Учреждение образования
«Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра психологии и педагогики
Учебно-методический комплекс
По курсу «Педагогика и психология высшей школы»
Разработан: доктором педагогических наук, доцентом,
заведующей кафедрой психологии и педагогики
УО «Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
Малаховой И. А.;
кандидатом психологических наук, доцентом
кафедры психологии и педагогики
УО «Белорусский государственный университет
культуры и искусств»
Шершневой Т.В.
Минск 2012
Педагогика и психология ВШ Типовая учебная программа для учреждений по специальности второй ступени, утверждена Министерством образования РБ 18 июля 2011г.
Разделы и модули | Количество часов | ||
Аудиторные | Самостоятельная работа | ||
Лекции | Практические занятия | ||
Курс «Педагогика высшей школы» | |||
Раздел I. Общие основы педагогики высшей школы | |||
Модуль 0. Введение в курс «Педагогика высшей школы» | |||
Модуль 1. Система высшего образования в современных условиях | |||
Раздел II. Дидактика высшей школы | |||
Модуль 2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе | |||
Модуль 3. Основные методы, формы и средства обучения в вузе | |||
Модуль 4. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов | |||
Модуль 5. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе | |||
Модуль 6. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза | |||
Раздел III. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе | |||
Модуль 7. Сущность процесса воспитания в вузе | |||
Модуль 8. Воспитательная система в вузе | |||
Раздел IV. Педагогический менеджмент в системе высшего образования | |||
Модуль 9. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента | |||
Модуль 10. Педагогический мониторинг | |||
Модуль-резюме. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Педагогика высшей школы» | |||
Всего часов | |||
Курс «Психология высшей школы» | |||
Раздел I. Общие основы психологии высшей школы | |||
Модуль 0. Введение в курс «Психология высшей школы» | |||
Модуль 1. Субъекты образовательного процесса в высшей школе | |||
Раздел II. Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе | |||
Модуль 2. Учебная деятельность студента | |||
Модуль 3. Психологические основы педагогической деятельности в вузе | |||
Модуль 4. Психологические основы воспитания и управления в высшей школе | |||
Модуль-резюме. Психологическая компетентность выпускника магистратуры | |||
Модуль контроля. Заключительная диагностика освоения курса «Психология высшей школы» | |||
Всего часов | |||
Итого по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» | |||
|
Рабочая программа курса «Педагогика высшей школы»
Пояснительная записка
Повышение качества высшего образования невозможно без целенаправленной подготовки кадров для высшей школы через магистратуру и аспирантуру. В этой связи актуальность изучения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» студентами магистратуры всех специальностей продиктована необходимостью формирования у них готовности к осуществлению в вузе педагогической деятельности на высоком научно-методическом уровне, освоению образовательных инноваций и проведению исследований в сфере образования.
|
Учебная дисциплина «Педагогика и психология высшей школы» состоит из двух частей: «Педагогика высшей школы» и «Психология высшей школы».
Цель освоения курса «Педагогика высшей школы» состоит в формировании у магистрантов педагогических компетенций, обеспечивающих эффективное решение профессиональных и социально-личностных проблем педагогической деятельности в вузе.
Задачи изучения курса «Педагогика высшей школы» определяются требованиями к овладению студентами обобщенными знаниями, умениями и навыками, лежащими в основе педагогических компетенций, характеризующих педагогическую компетентность выпускника магистратуры.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики высшей школы; направления, закономерности и принципы развития системы высшего образования; передовой педагогический опыт и инновации в сфере высшей школы;
- подходы и принципы отбора и конструирования содержания высшего образования;
- основные формы и средства организации и осуществления обучения и воспитания, активизации самостоятельной работы студентов, проведения НИРС;
|
- эффективные образовательные технологии, подходы и принципы разработки и применения современного учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- основы педагогического менеджмента и мониторинга.
Студент должен уметь:
- конструировать содержание обучения, устанавливать межпредметные связи;
- использовать и совершенствовать методы и технологии обучения и воспитания студентов;
- проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных мероприятий;
- организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций;
- разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- разрабатывать и реализовывать программы профессионального самообразования.
Содержание учебной дисциплины «Педагогика высшей школы» соответствует типовой учебной программе «Педагогика и психология высшей школы» (Минск, 2011).
На изучение курса «Педагогика высшей школы» отводится 40 аудиторных часов и 16 часов на внеаудиторную самостоятельную работу. Завершается изучение дисциплины зачетом.
Тематический план курса «Педагогика высшей школы»
Дневная форма обучения
Название разделов и тем | Количество часов | |||
Лекции | Семинары | Самостоятель-ная работа | ||
Раздел 1. Общие основы педагогики высшей школы | ||||
Введение в курс «Педагогика высшей школы» | ||||
Тема 1. Система высшего образования в современных условиях | ||||
Раздел 2. Дидактика высшей школы | ||||
Тема 2. Педагогические основы процесса обучения в высшей школе | ||||
Тема 3. Основные методы, формы и средства обучения в вузе | ||||
Тема 4. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов | ||||
Тема 5. Технологизация и информатизация образовательного процесса в вузе | ||||
Тема 6. Инновации в высшем образовании и педагогической деятельности преподавателя вуза | ||||
Раздел 3. Теоретико-практические основы воспитания в высшей школе | ||||
Тема 7. Сущность процесса воспитания в вузе | ||||
Тема 8. Воспитательная система в вузе | ||||
Раздел 4. Педагогический менеджмент в системе высшего образования | ||||
Тема 9. Психолого-педагогические основы вузовского менеджмента | ||||
Тема 10. Педагогический мониторинг | ||||
Тема 11. Педагогическая компетентность выпускника магистратуры | – | – | ||
Контрольное занятие. Заключительная диагностика освоения курса «Педагогика высшей школы» | – | – | ||
Всего часов | ||||