a. должностные лица прокуратуры, если при рассмотрении дела в суде 1 инстанции участвовал прокурор
i. генеральный прокурор и его заместители
ii. прокурор субъекта РФ
iii. ст.389 ГПК: с представлением могут обратиться председатель ВС РФ и его заместитель в целях обеспечения единства судебной практики. Это право может быть реализовано, когда без устранения допущенных нижестоящими судами существенных нарушений норм материального или процессуального права невозможно обеспечение верховенства и единообразного применения закона в соответствии с требованиями конституции.
Нарушением, являющимся основанием для внесения представления являются:
1. нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц, или публичных интересов
2. нарушение правил подведомственности или подсудности
Под единством судебной практики понимается:
1. правильное и единообразное применении судами на всей территории РФ ФЗ-ва при рассмотрении и разрешении ГД
Под нарушением единства судебной практики понимается вынесение определения, противоречащего
1. ПП ВС РФ, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики.
2. П Президиума ВС, определениям коллегии по ГД и кассационной коллегии ВС РФ по конкретным делам, содержащим толкование норм материального и процессуального права.
3. материалам официально опубликованных ВС РФ обзоров судебной практики и ответам по вопросам судов и применении законодательства
Председатель ВС РФ и его заместители не могут вносить представления по собственной инициативе. Для этого требуется обращение заинтересованных лиц.
Надзорная жалоб должна содержать:
а) наименование суда, в который она подается;
б) наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
|
в) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
г) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
д) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
е) указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований.
Требование об обязательном наличии в жалобе указания на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона, обусловлено содержанием ст. 387 ГПК РФ, предусматривающей, что основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются именно существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов;
ж) просьбу лица, подающего жалобу.
Просьба лица, подавшего жалобу или представление, должна соответствовать компетенции суда надзорной инстанции и может сводиться к отмене или изменению (полностью либо в части) оспариваемого судебного постановления, оставлению в силе одного из принятых судебных постановлений, к принятию нового судебного постановления.
2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
|
3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.
4. К надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
5. Надзорная жалоба подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
6. К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Кроме общих требований, предъявляемых к содержанию надзорной жалобы, имеется и несколько специальных требований, соблюдение которых необходимо при подаче надзорной жалобы по отдельным категориям дел. Так, при подаче надзорной жалобы на вынесенное в порядке надзора определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ в ней должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. Нарушение единства судебной практики может иметь место, например, в тех случаях, когда определение соответствующей коллегии принято без учета или вопреки разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ по тем или иным вопросам судебной практики либо противоречит постановлению Президиума Верховного Суда РФ по конкретному делу, содержащему толкование норм материального или процессуального права.
|
Если надзорная жалоба подана лицом, не принимавшим участия в деле, то в ней должно быть указано о нарушении субъективных прав или законных интересов этого лица вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба, ранее рассматривавшаяся в надзорной инстанции, должна содержать сведения о принятом по жалобе решении.
В остальном требования по составлению надзорной жалобы аналогичны требованиям, предъявляемым к составлению кассационной жалобы
Срок подачи надзорной жалобы
зависит от категории дела. Так, для обжалования судебных решений по административным и арбитражным делам - это 3 месяца со дня вступления их в законную силу;
6 месяцев - срок подачи надзорных жалоб по гражданским делам;
не установлен срок надзорного обжалования (бессрочная жалоба) - по уголовным делам.
40. Сроки и порядок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора. Основания для возвращения надзорной жалобы без рассмотрения по существу.
Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы или представления прокурора
Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с правилами, установленными статьями 376 - 378 настоящего Кодекса, изучаются:
1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда - председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо по их поручению судьей данного суда;
2) в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Президиуме Верховного Суда Российской Федерации - судьей Верховного Суда Российской Федерации.
Судьи изучают надзорную жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорной жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорная жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
2) о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на судебные постановления, указанные в пунктах 3 и 4 части второй статьи 377 настоящего Кодекса, с делом в случае передачи их для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции направляются соответственно в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем один месяц, если дело не было истребовано, и не более чем два месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд надзорной инстанции.
В Верховном Суде Российской Федерации надзорная жалоба или представление прокурора рассматривается не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая периода времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора, но не более чем на два месяца.
