Научно - исследовательское направление




Строительство православных храмов на территории нынешнего Татищевского района в синодальный период

Научно - исследовательское направление

«Во славу живших! В назидание живущих!»

 

 

Автор: Ерёмина Ксения Алексеевна, ученица 6 класса ОСПФ МОУ «СОШ с.Идолга имени Героя Советского Союза А.А. Лапшова» в д.Македоновка

 

Руководитель: Собянин Сергей Семёнович, учитель истории ОСПФ МОУ «СОШ с.Идолга имени Героя Советского Союза А.А. Лапшова» в д.Македоновка

 

д.Македоновка 2021

Оглавление

    Оглавление  
    Краткая аннотация  
    Введение 4-5
  Строительство православных храмов на территории нынешнего Татищевского района в синодальный период 6-18
    Заключение  
    Список использованных источников и литературы  
    Приложения 21-25
         

 

В работе рассказывается о возникновении православных храмов на Татищевской земле в так называемый синодальный период с 1700 по 1917 год. Анализируются основные документы, связанные с этими событиями. Работа рассчитана на тех, кого интересуют малоизвестные страницы истории малой родины, история православия. Работа является продолжением исследований по истории Татищевского района в рамках подготовки новых экскурсионных выступлений в школьном краеведческом музее.

 

В нашей стране происходит возрождение духовности: открываются храмы, классы православной культуры, изучается история церкви. Активно возрождается православие и в Татищевском районе. В нескольких школах, в том числе и в нашей, действуют казачьи кадетские классы, а казачество всегда опиралось на веру. Сама я живу в селе Слепцовка, где в центре расположен красивейший Свято-Никольский храм, и мне всегда хотелось больше знать и о нашем селе, и о нашем храме, поэтому первой моей работой было исследование истории Слепцовского храма. В ходе поиска данных по храму мне часто встречались крупицы информации по другим храмам района. Часть этой информации привлекалась для сравнительного анализа, но основной массив не был использован. Теперь пришло время для расширения рамок работы.

На территории нынешнего Татищевского района уже в XVIII веке существовало несколько храмов, но до сих пор не сделана попытка объединить все имеющиеся сведения по истории православия в районе. Даже на сайте Саратовской епархии первые (деревянные) храмы не упоминаются.[1]

В Слепцовском краеведческом музее наши кадеты (и я в том числе) проводят экскурсии для гостей. Приезжают и паломники с турами, организованными епархией.[2] Они часто задают вопросы, касающиеся нашего храма и окрестных, которых уже нет. Таким образом, знание истории храмов имеет и познавательное, и прикладное значение.

К сожалению, разработанность темы незначительна. Изучая саратовские храмы, исследователи опираются на Справочную книгу Саратовской епархии от 1912 года,[3] но в ней нет сведений о предыдущих церквях. Из монографий удалось найти только справочник В.Валеева,[4] но он посвящён храмам города Саратова. Много архивных сведений можно почерпнуть на сайте https://tatiskray.ru/. Некоторые данные взяты из статистических сборников,[5] опубликованных в электронных библиотеках[6]. Для сравнительного анализа в масштабах уезда и губернии использованы труды дореволюционных исследователей церкви[7]. Отдельные эпизоды, связанные с историей храмов, найдены в Трудах Саратовской учёной архивной комиссии, на страницах дореволюционных периодических изданий.[8] Часть материала взята с различных сайтов[9]. Вопросы отношений государства и церкви рассматриваются на основании выводов монографической работы Федорова В.А.[10]

Целью работы стало: создать наиболее полную версию истории возникновения храмов на территории нынешнего Татищевского района в синодальный период. Для этого необходимо решить три задачи: 1. найти все имеющиеся сведения; 2. проанализировать и обобщить их, оформив в виде исследовательской работы; 3. Заложить основу дальнейшего исследования истории православия в Татищевском районе.

Для решения основных задач мною использованы методы: поиск данных в электронных библиотеках, включая фотокопии старинных и редких изданий и архивных документов; изучение материалов Слепцовского краеведческого музея; анализ полученных данных, сравнение данных по населённым пунктам района, по ближайшим уездам (Саратовскому и Аткарскому) и по губернии, обобщение информации, составление таблиц и диаграмм, оформление выводов.

 

Строительство православных храмов на территории нынешнего Татищевского района в синодальный период.

