Тема 4. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Вопросы.
4.1 Понятие и сущность социального партнерства.
4.2 Принципы социального партнерства, выработанные МОТ, их сущность.
4.3 Нормативно-правовые и организационные проблемы становления системы социального партнерства в Украине.
Понятие и сущность социального партнерства
Достичь согласия в обществе и повысить эффективность производства можно только в условиях сотрудничества наемных работников с работодателями.
Согласование социально - экономических интересов между указанными субъектами, а также между ними и государством образует целую систему общественных отношений, которые получили в странах с развитой рыночной экономикой название института социального партнерства.
Социальное партнерство - это такой тип и система отношений между работодателями и наемными работниками, при которых в рамках социального мира происходит согласование их важнейших социально - трудовых интересов.
На практике социальное партнерство выступает в качестве альтернативы всякой диктатуре класса или личности и является цивилизованным (мирным) методом решения социальных конфликтов(компромисс, согласование интересов работодателей и наемных работников путем мирных переговоров и взаимных уступок).
Словосочетание «социальное» означает общественное, то есть то, что относится к жизни людей и их отношений в обществе, «партнер» - участник совместной деятельности.
Функционирование системы социального партнерства осуществляется на трехсторонней основе сотрудничества органов государственной власти, предпринимателей и профсоюзов, направленной на согласование интересов и решение проблем в социально - трудовой деятельности людей.
Становление системы социального партнерства прошло долгий и сложный путь. Когда рабочие в капиталистических странах еще только начали объединяться в профессиональные организации, уже тогда были начаты первые попытки социального партнерства посредством переговоров и консультаций между представителями наемных работников и собственников средств производства. Первые коллективные договоры вошли в практику в конце XIX в. во Франции, Великобритании, Германии.
Как механизм регулирования социально - трудовых отношений, система социального партнерства начала развиваться после Второй мировой войны, окончательно утвердившись лишь в 60 -70-е годы ХХ века. На сегодняшний день наиболее развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции. В меньшей степени она развита в США и Японии.
Системы социального партнерства нет в слаборазвитых странах. В практику регулирования социально - трудовых отношений в Украине термин «социальное партнерство» вошел с конца 1991 года.
Главной функцией системы социального партнерства является недопущение разрушительных забастовок и создание условий для динамичного развития производства и обеспечения надлежащего уровня доходов наемных работников.
Основой социального партнерства является принцип сотрудничества между работодателями и наемными работниками, который реализуется в форме ведения переговоров, заключения коллективных договоров, согласования проектов нормативно - правовых актов, консультаций при принятии решений между субъектами социального партнерства на всех уровнях (национальном, региональном, отраслевом и местном уровнях).
В сферу социального партнерства входят вопросы:
• достижение консенсуса(общее согласие при отсутствии возражений по существенным вопросам) по вопросам обеспечения занятости;
• создание дополнительных рабочих мест;
• применение наемного труда с соблюдением требований техники безопасности и требований охраны здоровья, вопросов оплаты труда, прав работников на своевременное получение заработной платы;
• обеспечение нормального режима труда и отдыха;
• обеспечение права работников на участие в управлении трудом на предприятии.
Основными задачами системы социального партнерства в Украине можно считать:
• преодоление монополии в распределении созданного продукта путем привлечения всех субъектов общественных отношений к управлению производством;
• повышение мотивации к труду с целью обеспечения высоких конечных результатов работы, что будет способствовать повышению уровня жизни в стране;
• устранение факторов социальной напряженности в обществе и уменьшение на этой основе негативных экономических последствий.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что степень развитости социального партнерства зависит от ряда факторов, а именно:
1) степени демократизации управления производством (т.е. решения большинства социально - трудовых проблем коллективами предприятий или организаций, расширение прав областей, регионов и городов);
2) уровня жизни большинства населения и степени дифференциации доходов.
Наблюдения показывают, что чем ниже уровень жизни и большая разница в доходах богатых и бедных слоев населения, тем популярнее призыв к свержению власти и перераспределения собственности с соответствующими практическими действиями. И наоборот, в странах с высоким уровнем жизни и низкой дифференциацией доходов стремление социальных партнеров к социальному миру и стабильности в обществе увеличивается.
Социальное партнерство должно стать, во-первых: элементом формирования социальной ответственной политики, которая будет определять одинаковые формы ответственности за невыполнение условий договоренностей (например, освобождение от должности, возмещение материального ущерба), во-вторых: принципом организации отношений собственности, что по согласованию с партнерами будет определять равные условия создания рынка труда, капитала, средств производства через согласование политики налогов, цен и др.
Социальное партнерство, которое будет основываться на соответствующей законодательной базе, четко определенных принципах, сбалансированности интересов всех субъектов партнерства, будет значительно способствовать экономическому развитию государства, достижению социального согласия в обществе.