Судья выносит определение о передаче или об отказе в передаче надзорной жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции
Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорной жалобы или представления прокурора с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора в судебном заседании суда надзорной инстанции суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.
Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.
41. Сроки и порядок рассмотрения дел, истребованных в суд надзорной инстанции. Требования к содержанию определения о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ - не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев. По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из двух определений: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
В случае передачи дела на рассмотрение суда надзорной инстанции лицам, участвующим в деле, направляются копии соответствующего определения суда и копии надзорной жалобы или представления прокурора.
Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Следует иметь в виду правила ст. 389 ГПК, согласно которым председатель Верховного Суда РФ или заместитель Председателя Верховного Суда РФ имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности. По смыслу закона такое представление может быть внесено и при отсутствии обращения участвующих в деле лиц без соблюдения общего порядка подачи и рассмотрения надзорных жалоб
42. Полномочия суда надзорной инстанции.
Полномочия суда надзорной инстанции определены ст. 447 ГПК. Рассмотрев дело в порядке надзора, суд своим определением или постановлением вправе: оставить судебное постановление без изменения, а протест в порядке надзора - без удовлетворения; отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции; отменить судебное постановление полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения; оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений; изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Предусмотренные законом полномочия суда надзорной инстанции носят исчерпывающий характер и не подлежат расширительному толкованию. Например, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе, отменив решение, приостановить производство по делу. Полномочия суда надзорной инстанции в основном сходны с полномочиями кассационного суда, хотя и имеются отличия. В частности, суд надзорной инстанции (в отличие от кассационного суда) может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений. Вместе с тем кассационный суд вправе изменить решение или вынести новое решение на основании исследованных в кассационной инстанции материалов дела и новых доказательств. Такими полномочиями суд надзорной инстанции не обладает. 2. Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, обязан проверить законность и обоснованность вынесенного по делу судебного постановления в полном объеме, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте. Суд надзорной инстанции оставляет судебное постановление без изменения, а протест без удовлетворения, если приходит к выводу о том, что опротестованный судебный акт является законным и обоснованным, т. е. постановлен с соблюдением норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены полно и правильно. 3. Согласно п. 2 ст. 447 ГПК, суд, рассматривающий дело в порядке надзора, вправе отменить судебное постановление полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции. На новое кассационное рассмотрение дело направляется, если суд второй инстанции допустил существенные нарушения норм процессуального права, которые лишили его возможности надлежащим образом проверить законность и обоснованность обжалованного (опротестованного) судебного акта (например, в случае не извещения заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде). 4. При наличии оснований, предусмотренных ст. 164-165 ГПК, суд надзорной инстанции вправе отменить судебное постановление полностью или в части и, соответственно, прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения. Поступить таким образом суд может, если обстоятельства, влекущие прекращение производства по делу либо оставление заявления без рассмотрения, не требуют проверки в суде первой инстанции. 5. Суду надзорной инстанции (в отличие от кассационного суда) предоставлено право оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу судебных постановлений, отменив по данному делу все другие судебные акты. При этом в силе может быть оставлено только судебное постановление, которое не противоречит закону и соответствует фактическим обстоятельствам дела. 6. В соответствии с п. 5 ст. 447 ГПК суд надзорной инстанции имеет право изменить или отменить судебное постановление и вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение. Допускается это только в тех случаях, когда нет необходимости собирать или дополнительно проверять доказательства, обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе изменить судебное постановление и вынести новое решение на основании дополнительных материалов, которые не являлись предметом исследования судов первой и кассационной инстанций. 7. В тех случаях, когда суд надзорной инстанции своим определением или постановлением окончательно разрешает спор либо прекращает производство по делу или оставляет заявление без рассмотрения, он обязан в порядке ст. 474 ГПК разрешить вопрос о повороте исполнения судебного постановления либо передать его на разрешение суда первой инстанции. 8. Указания суда надзорной инстанции, изложенные в определении или постановлении (например, об истребовании письменных доказательств, о назначении повторной экспертизы, о привлечении к делу соответчиков, третьих лиц и т. д.), обязательны для нижестоящего суда. Невыполнение им такого рода указаний может повлечь за собой повторную отмену судебного решения. Вместе с тем суд надзорной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или отвергнуты им, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими и о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела (ч. П ст. 449 ГПК). Отменяя кассационное определение, суд надзорной инстанции не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационным судом при новом рассмотрении дела. 9. Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, изложенным в п. 22 постановления от 26 июня 2003 г. №7, судебное постановление не подлежит пересмотру в порядке надзора, если установлены вновь открывшиеся обстоятельства, перечисленные в ст. 452 ГПК. В этом случае дело судом подлежит пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам. 10. Если при рассмотрении дела в порядке надзора суд обнаружит нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки в деятельности юридических лиц, он вправе вынести частное определение (ст. 451 ГПК). Судом надзорной инстанции может быть вынесено частное определение и в отношении судов, постановления которых пересматривались в порядке надзора. Такими определениями обращается внимание судов на допущенные ими нарушения закона при рассмотрении гражданских дел. |
43. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора.
В соответствии со ст. 448 ГПК основаниями к отмене в порядке надзора судебных постановлений являются их необоснованность либо существенные нарушения норм материального или процессуального права.
2. Судебные постановления признаются необоснованными, если: судом не учтены все факты, входящие в предмет доказывания по делу;
факты, положенные судом в основу решения, не подтверждены достаточными и достоверными доказательствами;
изложенные в решении выводы суда не соответствуют установленным фактам.
Судебное постановление, вынесенное с нарушением требования обоснованности, не может быть оставлено в силе. Такое постановление подлежит отмене.
3. Другим основанием к отмене в порядке надзора судебных постановлений (наряду с их необоснованностью) являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судебное постановление признается незаконным в связи с существенным нарушением норм материального права в случаях:
применения судом норм материального права, которые не подлежат применению;
неправильного применения судом норм материального права, которые подлежат применению;
неправильного истолкования судом нормативного акта.
Существенными нарушениями норм процессуального права являются такие нарушения, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела. Дать исчерпывающий перечень случаев существенного нарушения норм процессуального права невозможно. Некоторые из них прямо предусмотрены законом (ст. 404 ГПК). Например, существенными являются такие нарушения норм процессуального права, как нарушение правил о языке судопроизводства, нарушение правил о тайне совещательной комнаты, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц, не извещенных о времени и месте судебного заседания, и т. д.
Является то или иное нарушение норм процессуального права существенным, определяется судом надзорной инстанции в каждом конкретном случае.
Не всякое нарушение судом норм процессуального права влечет за собой отмену судебного постановления в порядке надзора. Не может быть отменено правильное, по существу, судебное постановление по одним лишь формальным соображениям (ч. II ст. 448 ГПК).
44. Постановление суда надзорной инстанции.
Постановление Президиума ВАС РФ должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам. Оно должно быть законным, обоснованным и мотивированным (ч. 3 ст. 15 АПК РФ).
В постановлении Президиума ВАС РФ указываются:
номер дела, дата и место принятия постановления; состав суда, принявшего постановление;
наименование лица, обратившегося с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение;
наименования лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;
наименования арбитражных судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной, кассационной инстанциях; сведения о принятых по делу судебных актах; краткое содержание оспариваемого судебного акта;
доводы, содержащиеся в заявлении или представлении о пересмотре судебного акта в порядке надзора, и требования заявителя;
возражения, содержащиеся в отзыве на заявление или представление о пересмотре дела в порядке надзора;
объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
основания для изменения или отмены судебного акта, установленные судом, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты;
мотивы принятого постановления;
выводы и решения по результатам рассмотрения заявления или представления;
действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом при направлении дела на новое рассмотрение.
Постановление Президиума ВАС РФ вступает в законную силу со дня его принятия; копии направляются лицам, участвующим в деле, другим заинтересованным лицам в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Постановление Президиума ВАС РФ подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
45. Сущность и предмет пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Суды, осуществляющие такой пересмотр. Срок подачи заявления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, и особенности его исчисления.
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам – самостоятельная исключительная стадия гражданского процесса, возбуждаемая по заявлению лица, участвующего в деле, или его представителя, оспаривающего судебный акт в связи с открытием новых существовавших обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю в период судебного разбирательства.
Вновь открывшееся обстоятельство – юридический факт, который не был и не мог быть известен лицу, впоследствии заявившему об этом суду, на момент рассмотрения дела и ставящий под сомнение сделанные судом выводы.
Особенности стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам:
1) самостоятельная цель данной стадии – выявление оснований для последующей проверки соответствия судебного постановления действительным обстоятельствам дела;
2) объект стадии пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам – вступившие в законную силу решения и определения суда. Обжалуемое судебное постановление формально является законным и обоснованным, а выводы суда подтверждаются исследованными в суде доказательствами, и только после обнаружения вновь открывшихся обстоятельств ставится под сомнение соответствие постановления объективной (судебной) истине.
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений судов производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение ст. 393 ГПК РФ).
Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу, являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю на момент рассмотрения дела;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательства, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
4) отмена решения, приговора, определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда (ст. 392 ГПК РФ).
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Суды, пересматривающие дела по вновь открывшимся обстоятельствам:
1) первой инстанции, вынесшие решение и определение;
2) апелляционной инстанции, изменившие решение или вынесшие новое решение;
3) кассационной инстанции, изменившие решение или вынесшие новое решение;
4) надзорной инстанции, вынесшие постановление или определение об изменении решения или о вынесении нового решения.
В отличие от прежнего законодательства, расширен круг судебных актов, подлежащих пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
46. Основания для пересмотра по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Особенности доказывания этих оснований.
Для того чтобы сформулировать понятие вновь открывшихся обстоятельств, рассмотрим основания для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.
Согласно ст. 311 АПК РФ такими основаниями являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела;
4) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
5) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
6) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ;
7) установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека.
Необходимо отметить, что указанные в данной статье основания для пересмотра можно разделить на две категории.
Материальные — к ним относятся существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
Процессуальные — к ним можно отнести все основания, указанные в п. п. 2 — 7 ст. 311 АПК РФ.
47. Процессуальный порядок пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
По вновь открывшимся обстоятельствам может быть пересмотрено любое решение любых судов судебной системы.
Процессуальный порядок пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам закреплен в гл. 42 ГПК РФ.
Согласно ст. 393 ГПК РФ вступившие в законную силу решение, определение суда первой инстанции пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.
Право возбудить производство по пересмотру дела признается за сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле. В соответствии со ст. 394 ГПК РФ заявление о пересмотре может быть подано в суд, принявший решение или определение в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра. Срок подачи заявления исчисляется в случаях:
- открытия существенных для дела обстоятельств дня открытия таких обстоятельств;
- дачи заведомо ложных показаний свидетеля, ложного заключения эксперта, заведомо неправильного перевода, фальсификации доказательств, совершения преступления сторонами, другими лицами, участвующими в деле, и представителями, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела, - со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;
- отмены решения, приговора или определения суда постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда - со дня вступления в законную силу таких судебных решений или со дня принятия постановления государственного органа или органа местного самоуправления.
Стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления Рассмотрение заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам производится судом в судебном заседании.
По результатам рассмотрения суд или удовлетворяет заявление о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам и отменяет решение, определение суда, или отказывает в их пересмотре. О принятом решении суд выносит определение. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения,, определения суда, обжалованию не подлежит. В случае отмены решения, определения суда дело рассматривается судом по общим правилам судебного разбирательства.
48. Новые обстоятельства, как основания для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Судебные постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
Производство по вновь открывшимся или новым обстоятельствам – исключительная стадия гражданского процесса, заключающаяся в деятельности ее участников при определяющей роли суда по проверке законности и обоснованности вступившего в законную силу ранее вынесенного этим судом судебного акта в связи с обнаружением вновь открывшихся или новых обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения дела.
Под вновь открывшимися обстоятельствами понимаются существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства. Указанное понимание данного термина уже было отражено в судебной практике (Определения Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2010 N 33-11673/2010, Пермского краевого суда от 01.07.2010 по делу N 33-5597, Рязанского областного суда от 30.06.2010 N 33-1161). Так, в Определении Приморского краевого суда от 03.08.2009 по делу N 33-6974 понятие существенности обстоятельства определяется следующим образом: "существенность означает то, что, будь эти обстоятельства известны во время рассмотрения дела, решение было бы вынесено иное"[61].
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.
Под новыми обстоятельствами в ГПК РФ понимаются возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства. К таковым относятся:
1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;
2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;
3) признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в КС РФ;
4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
5) определение (изменение) в постановлении Президиума ВС РФ практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума ВС РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в Постановлении Пленума ВС РФ.