 

Утверждение православия на конкретной земле всегда связано со строительством православных храмов. Первые приходские церкви появляются на территории нынешнего Татищевского района с середины XVIII века. В России XVIII-XIX веков сельские населённые пункты делились на категории, например: деревня (где нет ни церкви, ни помещичьих домов), сельцо (церкви нет, но есть усадьбы помещиков), село (там, где есть церковь).[11] Сёла и деревни могли быть как государственные (казённые), так и помещичьи (владельческие). Исторически территория района делится на разные по составу населения части. Запад - преимущественно зона помещичьего землевладения, на востоке и юге больше государственных крестьян. Из 39 православных населённых пунктов, существовавших в XVIII веке, 8 были сёлами, из них 7 были владельческими, только Курдюм был казённым селом (Приложение 1). Таким образом, сразу можно предположить, что первые храмы появляются, как правило, на «владельческих» землях.

Важным источником по определению возраста храмов являются Планы Генерального межевания (ПГМ) за 1798 год. Если церковь на плане есть, или населённый пункт называется село, то в XVIII веке храм уже был. Обычно такой населённый пункт назван двойным «именем».

Для более точного определения времени постройки необходимы дополнительные источники. Самой первой на территории нынешнего Татищевского района, вероятно, была церковь в селе Карякино. На ПГМ село обозначено как «Никольское Карякино тож». Хорошо виден значок церкви на юго-восточном краю села. В «Кратких сведениях о церквах…» указывается, что деревянная церковь существовала с 1760 года, но «пришла в ветхость».[12] Ещё одним доказательством существования церкви в селе служит ведомость земель опекунского межевания, где указана земля при церкви в XVIII веке.[13] Интересное свидетельство существования храма в селе Карякино в 1787 году приводится в записках Г.А.Скопина о его путешествии в Киев и обратно.[14]

Следующая церковь, видимо, появляется в Глядковке. Глядковка на ПГМ показана как «село Троицкое Глядковка тож». Значит, престол был освящён во имя Святой Живоначальной Троицы. О деревянном храме известно, что он построен в 1762 году, но со временем обветшал.[15]

В это же время или несколько раньше, появляется церковь в селе Курдюм. На карте за 1765 год, приведённой в сборнике «Татищевский край» Курдюм уже показан как село.[16] (Приложение 2). В том же сборнике есть ссылка на записки Скопина Г.А., где упоминается о курдюмской церкви в 1787 году.[17] На ПГМ Курдюм обозначен как «село Архангельское Курдюм тож». Вероятно, это во имя Архангела Михаила, т.к. в 1851 году в более поздней церкви престолов было два: Рождества Пресвятыя Богородицы и Архистратига Михаила. Вопрос, на чьи средства был построен первый храм, остаётся открытым.

В трудах Саратовской учёной архивной комиссии есть список документов Архива Саратовской Духовной консистории, где, в том числе, упоминаются храмы нынешнего Татищевского района. Первой в этом списке под 1765 годом идёт Слепцовская церковь: «О построении придела: 33) в сельце Сергиевке, Слепцовка тож, саратовс. десят., по прошению отст. майора Крестьянинова, Никольского, при новостроящейся церкви».[18] Из документа понятно, что Слепцовка относилась к Саратовской десятине, церковь уже строилась, и к ней планировался придел во имя святого Николая Чудотворца. (Приложение 3)

Личность просителя долго не удавалось установить: среди дворян Саратовской и окрестных губерний фамилия Крестьянинов не встречается. На сайте https://tatiskray.ru/ можно найти сведения о майоре Иване Христиановиче Крецмаре, чей отец, «майор-иноземец» в конце XVII века писался как Крестьян Крестьянов Крецмар. Отставной майор И.Х.Крецмар женился на вдове слепцовского помещика Фофанова Марфе Семёновне Слепцовой. Возможно, чтобы утвердить свой авторитет среди местных помещиков, он и решил поучаствовать в строительстве нового придела. В прошении он мог подписаться именем и отчеством (Иван Крестьянов), чтобы не выделять своё немецкое происхождение. Упоминаний о том, когда церковь была достроена и освящена, пока не найдено. Во имя какого святого строилась церковь, тоже не вполне понятно. На ПГМ село обозначено как «Сергиевское Слепцовка тож», не исключено, что церковь первоначально освящалась во имя Сергия Радонежского. Однако в книге Д.Л.Мордовцева приводится документ, относящийся к Пугачёвщине. «Села Никольского, Слепцовка тож, помещик Маматов убит».[19]

О первой церкви в селе Кологривовка упоминается в сноске к Кратким сведениям о церквах: «храм во имя Св. и Чудотворца Николая, построенный в 1765 году».[20] Однако можно найти и косвенные подтверждения этой версии. На ПГМ село указано как Никольское. Согласно ведомости земель опекунского межевания (Надеждинский архив князя Куракина), земли возвращались «вдове Кологривовой». Учитывая, что муж Анны Степановны умер в 1769 году[21], а в том же документе упоминается и земля каракозовской церкви,[22] после 1770 года кологривовской церкви принадлежало 60 десятин земли, как и слепцовскому храму.[23] Значит, храм уже был. Следующим косвенным подтверждением служит донесение от 23 сентября 1774 года: священник «села Никольского Кологреевка тож Прокофий Иванов» собирал в Саратове награбленное среди захвативших город пугачёвцев[24]

