Е. Благинина. Простокваша




ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. ЧАСТЬ 2.

Потешный фольклор.

Молчанка – это веселая игра детей многих поколений. По точному наблюдению Г. С. Виноградова, в этой игре «прелюдия разрастается настолько, что заслоняет собою самую игру, перенося в действие только конец ее, развязку».

Свое происхождение жанр получил от слова ‘молчать’. Вслед за Г. С. Виноградовым М. Н. Мельников указывает на то, что «текст, как и игра, называется молчанкой». Определение жанра встречаем у В. Аникина: «Молчанка – это стихотворный уговор молчать. В толковом словаре С. И. Ожегова есть это слово, с пометкой «разг.», и дается ему такое толкование: «Детская игра, в которой проигрывает заговоривший первым».

Как и в любой игре, в молчанке можно выделить основные этапы. Мы выделяем следующих три: первый – непосредственное произнесение текста молчанки, второй – промежуточный, когда игроки или ведущий пытаются рассмешить участников при помощи жестов и мимики, третий – нарушение запрета и дружный смех. Если третий этап отсутствует (все участники долго молчат), игра утрачивает свой смысл. В течение последних пятидесяти лет сохраняются все три этапа.

Функции жанра молчанки: с одной стороны – развлекательная (для детей это веселая, потешная неподвижная игра), с другой – воспитательная (в игре развиваются волевые качества ребенка, вырабатывается умение следить за своим поведением, владеть своими чувствами и эмоциями).

Скороговорки.

Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. «Скороговорки отличает предельная уплотненность труднопроизносимых и не всегда благозвучных согласных» (Капица, с. 174).

Сшит колпак, да не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать да перевыколпаковать.

 

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

 

Бык туп, тупогуб.

У быка губа тупа.

Первое собрание русских скороговорок опубликовал В.И. Даль в составе «Пословиц русского народа» (1862). Приведенные им тексты показывают, что в древности скороговорки бытовали в среде взрослых и относились к разновидностям «тайной речи». Об этом свидетельствуют многочисленные записи этнографов, сделанные в разных концах земли. Освоение тайных языков обычно связывалось с обрядом посвящения в полноправные члены племени.

Со временем тексты утратили ритуальное значение, переходили из взрослой среды в детскую и использовались в качестве инструмента для развития речи ребенка и совершенствования произношения. Не случайно «скороговорки» иногда называют «чисто говорками».

Особенности. Широко распространены скороговорки со «сложным и богатым звуковым оформлением»: аллитерациями, повторами, внутренними рифмами, ассонансами.

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап!

В скороговорках часто используется форма ритмизованной прозы, иногда рифмованной. В этом случае аллитерации могут выполнять функцию рифмы:

Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку.

 

Традиции скороговорки в поэзии для детей.

Жук по имени Жак (А. Усачёв)

Жил жук по имени Жак

Сшил Жак папе пиджак,

Маме — пижаму,

Жене — жакет,

Сыну — тужурку,

Дочке — жилет,

Внучке Жучке —

Кожаные брючки.

Жабе — жабо,

А себе ничего.

Грачиная (М. Бородицкая)

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

 

Сентябрьская скороговорка

Все клены стали рыжие,

И ни один не дразнится:

Раз все равно все рыжие —

Кому какая разница!

 

Е. Благинина. Простокваша

Простокваши дали Клаше.

Недовольна Клаша

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

— Не хочу я просто каши,

Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела, встала,

«Спасибо» сказала.

 

 

У Вари

На бульваре

Варежки пропали.

Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

 

Загадка относится к малым жанрам фольклора, она отличается краткостью и лаконичностью высказывания. Обычно загадки строятся «на иносказании, метафоре, аллегории, описании предметов, явлений, живых существ в замысловатой вопросительно-констатирующей форме (где этот вопрос подразумевается)» и требуют «разгадки, ответа, расшифровки специально закодированной информации» (Сл., с. 76).

Похожее определение мы встречаем и у В. И.Даля, одного из первых публикаторов жанра. Он отмечал, что загадка – это «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Современный исследователь дает следующее определение загадки: «Загадка – это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность».

Функциональное предназначение загадки, способствующей «активизации познавательной деятельности, формированию навыков логического мышления, развитию сообразительности, наблюдательности» (Сл., с. 77) обусловило и ее распространение в детской среде. Загадка способствует развитию воображения, стимулирует словотворчество.

На протяжении всей истории бытования загадок сохранялась их воспитательная и обучающая функция, которая также оказалась востребованной в детской среде. Некоторые загадки часто встречаются в книгах и сборниках, они помогают расширить представление ребенка о внешнем мире, показывая ему знакомые предметы с необычной стороны или раскрывая какие-то новые стороны действительности:

 

Два стоят.

Два лежат.

Один ходит,

Другой водит. (Дверь)

 

«Белый шкаф купили мы, в нем немножечко зимы» (холодильник),

 

«Висит груша – нельзя скушать» (электролампочка).

 

Классификация. Один из первых публикаторов загадок, Д.Н. Садовников, расположил в составленном им сборнике загадки по темам: «Жилище», «Тепло и свет», «Домашнее хозяйство», «Двор, огород и сад», «Домашние животные», «Земледельческие работы». «Лес», «Мир животных», «Люди и строение их тела», «Земля и небо», «Понятия о времени, жизни и смерти», «Грамота и книжная мудрость». В загадках иногда затрагивались и другие темы: человек и части его тела, пища и питье, одежда и обувь, дом, его части и принадлежности хозяйства, природные явления. В настоящее время эта классификация является общепринятой.

Структура загадки отличается простотой. В них нет сюжета, поэтому динамика создается иным способом. Часто встречаются загадки, построенные на диалоге:

– Это черная?

– Нет, красная.

– А почему белая?

– Потому, что зеленая. (Красная смородина)

 

Некоторые загадки строятся на отрицании:

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (Репа)

 

В середине – алый сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

 

Меня бьют, колотят, ворочают, режут

Я все терплю и всем добром плачу. (Земля)

 

Бел как снег, в чести у всех. (Сахар)

Загадки в форме числовой задачи; чтобы ответить, надо разобраться в уловке. Приведем пример: «Мужик купил козу за три рубля. Почем коза пришлась?» «Почем» обычно понимается: «сколько обошлась», «сколько стоит», и вместо того чтобы ответить «по земле», следует ответ: «три рубля».

Встречаются и другие подобные вопросы:

«После семи лет что козе будет?» (Пойдет 8-й год.)

«Какой в реке камень?» (Мокрый.)

«Может ли дождь идти два дня сряду?» (Не может, потому что между днями ночь.)

«От чего гусь плавает?» (От берега.)

«Сидят четыре кошки, против каждой по три кошки, много ли их?» (4 кошки по углам избы)

Шли столбцом

Сын с отцом,

Да дед с внуком.

Сколько их? (Трое)

Словесные загадки строятся по принципу шарады или основаны на игре букв и слов: «Какие два животные помещаются в одной бутылке?» (конь, як). «В каком названии города одно имя мальчика и сто имен девочек?» (Севастополь).

 

Игровой фольклор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: