Постановка звука смешанным способом.




· Положить на нижние зубы ребенка шпатель, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [ Ш ].

· Логопед предлагает сказать ребёнку звук «С », проверяет чистоту, если звук правильный, логопед механически (шпателем) поднимает язычок. Если ребёнок понимает, ему можно самому предложить, произнося звук, поднять язык кверху (можно использовать пальчик ребенка, который как «крючок» цепляется за нижние зубы под язычком). Эти упражнения повторяются много раз, пока не получится звук.

3 этап – Автоматизация.

Проводится последовательно посредством речевых упражнений.

· Изолированно. И спользуя различные звукоподражания (шум ветра, шелест листьев, гуси шипят).

· В слогах (ша-ша-ша, шо-шо-шо – в открытых слогах; аш-аш-аш – в закрытых слогах; шта-шта-шта – со стечением согласных).

· В словах (шаг, шум, шуба, шутка, шапка, шарф– в начале; уши, петушок, бабушка, кошка, мышка – в середине; наш, душ, малыш, карандаш, ёрш, ковш – в конце).

· В предложении.

Словосочетания, предложения, стихи.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь не спишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

 

 

Постановка звука Ж.

Правильная артикуляция:

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены. Но не соприкасаются, расстояние между зубами 4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам, но не дотрагивается до них, средняя часть спинки языка прогибается. А задняя – поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя теплая, с голосом.

Постановку звука «Ж» начинают только после того, как звук «Ш» автоматизирован. Ребенку следует объяснить разницу в произнесении этих звуков. Воздушная струя при произнесении звука «Ж» выходит под меньшим давлением, следовательно, при работе с играми на выработку воздушной струи на это следует обратить внимание ребенка. Далее можно приложить руку ребенка к своему горлу. Ребенок должен услышать разницу в произнесении звука «Ж » и «Ш ». Когда ребенок будет произносить звук «Ж » надо попросить его громче включить голос.

 

 

Постановка звука Ч.

Правильная артикуляция: Губы вытянуты и округлены (как при шипяших). Расстояние между зубами 1-2 мм.Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними.

Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха.

Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот.

Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

 

1 этап - Подготовительный. Формирование артикуляционных способностей.

· Формирование мышечного тонуса губ и их разведение.

Упражнение «Улыбка». Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Рупор ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

· Формирование тонуса языка.

Упражнение «Блинчик». Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнение «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Упражнение «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка. Как кисточкой ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Упражнение «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку.

· Вырабатываем длительную, направленную воздушную струю.

Упражнение «Фокус». Рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

2 этап – Вызывание звука.

Звук Ч можно поставить следующими способами:

По подражанию.

Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»: При произнесении звука «Ч»
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

От другого звука.

· В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

· Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться.

3 этап – Автоматизация.

Проводится последовательно посредством речевых упражнений.

· Изолированно. ( Черепахи любят тишину.Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч… )

· В слогах (ча-ча-ча, чу-чу-чу – в открытых слогах; ач-ач-ач – в закрытых слогах; чта-чта-чта – со стечением согласных).

· В словах (чайник, чашка– в начале; куча, кочка– в середине; обруч, калач– в конце).

· В предложении.

Словосочетания, предложения, стихи.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: