Тема занятия: «Конфекционирование материалов. Выбор материалов для швейного изделия».(16.01.2021)




Качество одежды, ее потребительские свойства формируются на всех этапах швейного производства. Важнейшее значение в создании конструкции одежды высокой формоустойчивости, размеростабильности, отвечающей требованиям надежности, эргономичности, эстетическим и другим требованиям имеют материалы.

Одежда — это многослойное изделие, эксплуатационные свойства которого определяются внешним видом и свойствами комплектующих его материалов: основных (покровных) и вспомогательных (прокладочных, подкладочных, скрепляющих, отделочных и фурнитуры). Ассортимент материалов, применяемых для одежды, характеризуется большим разнообразием, постоянно расширяется и обновляется. Поэтому для повышения эффективности производства, снижения материалоемкости одежды требуется наиболее полное использование свойств материалов при проектировании и изготовлении одежды.

Впервые вопрос о научно обоснованном выборе материалов был поставлен профессором Б. А. Бузовым и им же была предложена методика выбора материалов швейных изделий. Методикой предусматривается следующая последовательность выбора материалов для швейных изделий:

· составление общей характеристики швейного изделия с учетом его назначения, условий эксплуатации, особенностей конструкции и технологии изготовления;

· • разработка потребительских и технико-экономических требований к швейному изделию;

· • разработка требований к материалам для данного изделия, составление номенклатуры показателей качества и установление нормативов по показателям;

· • отбор конкретных материалов, проведение необходимых испытаний с учетом принятой номенклатуры показателей качества, определение величин этих показателей и оценка соответствия материалов установленным требованиям;

• разработка рекомендаций и предложений, направленных на рациональное и экономное использование материалов в швейном производстве, уточнение параметров и режимов технологической обработки материалов.

Используя данную методику, можно оптимизировать выбор материалов для швейных изделий, снизить материалоемкость и улучшить их качество. Вместе с тем эта методика не дает возможности в полной мере учитывать свойства материалов при изготовлении моделей одежды, поскольку формированию направления моды предшествует определение направления развития ассортимента и художественно-колористического оформления материалов. Такое положение не позволяет во многих случаях реализовать художественно-конструктивные решения худож- ников-модельеров одежды, потому что предлагаемые новые материалы, модные в колористическом оформлении, по показателям структуры и физико-механических свойств часто оказываются непригодными для воплощения оригинальных форм и модных линий в одежде. Объясняется это тем, что многие показатели, характеризующие конструкторско-технологические, эргономические, эксплуатационные и потребительские свойства материалов, важные при создании современных моделей одежды и прогнозировании срока службы, не учитываются при разработке технического задания на подготовку и изготовление материала. На стадии разработки направления моды, перспективных и базовых моделей швейных изделий специалисты легкой промышленности практически не имеют возможности влиять на формирование ассортимента и объемов производства текстильных материалов с заданными свойствами. Это связано с тем, что подготовка предложений по перспективному направлению развития материалов, разработка требований к материалам опережают разработку предпосылок перспективного направления развития ассортимента и моды в одежде.

Для более эффективного использования свойств материалов при изготовлении швейных изделий Б. А. Бузовым [4] предложено подготовку теоретического обоснования и перспективного направления моды (модных силуэтов, эскизов, макетов одежды) осуществлять раньше разработки предложений по созданию новых или усовершенствованию существующих материалов. Поэтому на этапе разработки направления моды большое внимание должно быть уделено выявлению конкретных требований к структуре и физико-механическим свойствам материалов с учетом модельных, конструкторско-технологических и других факторов, а также назначения и условий эксплуатации изделия.

При создании нового ассортимента материалов требования к ним должны определяться исходя из анализа взаимосвязи одежда — материал — человек — среда с учетом назначения изделия, эргономических, эксплуатационных и экономических характеристик. Принимая во внимание такую постановку вопроса подготовки и выбора материалов для швейных изделий, а также в целях совершенствования ранее предложенной методики разработаны теоретические основы метода подготовки и выбора материалов для швейных изделий [5]. При разработке данного метода использовался системный подход, для которого характерны следующие методологические особенности:

· • органическая целостность субъективного и объективного; структуризация, которая придает системе необходимую целостность и определяет устойчивые характеристики системы;

· • целостность системы и ее структуры, которая становится очевидной чаще всего лишь на фоне ее изменений во времени, когда изменение состояния одной из подсистем неизбежно влечет за собой изменение другой;

· • системный подход связан с его междисциплинарной особенностью;

· • органическое единство формализованного и неформализованного.

В методологии системного подхода любая система рассматривается как состоящая из ряда подсистем, а сама система рассматривается как одна из подсистем какой-то системы более высокого уровня. Следовательно, системы строятся по иерархическому признаку. Уровень и масштабность системы определяются постановкой проблемы и по мере накопления знаний в данной области масштабы создаваемой системы возрастают, появляются новые подсистемы, а сама система может стать одной из подсистем системы более высокого уровня. На рис. 8 приведена структура подсистемы — подготовка и выбор материалов для швейных изделий, которая является составной частью системы производства швейных изделий [4]. Нулевой и 1-й уровень иерархической структуры включают планирование, управление, проектирование швейных изделий, выпуск продукции, распределение фондов и их содержание. Подсистема подготовки материалов относится к уровню подготовки производства (1-й уровень), который в свою очередь является одной из составных уровня выпуска продукции (0-й уровень). На основе анализа этой схемы выявлены три типовые задачи подготовки и выбора материалов для швейных изделий при изготовлении их в условиях массового производства [5].

Задачи I типа предусматривают составление исходных требований и разработку номенклатуры показателей качества материалов с учетом модельных, конструкторско-технологических особенностей проектируемой модели швейного изделия, его назначения и условий эксплуатации, подготовку технического задания на разработку и усовершенствование материала в целях получения новых материалов с улучшенными показателями структуры, физико-механических свойств и художественно-колористического оформления.

Задачи II типа связаны с выбором материалов для швейных изделий, производство которых освоено предприятием и модели пользуются спросом потребителей, однако по разным причинам возникла необходимость подобрать другие материалы из существующего ассортимента, пригодные для изготовления данных изделий на имеющемся оборудовании и по действующей технологии. Причем подбираемые материалы должны способствовать повышению качества изделий.

Рис. 8. Структура подсистемы подготовки материалов

Задачи III типа предусматривают выбор и лабораторный анализ материалов для одежды производственного назначения.

При изготовлении одежды по индивидуальным заказам, а также при ее ремонте и обновлении возникают задачи, которые требуют иного подхода при подготовке и выборе материалов. Эти отличия обусловлены особенностями производства швейных изделий на индивидуального потребителя, когда одежда изготавливается из материала заказчика. В этом случае решается задача IV типа: из материала с неизвестными свойствами необходимо изготовить модель для конкретного потребителя. При восстановлении потребительских свойств одежды ставятся задачи по выбору материалов, которые требуют иного подхода при их решении. В зависимости от вида ремонта, способа обновления одежды выбор материалов должен осуществляться с учетом топографии износа изделия и желания заказчика.

Задачи I и II типа имеют общую методическую основу, а алгоритм решения этих задач включает следующие этапы и основные элементы:

· а) анализ исходной ситуации;

· б) разработка требований к материалам для данного вида изделий и иерархической структуры показателей их качества:

o • разработка требований к материалам и номенклатуры их свойств;

o • разработка иерархической структуры показателей качества материалов;

o • определение коэффициентов весомости показателей качества; выбор методов определения показателей качества; установление интервалов изменения значений показателей качества;

o • выбор базовых значений показателей качества; установление вида зависимостей между показателями свойств и их оценками (безразмерными), т. е. перевод размерных показателей качества в безразмерные;

o • выбор методов и определение комплексных оценок показателей качества;

o • составление карты технического уровня и качества материалов;

· в) подготовка технического задания на разработку новых материалов, выбор конкретных материалов и проведение необходимых дополнительных испытаний;

· г) заключение и рекомендации по особенностям переработки материалов в швейном производстве, уточнению конструкции изделий и совершенствованию их обработки.

Алгоритм решения задач III типа был разработан в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности (ныне Санкт- Петербургский государственный университет технологий и дизайна). Он состоит из следующих этапов:

· • определение исходных требований к материалам на основе анализа характера и объемов потребностей в новой производственной одежде;

· • определение ограничений видов, включаемых в анализ материалов, по альтернативным признакам;

· • установление направлений оптимизации единичных показателей качества;

· • установление значимости (весомости) свойств материалов для заданных условий;

· • выбор базовых значений показателей свойств;

· • расчет комплексного критерия соответствия материалов назначению для всех сравниваемых материалов-аналогов и расположение их в порядке предпочтительности.

Алгоритм решения задач IV типа включает следующие этапы:

· • определение структурных и размерных характеристик текстильного материала, описание его художественно-колористического оформления и установление функционального назначения данного образца;

· • разработка требований к изделию определенного функционального назначения;

· • разработка номенклатуры показателей качества материалов и составление иерархической структуры;

· • определение значимости (весомости) показателей качества; выбор методов определения показателей качества и определение их значений;

· • выбор базовых значений показателей качества и составление карты технического уровня и качества материалов;

· • конфекционирование материалов швейного изделия; разработка рекомендаций по учету свойств материала при построении чертежей конструкции изделия, по технологической обработке, по виду применяемого оборудования и т. п.

На первом этапе решения задач I и II типа (анализ исходной ситуации) обобщают сведения о потребностях в изделиях данного вида, условиях и способах их эксплуатации, группах потребителей, модельных, конструкторских и технологических особенностях изделий, а также экономических показателях, связанных с их разработкой, изготовлением и эксплуатацией. При проведении анализа исходной ситуации руководствуются функциональным назначением одежды, которое положено в основу классификации ассортимента одежды.

Ассортимент одежды составляют изделия, объединенные в самостоятельные группы по определенным признакам, например назначению, сезону, применяемым материалам и др. В соответствии ГОСТ 17037— 85 функциональное назначение одежды определяется:

· • условиями ношения — бытовая, производственная и форменная одежда, при этом бытовая одежда подразделяется на повседневную, торжественную, домашнюю, спортивную и национальную;

· • расположением слоя одежды на теле человека — верхняя одежда, нательное белье, корсетные изделия, пляжная одежда, головной убор;

· • половозрастным признаком — мужская, женская, для новорожденных, детей ясельного возраста, дошкольной, младшей школьной, старшей школьной и подростковой групп.

Одежда должна удовлетворять потребительские и промышленные технико-экономические требования. Для швейных изделий установлены следующие потребительские показатели качества (ГОСТ 4.45— 86): назначение, эстетические, технологические, унификации, конструктивные, эксплуатационные. Показатели качества используются на этапах проектирования, постановки продукции на производство, в процессе производства, для анализа и обобщения результатов потребления.

Потребительский уровень качества одежды определяется социальными, функциональными, эстетическими, конструктивными, эргономическими и эксплуатационными показателями, а также показателями экологичности и безопасности.

Социальные показатели характеризуют соответствие одежды общественным потребностям, целесообразность ее производства и сбыта.

Роль социальных показателей в обеспечении качества одежды возрастает в результате научно-технического прогресса, насыщения рынка товарами и повышения материального благосостояния. Для удовлетворения социальных требований необходимо шире осуществлять дифференцированное проектирование и производство одежды по социальным группам населения с увеличением доли одежды для молодежи, детей, лиц старшего возраста, а также проектировать и производить одежду на индивидуального потребителя.

Функциональные показатели характеризуют основную целевую функцию одежды, т. е. ее назначение. В зависимости от назначения одежды устанавливаются требования к модели, ее конструктивному решению, используемым материалам. Соответствие одежды функциональным показателям достигается правильным выбором изделия по номенклатуре, конструкции модели и применяемым материалам. Оптимальное сочетание перечисленных факторов обеспечивает максимальное соответствие одежды конкретным условиям труда и отдыха, сезонным, а также размерам и возрастным признакам человека.

Эстетические и конструктивные показатели должны соответствовать современному направлению одежды, модной гамме цветов, структуре, отделке применяемых основных и отделочных материалов, а также модному силуэту, пропорциям и форме деталей. Необходимо стремиться достичь целостности композиционного решения модели и товарного вида.

Эргономические показатели обеспечивают удобство пользования одеждой, т. е. степень приспособленности изделия в системе «человек — одежда — среда». При эргономической оценке качества целесообразно использовать конкретные показатели антропометрического (размеры человека), психофизического и гигиенического соответствия одежды. Гигиенические показатели должны обеспечивать вентили- руемость одежды, температурные и влажностные режимы в системе человек — одежда — среда. Соответствие гигиенических показателей одежды установленным нормам создается за счет подбора материалов, в которых оптимально сочетаются следующие показатели: влагопоглощение, влагоотдача, капиллярность, паропроницаемость, теплоемкость, суммарное тепловое сопротивление, воздухопроницаемость и др.

Эксплуатационные показатели характеризуют надежность одежды, которая выражается в способности сохранять в течение определенного срока службы долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость (иметь исправное состояние после хранения и транспортирования). Долговечность одежды оценивается устойчивостью материалов к различным физико-механическим воздействиям и возможностью химической чистки и стирки. Надежность одежды определяется также устойчивостью соединительных швов, краев деталей и узлов одежды к различным механическим усилиям, а также формоустойчивостью элементов конструкции одежды.

Независимо от вида и назначения одежда должна быть экологически чистой и безопасной для здоровья человека.

В этих целях в 2003 г. были приняты санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.7/1.1.1286—03. В соответствии с этими правилами для всех предпринимателей, занимающихся производством и/или реализацией детской и взрослой одежды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический контроль, установлены гигиенические требования к органолептическим, физико-гигиеническим, санитарно-химическим и токсиколого-гигиеническим показателям одежды и материалов, применяемых для ее изготовления.

Для оценки степени безопасности одежды введена гигиеническая классификация, по которой основными классификационными признаками являются площадь непосредственного контакта с кожей, возраст пользователя и продолжительность непрерывного использования. Для оценки вышеперечисленных классификационных признаков введены шкалы балльных оценок, в соответствии с которыми для каждого изделия определяется классифицирующий показатель, устанавливающий степень риска воздействия изделия на здоровье человека. В зависимости от значения классифицирующего показателя швейные изделия подразделяются на четыре класса (табл. 7.1):

К промышленным технико-экономическим требованиям относятся показатели, обеспечивающие рациональность и экономичность изготовления изделий промышленным способом: технологичность (трудоемкость, материалоемкость); унификация деталей, швов и узлов и конструкции изделия; экономические показатели (стоимость применяемых материалов, расход материалов, затраты времени на изготовление).

Номенклатуру показателей качества текстильных материалов (табл. 7.2) разрабатывают на основе анализа исходной ситуации, составленных требований к изделию, а также нормативно-технических и методических документов (ГОСТ 4.3—78 СанПиН 2.4.7/1.1.1286— 03 и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: