Верховенство права: трактовка понятия




Правовое государство: понятие и признаки

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права.

В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: «Правовое государство — это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей».

Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (суды, администрации и др.).

· Право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему;

· Народ в конечном счете — высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора;

· Народовластие, основополагающий принцип государственного строительства, комплекс принадлежащих народу прав, которыми он должен ответственно пользоваться;

· Народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определенными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей.

Смысл права — обеспечение и защита человеческой свободы, определение ее возможностей, границ и гарантий. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

Автором термина «правовое государство» считается представитель немецкого либерализма К. Велькер, впервые употребивший термин в 1813 г. В научный обиход термин вошёл благодаря Р. фон Моль.

К числу наиболее существенных признаков правового государства относятся:

· верховенство правового закона;

· реальность прав и свобод индивида;

· организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

 

Верховенство права: трактовка понятия

Важно отметить, что признанного определения у термина «верховенство права» нет. В каждом государстве и международной организации понятие трактуется и определяется по-разному. Например, в Конституции РФ есть лишь положение о правовом государстве; в Конституциях Боснии и Герцеговины и Армении упоминается верховенство закона; в Конституции Португалии – демократическая законность. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., говорится только о верховенстве закона, а в Уставе Совета Европы 1949 г. в преамбуле официального перевода, среди духовных и моральных ценностей наряду со свободой названо верховенство права (с англ. «rule of law»).

В российской юридической науке используется синонимичное, аналогичное «верховенству права» понятие – «господство права».

Верховенство права можно определить как важнейшую идею, необходимую для легитимации политического господства групп, чьи интересы закреплены в праве.

Также, верховенство права (либеральная трактовка) – способ обеспечения человеческой свободы, устранения правовыми способами насилия и произвола, которые могут исходить от государственной власти. Однако лишь юридическое закрепление верховенства права не гарантирует, что на практике таковое будет соблюдено.

В общем смысле, верховенство права – признание авторитета права над политикой, в её основополагающей и ведущей роли в деятельности государственного аппарата (связанность государства правом).

Новое, что приносит государство обществу в нормативно-регулятивной форме, есть не право, как общественный регулятор (оно уже было известно в форме обычая), но совершенно новая правовая форма — законодательный акт (закон, кодекс). Однако законы — лишь условие, предпосылка, нормативная основа формирования законности. Законы должны работать.

Следствием этого и является создание специфического общественного явления, имеющего политико-правовую основу. При первом приближении его следует определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования всех общественных институтов и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Венецианская комиссия – доклад: восемь составляющих «верховенства права»:

1. открытый доступ к закону (положения которого должны быть понятными и предсказуемыми);

2. решение вопросов юридических прав, как правило, на основании закона, а не по усмотрению;

3. равенство перед законом;

4. осуществление власти в соответствии с законом, справедливо и разумно;

5. защита прав человека;

6. предоставление средств для урегулирования споров без неоправданных издержек или отсрочек;

7. справедливый суд;

8. соблюдение государством своих обязательств в рамках как международного, так и национального права.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: