Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Доходы региональных бюджетов. Эти доходы формируются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ за счет налоговых и неналоговых доходов.
Внебюджетные фонды территорий образуются по решениям соответствующих органов власти и расходуются в строгом соответствии со своим целевым назначением на экономические и социально-территориальные нужды. Внебюджетные фонды территорий — особая форма образования и использования финансовых ресурсов: средства, проходящие через них, вообще не отражаются в бюджете.
Источником региональных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов. Источниками финансовых ресурсов в данном случае служат: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.
Заемные средства — еще одна составная часть финансов территорий.
Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ:
- налога на имущество организаций;
- транспортного налога - по нормативу 100 процентов;
- налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В частности региональными и местными органами власти определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;
- доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Российской Федерации;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет,
- платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда,
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации,
- доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу не более 50 процентов;
- платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Расходы региональных бюджетов. Основные направления использования средств региональных бюджетов:
• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
• проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
• обеспечение реализации региональных целевых программ;
• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
• содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
• оказание финансовой помощи местным бюджетам;
Бюджетная деятельность местных органов власти должна быть подчинена определенным принципам, которые содержат фундаментальные требования к образованию и исполнению этих бюджетов.
Принцип единства бюджета означает, что все доходы должны поступать на единый балансовый счет и точно также расходоваться с него по строго установленным направлениям.
Принцип самостоятельности местных бюджетов означает, что любое территориальное образование составляет свой бюджет в рамках, имеющихся у него полномочий.
Принцип сбалансированности территориального бюджета означает, что его доходы и расходы должны быть равными по объемам.
Принцип целевой направленности расходования средств означает, что средства территориальных и местных бюджетов могут расходоваться строго по целевому назначению, утвержденному местными и центральными органами власти.
3. Муниципальные финансы как ресурс экономического развития.
Местные бюджеты. Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Местные представительные и исполнительные органы для выполнения возложенных на них функций наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено условиями специального налогового режима, применяемого налогоплательщиком.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Неналоговые доходы отражают реальные возможности местных органов власти управлять принадлежащей им собственностью.
Неналоговые доходы местных бюджетов. Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование муниципальной собственности и управление ею;
• организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в велении органов местного самоуправления; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
- реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, − это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.
Обязательные расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).
Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся:
· управление;
· охрана правопорядка;
· дорожное хозяйство;
· образование;
· жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий;
· здравоохранение и окружающая среда;
· социальные нужды;
· культура, спорт, досуг;
· уборка улиц;
· пожарная охрана;
· сбор и утилизация отходов.
Возникновение и развитие региональных финансов связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, в ходе функционирования институтов власти стало очевидным, что конкретные расходы целесообразно осуществлять на конкретном уровне управления. Например, из центра невозможно определить расходы на ремонт дорог и озеленение улиц, на оказание адресной социальной помощи гражданам.
Во-вторых, развитие региональных финансов связано с федеральным принципом построения государства.
Общей тенденцией мирового развития является увеличение полномочий территориальных властей и рост объема финансовых ресурсов, которыми они обладают. Эта тенденция связана, во-первых, с расширением демократических начал в жизни общества; во-вторых, с необходимостью обеспечения высокой эффективности сбора бюджетных доходов и осуществления расходов.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня.
Региональные финансы позволяют решать локальные экономические и социальные задачи конкретных регионов. Объем их ресурсов определяется их полномочиями, установленными в законодательном порядке.
Финансы конкретной территории отражают ее специфические особенности, как в собираемых доходах, так и в расходах. Так, на уровне территорий легче определить оптимальное соотношение между налогами на доходы и имущество; проще оптимизировать социальные расходы по конкретным получателям помощи. Территории могут активно участвовать в программах поддержки малого бизнеса и занятости населения, в частности, выдавать льготные кредиты быстро развивающимся предприятиям.
Межбюджетные отношения
Значение бюджетного федерализма раскрывается через следующие четыре принципа:
- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
- сочетание принципов централизма и децентрализма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении последних в консолидированные бюджеты субъектов Федерации на объективной основе;
- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, бюджетную обеспеченность, исходя из налогового потенциала на соответствующей территории, имея в виду и предоставление им необходимой для этого налоговой инициативы;
- активное участие субъектов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
Сочетание этих четырех принципов обеспечивает наиболее полную реализацию бюджетного федерализма.
Межбюджетные отношения являются неотъемлемой составной частью структуры отношений бюджетного федерализма и представляют обособленный вид отношений.
Как экономическая категория межбюджетные отношении это денежные распределительные отношения, возникающие между органами власти различных уровней и обусловленные необходимостью максимально эффективного обеспечения равной возможности реализации на всей территории федерации установленных законодательством социальных гарантий.
