 20-е годы XX века. Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознаётся читателем, а именно:
· - художественный образ отождествляется с реальной фигурой,
· - вымысел, если он и замечается читателем, противопоставляется правде,
· - литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.
Л.А. Рыбак выделила положительные стороны наивного реализма, «которые должны быть сохранены и на следующих ступенях литературного развития: искренность сопереживания, умение «забыть себя», почувствовать реальность действительности, созданной искусством». "Наивный реализм" хотя и является одной из характерных особенностей художественного развития современных детей, но не закрывает путь к пониманию образного содержания произведений искусства. Он проявляется у многих детей только по отношению к отдельным произведениям или в отдельных ситуация. Пониманию замысла произведения часто мешает так называемый "наивный реализм" зрительского восприятия искусства. В его основе лежит идея иллюзорного тождества вещей и явлений в жизни и искусстве. Обычно это проявляется в том, что человек оценивает произведение только с точки зрения правдоподобия изображенных в нем событий и предметов. Иногда "наивный реализм" детей может сочетаться с довольно тонким пониманием образного содержания произведения. В таком случае надо постараться разделить эти две стороны отношения к искусству. Особенно трудно преодолевается "наивный реализм" в тех случаях, когда в картине изображена ситуация, вызывающая у детей неприязнь или чувство тревоги. Тревожное чувство может возникнуть у детей и при восприятии картин, которые не несут в себе трагического содержания. Это бывает связано с отрицательными эмоциями, которые испытывает ребенок в жизни к изображенной ситуации, или просто с обостренным чувством тревоги.
Особенности понимания дошкольниками произведения в единстве содержания и формы: понимание основного замысла произведения; особенности восприятия образов героев, мотивов их поведения; восприятие языковых особенностей литературного произведения.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте детей необходимо учить слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации взрослых, воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте. Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. Дети в этом возрасте уже воспринимают не только содержание литературного произведения, но и некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. В этом возрасте дети способны замечать красоту и богатство русского языка. У них активно развивается и обогащается словарь
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Возрастные и личностные особенности развития дошкольников: особенности восприятия произведений детской литературы младшими дошкольниками; особенности восприятия произведений детской литературы средними дошкольниками; особенности восприятия произведений детской литературы детьми старшего дошкольного возраста.
Младший возраст:
-чувственное переживание произведения
-оценочные суждения
-реализация в самостоятельной деятельности
Средний возраст:
-ребенок способен понять, что произведение отражает типичные черты явления
-осмысленно воспринимает произведение, осознает его основное содержание и его идею, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете
-активный соучастник изображаемых событий и переживает их вместе с героями
Старший возраст:
-пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей
-формирование умения воспринимать произведение в единстве содержания и форме
-рост внимания к выразительным средствам языка
-герои произведения им становятся ближе и понятнее
-сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер.
6. Задачи, стоящие перед педагогами в области литературного развития дошкольников разных возрастов с учетом особенностей их восприятия.
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:
1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;
4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.
5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.