2.1 Обоснование выбора нормативных данных для технологического расчета
Классифицируем выбранный в предыдущем разделе подвижной состав, основываясь на [ОНТП] и специализированной литературе.
Таблица 2.1 – Классификация выбранного подвижного состава
Модель автомобиля | Классификационный признак |
КАМАЗ 65115 | особо большой грузоподъемности |
КАМАЗ 65117 | особо большой грузоподъемности |
Таблица 2.2 – Нормативы периодичности ТО – 1, ТО – 2, пробега до КР и межсервисного интервала обслуживания
Подвижной состав | Наименование показателя | ||
Пробег до ТО – 1, км | Пробег до ТО – 2, км | Пробег до КР, км | |
КАМАЗ 65115 | 25 000 | 50 000 | 500 000 |
КАМАЗ 65117 | 25 000 | 50 000 | 500 000 |
Таблица 2.3 – Нормативы продолжительности простоя подвижного состава
Подвижной состав | Продолжительность простоя не более |
в ТО и ТР, дней на 1000 км пробега | |
КАМАЗ 65115 | 0,45 |
КАМАЗ 65117 | 0,45 |
Таблица 2.4 – Нормативы трудоемкости ТО и ТР
Подвижной состав | Трудоёмкость ЕО | Трудоёмкость ТО – 1 | Трудоёмкость ТО – 2 | Трудоёмкость ТР | ||
Единица измерения | ||||||
Чел.-ч. | Удельная, чел.-ч/ 1000 | |||||
КАМАЗ 65115 | 0,5 | 3,4 | 14,5 | 4,5 | ||
КАМАЗ 65117 | 0,5 | 3,4 | 14,5 | 4,5 | ||
Нормативы трудоемкости берем из [2, таблица 2,3]. Показатели представлены в таблице 2.4.
Периодичность и трудоемкость ТО и ТР подвижного состава следует корректировать в зависимости от следующих условий с помощью коэффициентов:
К1 – в зависимости от категории условий эксплуатации подвижного состава;
К2 – в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;
К3 – в зависимости от климатических условий эксплуатации подвижного состава;
К4 – в зависимости от количества единиц технологически совместимого подвижного состава; К5 – в зависимости от способа хранения подвижного состава.
|
Коэффициенты корректирования нормативных значений ресурсного пробега, пробега до ТО – 1, ТО – 2, нормативных трудоемкостей ТО – 1, ТО – 2, ТР, продолжительности простоя в ТО и ТР выбираются согласно [ОНТП, таблицы 12, 13, 14, 15, п. 1.8.7] и приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Коэффициенты корректирования нормативных значений
Показатели | Подвижной состав | ||||
КАМАЗ 65115 | КАМАЗ 65117 | КАМАЗ 65117 | |||
Значения коэффициентов | |||||
К1 | периодичности ТО | 0,8 | 0,8 | 0,7 | |
удельной трудоемкости ТР | 1,2 | 1,2 | 1,4 | ||
ресурса | 0,8 | 0,8 | 0,7 | ||
К2 | трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР | 1,2 | 1,4 | 1,4 | |
простой в ТО и ТР | 1,1 | 1,2 | 1,2 | ||
ресурса | 1,0 | 0,9 | 0,9 | ||
К3 | ресурса | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
периодичности ТО | 0,9 | 0,9 | 0,9 | ||
трудоемкости ТР | 1,1 | 1,1 | 1,1 | ||
К4 | трудоемкости ТО-1, ТО-2 и ТР | 1,05 | 1,09 | 1,05 | |
К5 | трудоемкость ТР | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |
КР выбирается согласно [ОНТП 01-91, таблица 27] и приведён в таблице 2.6. КР - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки. КР выбирается при количестве технологически совместимого подвижного состава до 100 и 1 смене рабочего производства.
Таблица 2.6 - Коэффициент резервирования постов
Тип рабочих постов | КР |
ЕО | 1,15 |
ТО-1, ТО-2 общего и углубленного диагностирования | 1,15 |
ТР (регулировочные и разборочно-сборочные, окрасочные) | 1,2 |
сварочно-жестяницкие, деревообрабатывающие. | 1,25 |
Численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, выбирается согласно [ОНТП 01-91, таблица 28] и приведёна в таблице 2.7
|
Таблица 2.7 - Численность одновременно работающих на одном посту человек
Тип рабочих постов | Численность одновременно работающих на одном посту, чел. | |
КАМАЗ 65117 | КАМАЗ 65115 | |
Посты ЕО: | ||
уборочных работ | ||
моечных работ | ||
заправочных работ | ||
контрольно-диагностических и ремонтных работ | ||
Посты ТР: | ||
регулировочные и разборочно-сборочные | 1,5 | 1,5 |
сварочно-жестяницкие | 1,5 | 1,5 |
малярные |
Наличие деревообрабатывающих постов не требуется ввиду отсутствия работ данного типа.
Коэффициент использования рабочего времени поста выбираем согласно [ОНТП 01-91, таблица 29]. КИСП приведён в таблице 2.8 и выбирается при односменном рабочем дне.
Таблица 2.8 - Коэффициент использования рабочего времени
Тип рабочих постов | КИСП |
Посты ЕО | |
уборочных работ | 0,9 |
Окончание таблицы 2.8 | |
моечных работ | 0,9 |
Посты ТО-1 и ТО-2 | |
на поточных линиях | 0,9 |
индивидуальные | 0,9 |
Посты общей и углубленной диагностики | 0,9 |
Посты ТР | |
регулировочные, разборочно-сборочные (не оснащенные специальным оборудованием), сварочно-жестяницкие, шиномонтажные, деревообрабатывающие | 0,93 |
разборочно-сборочные (оснащенные специальным оборудованием) | 0,93 |
окрасочные | 0,93 |
Часовая пропускная способность одного поста выбирается согласно [ОНТП 01-91, таблица 30]. АЧ принимаем равной 40.
Удельные нормативы складских помещений выбираются согласно [ОНТП 01-91, таблица 32] и приведены в таблице 2.9
Таблица 2.9 – Удельные нормативы складских помещений
Наименование складских помещений, сооружений | Площадь складских помещений, сооружений на 10 единиц подвижного состава, м2 |
Для грузовых автомобилей | |
Запасных частей, деталей, эксплуатационных материалов | |
Двигателей, агрегатов и узлов | 2,5 |
Лакокрасочных материалов | 1,6 |
Инструмента | 0,15 |
Автомобильных шин новых, отремонтированных и подлежащих восстановлению | 2,4 |
Подлежащих списанию автомобилей, агрегатов (на открытой площадке) | 6,0 |
Промежуточного хранения запасных частей и материалов (участок комплектации подготовки производства) | 0,8 |
|
2.2 Расчет производственной программы по ТО
2.2.1 Корректирование нормативной периодичности ТО и пробега до КР
С учетом данной категории эксплуатации, модификации ПС и климатического района необходимо произвести перерасчет пробегов до ТО и КР.
Производим перерасчет по следующим формулам:
, (2.1)
, (2.2)
где - нормативный ресурсный пробег автомобиля, км;
- нормативная периодичность ТО -го вида (ТО – 1 или ТО – 2), км;
К1, К2, К3 – корректирующие коэффициенты.
С учетом корректирующих коэффициентов, значения которых представлено в таблице 2.5. окончательные пробеги будут равны:
Для КАМАЗ 65115:
км;
км;
км
Для КАМАЗ 65117(1):
км;
км;
км
Для КАМАЗ 65117(2):
км;
км;
км
Окончательные пробеги, и значение поправочных коэффициентов сведем в таблицу 2.10.
Таблица 2.10 – Значение скорректированных пробегов до ТО и КР для данного подвижного состава учитывая корректирующие коэффициенты
Наименование параметра | Значения по маркам автомобилей | ||
КАМАЗ 65115, км | КАМАЗ 65117(1), км | КАМАЗ 65117(2), км | |
Пробег до ТО-1, км | 18 000 | 18 000 | 15 750 |
Пробег до ТО-2, км | 36 000 | 36 000 | 31 500 |
Пробег до КР, км | 400 000 | 360 000 | 360 000 |
Далее корректирование нормативной периодичности ТО и пробега до КР определяется с помощью формул:
, (2.3)
, (2.4)
, (2.5)
, (2.6)
, (2.7)
. (2.8)
Таблица 2.11 – Значения скорректированных пробегов до ТО и КР для данного подвижного состава учитывая корректирующие коэффициенты и среднесуточные пробеги
Наименование параметра | КАМАЗ 65115 | КАМАЗ 65117(1) | КАМАЗ 65117(2) |
Пробег до ТО-1, км | 18 095 | 18 060 | 15 824 |
Пробег до ТО-2, км | 36 190 | 36 120 | 31 648 |
Пробег до КР, км | 398 090 | 361 200 | 348 128 |
Для КАМАЗ 65115:
принимаем k = 77; км;
, принимаем n = 2; км;
, принимаем m =11; км;
Для КАМАЗ 65117 (1):
принимаем k = 129; км;
, принимаем n = 2; км;
, принимаем m =10; км;
Для КАМАЗ 65117(2):
, принимаем k = 92; км
, принимаем n = 2; км;
, принимаем m = 11; км.
Окончательные значения скорректированных пробегов до ТО и КР для данного подвижного состава учитывая корректирующие коэффициенты и среднесуточные пробеги, занесем в таблицу 2.11.
2.2.2 Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lц к пробегу до данного вида воздействия. Так как цикловой пробег в данной методике расчета принят равным ресурсному пробегу LP автомобиля, то число списаний одного автомобиля за цикл будет равно единице. В расчете также принято, что при пробеге, равном LP, очередное последнее за цикл ТО-2 не проводится и автомобиль списывается. Кроме того, учитывается, что в объем работ ТО-2 входит обслуживание ТО-1, которое выполняется одновременно с ТО-2. Поэтому в данном расчете число ТО-1 за цикл не включает обслуживание ТО-2.
