Правовое государство: понятие и признаки
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права.
В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: «Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей».
Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (суды, администрации и др.).
· Право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему;
· Народ в конечном счете — высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора;
· Народовластие, основополагающий принцип государственного строительства, комплекс принадлежащих народу прав, которыми он должен ответственно пользоваться;
|
· Народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определенными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей.
Смысл права — обеспечение и защита человеческой свободы, определение ее возможностей, границ и гарантий. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.
Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, впервые употребивший термин в 1813 г. В научный обиход термин вошёл благодаря Р. фон Моль.
К числу наиболее существенных признаков правового государства относятся:
· верховенство правового закона;
· реальность прав и свобод индивида;
· организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Верховенство права: трактовка понятия
Важно отметить, что признанного определения у термина «верховенство права» нет. В каждом государстве и международной организации понятие трактуется и определяется по-разному. Например, в Конституции РФ есть лишь положение о правовом государстве; в Конституциях Боснии и Герцеговины и Армении упоминается верховенство закона; в Конституции Португалии – демократическая законность. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., говорится только о верховенстве закона, а в Уставе Совета Европы 1949 г. в преамбуле официального перевода, среди духовных и моральных ценностей наряду со свободой названо верховенство права (с англ. «rule of law»).
|
В российской юридической науке используется синонимичное, аналогичное «верховенству права» понятие – «господство права».
Верховенство права можно определить как важнейшую идею, необходимую для легитимации политического господства групп, чьи интересы закреплены в праве.
Также, верховенство права (либеральная трактовка) – способ обеспечения человеческой свободы, устранения правовыми способами насилия и произвола, которые могут исходить от государственной власти. Однако лишь юридическое закрепление верховенства права не гарантирует, что на практике таковое будет соблюдено.
В общем смысле, верховенство права – признание авторитета права над политикой, в её основополагающей и ведущей роли в деятельности государственного аппарата (связанность государства правом).
Новое, что приносит государство обществу в нормативно-регулятивной форме, есть не право, как общественный регулятор (оно уже было известно в форме обычая), но совершенно новая правовая форма — законодательный акт (закон, кодекс). Однако законы — лишь условие, предпосылка, нормативная основа формирования законности. Законы должны работать.
Следствием этого и является создание специфического общественного явления, имеющего политико-правовую основу. При первом приближении его следует определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования всех общественных институтов и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.
Венецианская комиссия – доклад: восемь составляющих «верховенства права»:
1. открытый доступ к закону (положения которого должны быть понятными и предсказуемыми);
2. решение вопросов юридических прав, как правило, на основании закона, а не по усмотрению;
3. равенство перед законом;
4. осуществление власти в соответствии с законом, справедливо и разумно;
5. защита прав человека;
6. предоставление средств для урегулирования споров без неоправданных издержек или отсрочек;
7. справедливый суд;
8. соблюдение государством своих обязательств в рамках как международного, так и национального права.