Финансирование социальных гарантий осуществляется за счет бюджетов частей федерации с учетом географических, природно-климатических и социально-экономических особенностей территорий.
Как правовая категория межбюджетные отношения - - это совокупность законодательно установленных механизмов организации взаимоотношения между различными уровнями власти, которые возникают по поводу: разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней; разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней; бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи.
К принципам построения механизма межбюджетных отношений в федеративном государстве относятся:
• сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
• усиление заинтересованноети органов власти всех уровней в повышении доли собственных доходов бюджета;
• повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета;
• равенство прав субъекта федерации в межбюджетных отношениях;
• применение в бюджетном регулировании единых для всех частей федерации методологии, критериев, факторов, учитывающих их особенности;
• распределение и перераспределение средств по вертикали бюджетной системы в целях выравнивания до минимально необходимого уровня бюджетной обеспеченности и социально - - экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам;
• обязательность компенсации бюджетам недостающих средств;
• прозрачность и гласность межбюджетных отношений.
Систему предоставления федеральной финансовой помощи можно свести к понятию «трансферт». Трансферт это любое перемещение денежных средств, неопосредованное движение товаров и услуг.
В финансовой сфере трансферт это денежный поток, перемещение бюджетных средств от одного субъекта или уровни бюджетной системы к другому.
Любая система межбюджетных трансфертов имеет два измерения:
• вертикальное, отражающее распределение доходов между центром и местными бюджетами;
• горизонтальное, отражающее распределение финансовых ресурсов между местными бюджетами.
Выбор механизма трансфертов зависит от задач политики межбюджетных отношений.
В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:
закрепленные доходы доходы, которые полностью или в твердо-фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;
регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;
дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов;
субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
субсидия бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
трансферт - - перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;
секвестр специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;
бюджетная ссуда бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;
Для улучшения управления бюджетным процессом, в том числе повышения уровня управления бюджетными доходами, необходим постоянный анализ этих доходов. А для этого нужно четкое разграничение доходных источников и классификация их на основе критерия принадлежности субъекту управления, т.е. следует исходить из того, может ли субъект управления (территориальный орган власти) воздействовать на величину этих источников, время их поступления в бюджет, направления использования и т.д.
С учетом этих аргументов предлагается все источники формирования территориальных бюджетов разделить на четыре группы: собственные, перераспределяемые, заемные, привлеченные средства.
1. Собственные доходы — средства, полученные территориальными органами власти в соответствии с наделенными законодательством налогово-бюджетными и имущественными полномочиями и полученные вследствие принятых ими законодательных, административных, хозяйственно-экономических решений, т.е. это доходы, полученные в результате собственных действий.
К собственным доходам можно отнести:
• доходы от территориальных налогов (региональных для бюджетов субъектов РФ, местных — для бюджетов муниципальных образований);
• доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности территориальных органов власти;
• доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти;
• средства, поступающие в виде процентных отчислений от налогов вышестоящих бюджетов, по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством на период более трех лет;
• средства от реализации имущества, активов, принадлежащих территориальным органам власти;
• часть прибыли предприятий, находящихся в собственности территориальных органов власти, и др.
2. Перераспределяемые доходы — финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для оказания финансовой помощи и осуществления переданных на другой уровень власти полномочий на бюджетный период, т.е. на три года.
К перераспределяемым доходам можно отнести:
• безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов других уровней;
• отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений на период бюджетного планирования (3 года).
3. Заемные источники — средства, поступившие в бюджет в виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций и др.
4. Привлеченные источники — средства, переданные территориальным органам власти юридическими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных экономических и социальных задач.
К привлеченным источникам дохода можно отнести:
• средства самообложения граждан;
• добровольные пожертвования юридических и физических лиц и др.
Такая классификация территориальных доходов позволит:
• проводить более точный анализ формирования доходной части территориальных бюджетов;
• определять реальную финансовую самодостаточность и финансовое состояние территорий;
• устанавливать уровень финансовой самостоятельности территориальных органов власти;
• повышать уровень управления доходами территориальных бюджетов на основе разработки более обоснованных мер воздействия территориальных органов власти на получение
Список литературы:
1. Поляк Г.Б. - под ред. Финансы: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 735 с.
2. Ковалев В.В. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. - 512 с.
3. Лушин С.И., Слепов В.А. - под ред. Финансы: Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 682 с.
4. Романовский М.В. Финансы: учебник для вузов. -М.: Юрайт, 2006. - 462 с.