Число КР (Nc), ТО-2 (N2), ТО-1 (N1), ЕО (NЕО) за цикл на один автомобиль определяются соответственно по формулам:
, (2.9)
, (2.10)
, (2.11)
, (2.12)
. (2.13)
Для КАМАЗ 65115:
Для КАМАЗ 65117 (1):
Для КАМАЗ 65117 (2):
Результаты вычислений сведены в таблицу 2.12.
Показатель | КАМАЗ 65115 | КАМАЗ 65117 (1) | КАМАЗ 65117 (2) |
Списание | |||
Число ТО-1 | |||
Число ТО-2 | |||
Число ЕО | 1 694 | 2 580 | 2 024 |
Таблица 2.12 – Количество обслуживаний , за цикл
2.2.3 Определение числа ТО на группу (парк) автомобилей за год
Так как пробег автомобиля за цикл может быть больше или меньше, чем пробег за год, а производственную программу предприятия обычно рассчитывают на год, необходимо сделать соответствующий перерасчет.
Дни эксплуатации в цикле определяем по формуле:
, (2.14)
Дни ремонта в цикле определяем по формуле:
, (2.15)
где - норматив простоя в ТО и ТР согласно [ОНТП, таблица 10];
- коэффициент корректирования простоев подвижного состава в ТО и ТР в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы. Коэффициент технической готовности определяем по формуле:
, (2.16)
Годовой пробег автомобиля определяется по формуле:
, (2.17)
где – число дней работы предприятия в году;
Для КАМАЗ 65115:
дн;
дн;
;
км;
Для КАМАЗ 65117(1):
дн;
дн;
;
км;
Для КАМАЗ 65117(2):
дн;
дн;
;
км;
Результаты расчета сведены в таблицу 2.13.
Таблица 2.13 – Значения дней эксплуатации в цикле, дней ремонта в цикле, коэффициента технической готовности и годового пробега автомобилей
Показатель | КАМАЗ 65115 | КАМАЗ 65117(1) | КАМАЗ 65117(2) |
ДЭ.Ц., дни | 1 694 | 2 580 | 2 024 |
Окончание таблицы 2.13 | |||
ДР.Ц., дни | |||
αт | 0,9 | 0,93 | 0,92 |
LГ, км | 64 149 | 39 711 | 48 001 |
Анализируя расчет коэффициента технической готовности, заключаем то, что его величина зависит от среднесуточного пробега и от норматива простоя. Так как первое значение мы не можем контролировать, для увеличения значения коэффициента технической готовности требуется изменение коэффициента простоя путем усовершенствования работ ТО и ТР.
Зная число ТО на 1 автомобиль за цикл и годовой пробег автомобиля, годовое число ЕО (SNЕОг), ТО – 1 (SN1 Г), ТО – 2 (SN2 Г) на группу автомобилей Асс определяется соответственно по формулам:
, (2.18)
, (2.19)
. (2.20)
Таблица 2.14 - Годовое число ЕОс, ТО на группу автомобилей
Модель автомобиля | SNЕОс г | SNТО-1 Г | SNТО-2 Г |
КАМАЗ 65115 | 13 103 | ||
КАМАЗ 65117(1) | 15 601 | ||
КАМАЗ 65117(2) | 11 163 |
Для КАМАЗ 65115:
;
, принимаем ;
, принимаем ;
Для КАМАЗ 65117(1):
;
, принимаем ;
, принимаем ;
Для КАМАЗ 65117(2):
;
, принимаем ;
, принимаем ;
Результаты вычислений приведены в таблице 2.14.
2.2.4 Определение суточной программы по ТО
Суточная производительная программа является критерием выбора метода организации технического обслуживания, которая определяется по формуле 3.13.
, (2.21)
где – годовая программа по каждому виду ТО или диагностики в отдельности;
– число рабочих дней зоны в году, предназначенной для выполнения того или иного вида ТО или диагностирования автомобилей.
Для АТП число дней работы в году зон ЕО принимается равным числу дней работы подвижного состава на линии. Для других зон и участков АТП принимаем 249 дней работы в году и 8-часовой рабочий день.
Поскольку у нас автомобили одной технологической группы, то объединим суточную производственную программу по каждому виду ТО.
Таблица 2.15 – Суточная производственная программа по видам ТО и диагностирования
Группа транспортных средств | Число ЕОс за сутки NЕО | Число ТО-1 за сутки N ТО-1 | Число ТО-2 за сутки N ТО-2 |
КАМАЗ 65115+ 65117 |
Для нашего подвижного состава:
, округляем ;
, округляем ;
, округляем ;
Результаты расчётов приведены в таблице 2.15.
2.3 Расчет годового объема работ и численности производственных рабочих