Следующей идёт церковь в Каракозовке в 1770 году «О построении вновь церквей: В дер. Каракозовке Камышлея тож пенз. уез., саратов. десят., по прошению капитана Косьмы Каракозова и прапорщ. Гавр. Неклюдова, при 64 крестьянских дворах, Никольской. Священником посвящен согл. просьбе строителей, диакон Нового Чирчима Иоаким Иванов».[25] Позднее встречается запись «Об освящении вновь построенных церквей за 1771 год… В дер. Каракозовке, Колышлей тож, петров. дес., Никольской, по прош. капитана Каракозова. Предписано освятить игумену Петровск. Никольского монастыря Макарию»;[26] Следовательно, до 1770 года Каракозовка была деревней. Интересно, что в первой записи храм относят к Саратовской десятине, а в следующей - к Петровской. В 1785 году в Каракозовке строится новая деревянная церковь.[27]

Очередная запись относится к 1773 году: «в селе Покровском, Сокур тож, деревянной вместо сгоревшей»;[28] и далее об освящении: «в селе Покровском, Сокур, сарат., десят., деревянной, разреш. к постройке в 1773 г., на уцелевшем от пожара антиминсе».[29] Когда была построена первая церковь, пока не известно. Учитывая, что окрестные земли принадлежали князьям Голицыным: сначала Николаю Алексеевичу, а затем его троюродному брату Михаилу Андреевичу. [30] Вероятно, на их деньги и строился храм.

«Село Рожественское Вязовка тож» есть на ПГМ, но значок церкви не виден. Сведения о первом храме скудные: деревянная церковь Рождества Христова появляется в Вязовке в 1795 году.[31] На начало XIX века в Вязовке было 155 казённых крестьян (пашенных солдат, экономических и бобылей)[32] и владельческих крестьян разных помещиков более 200.[33] Вопрос, на чьи деньги строился храм, остаётся открытым.

Таким образом, во второй половине XVIII века на территории нынешнего Татищевского района появились первые 8 храмов. Все они были деревянными, почти все построены во «владельческих» населённых пунктах и на деньги помещиков.

В XIX веке появились 6 новых сел: владельческие (Нечаевка, Полчаниновка, Николаевское) и казённые (Широкое, Идолга, Большая Каменка). В первой половине XIX веке на татищевской земле начинается массовая замена деревянных церквей на кирпичные. С 1804 по 1842 год 6 храмов из 8 стали «каменными», добавились каменные храмы во «владельческих» Нечаевке и Полчаниновке и «казённых» Идолге, Широком и два в Мариинской колонии (нынешний Октябрьский городок). В начале XX века станут каменными храмы в Каракозовке и Сокуре. Всего к 1917 году на территории района было 12 каменных храмов. Интересно, что ещё в 1805 году было «отказано в дозволении построить деревянной церкви в д. Большой Идолге, прих. с.Вязовки, Саратовской округи».[34] Из документа не ясно, отказано вообще строить, или отказано строить деревянную. В 1800 году вышел указ Священного Синода, запрещающий строить деревянную церковь, если прежняя сгорит.[35] Хотя в Идолге на тот момент вообще не было церкви, запрет на этом основании возможен. Из ежегодных отчётов, приводимых Лебедевым А.А., можно увидеть, что деревянных церквей в 30-40-х годах строилось в разы больше, чем кирпичных, [36] но в 1912 г. в Саратовском уезде из 40 кирпичных храмов 25 построены в первой половине XIX века, а деревянных этого периода только 5 (Приложение 4). Очевидно, что они часто горели.

В 1804 году строится в Глядковке первый в Татищевском районе кирпичный храм.[37] В нём планировался престол Святой Живоначальной Троицы и два придела: Иконы Тихвинской Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца. Строителем указан местный помещик Фёдор Дмитриевич Казаринов[38] – внук саратовского воеводы середины XVIII века.[39] Достраивала храм, видимо, его вдова, помещица Казаринова Евдокия, и престолов осталось два: Троицы и Тихвинской Богоматери.[40] Первый каменный именно в Глядковке не случаен: Казариновы были богатейшими землевладельцами округи, а Глядковка (сравнительно небольшое село) была их родовым гнездом. Церковь была «холодная» (без отопления), при церкви деревянные дома для причта.[41]

Следующий кирпичный храм строится в 1819 [42] году в Курдюме. Причём колокольня при церкви не упоминается. Курдюм, как отмечалось выше, старинное казённое село (только 5 душ владельческих)[43], но строителем церкви стал помещик Родионов Алексей Иванович,[44] у которого в приписной деревне Ильиновке было 100 душ крепостных[45]. Интересно, что среди прихожан больше трети старообрядцев.[46] Церковь была отапливаемой. При церкви указаны здания сторожки и усыпальницы.[47] Храм частично сохранился, и по его внешнему виду можно предположить, как выглядела церковь в Глядковке. Исследователь храмовой архитектуры профессор Серебряная В.В. утверждает, что в первой четверти XIX в. храмы, «отмеченные печатью классицизма» появляются в небольших сёлах. Она называет их «бесстолпными купольными храмами… по композиционному принципу «кораблём».[48] От более поздних храмов эти отличаются отсутствием восьмерика над главным храмом и большими полукруглыми окнами.

К 1822 г. наконец и в Идолге был возведён каменный храм «с такою же колокольнею, построен тщанием прихожан».[49] Идолга - большое казённое село (в 1800 г больше 350 душ[50]). Основное население бобыли, пахотные солдаты, экономические крестьяне и однодворцы. Владельческих крестьян всего 23 души.[51] Храм отапливался, при нём были сторожка, погреб и дровяник.[52]

Нечаевка на начало XIX века село совсем крохотное (меньше 50 душ[53]), но за XIX век население вырастет почти в 10 раз и село «сольётся» с казёнными деревнями Мизиновка и Лапшиновка, каждая из которых была больше Нечаевки. Строительство здесь каменного храма Сошествия Святого Духа в 1826 году - целиком заслуга владельца села, помещика Ивана Андреевича Кропотова. Церковь отапливалась, для причта были деревянные дома.[54]

Широкое (деревня казённая Широкий Буерак) к моменту постройки каменной церкви в 1831 году - крупный населённый пункт, известный с середины XVIII века. В двух источниках указывается, что церковь «каменная с такою же колокольнею», «тёплая» строилась на средства прихожан.[55] Однако к 1800 году в селе проживает почти 400 душ – в основном удельные (дворцовые) крестьяне и несколько меньше экономических крестьян.[56] Удельные крестьяне принадлежали императорской семье, поэтому вполне вероятно, что храм строился на деньги Министерства Императорского двора. Не случайно наследник престола, будущий Александр II, во время своего путешествия из Саратова посетил именно этот храм.[57] Дома у причта церковные.[58]

Совсем другое дело Полчаниновка. В начале XIX века это новопоселённая владельческая деревня в десяток дворов рядом с почтовой станцией (Казаринским Умётом).[59] «Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1831 г., тщанием помещицы Натальи Михайловны Казариновой. Престол в ней один: во имя св.Троицы». Дома причта церковные.[60] Церковь могла появиться здесь сразу каменная только потому, что Казаринова была очень богатой помещицей. Село и называться стало «Новонатальино».

Кологривовка «Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1833 г., тщанием помещика Павла Стефановича г.Слепцова; двухпрестольная: внизу главный во имя Живоначальной Троицы, а наверху во имя святителя и чудотворца Николая»[61] Церковь отапливалась. Престол во имя Св. Николая был освящён в 1835 году, а Живоначальной троицы 29 мая 1851 года. При церкви сторожка и дом для священника.[62]

Слепцовка 1835 «Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1835 г. тщанием помещика Карпова и прихожан крестьян. Престол в ней один: во имя Преображения Господня».[63] Выражение «прихожан крестьян» вызывает сомнение, т.к. другие храмы епархии построены на деньги помещиков, купцов, епархии или казны. Если жертвователи неизвестны, в книге указано «тщанием прихожан». Крестьяне-жертвователи встречаются очень редко и только в сёлах, где проживали государственные (иногда удельные) крестьяне. Из 68 храмов Саратовского уезда только о двух говорится, что они построены тщанием крестьян; из 95 храмов Аткарского уезда сообщается только о трёх (Приложение 5). Во всех случаях крестьяне были государственные. В середине 19 века Слепцовка - село чисто владельческое,[64] государственных крестьян не было, зато помещиков числилось 8 семей.[65] Крепостные крестьяне юридически имели права на дарения, но фактически сами были имуществом, и участие их в добровольных пожертвованиях не отмечено. Таким образом, жертвователями в 1835 году могли быть только помещики.

Главным жертвователем считается Карпов Алексей Константинович,[66] построивший на Саратовщине несколько храмов. Храм в Слепцовке не случаен: сам Алексей Константинович и его сын Евгений жили в Слепцовке, племянница Карпова А.К., Елена Андреевна, была замужем за Ивановым, а дочь Александра - за Федорчуковым (местными помещиками).[67] В некоторых источниках церковь названа Спасо-Преображенской.[68] Здание было отапливаемым, при здании церковная сторожка. Территория храма, по воспоминаниям старожилов, была обнесена кирпичной оградой, на колокольне был один большой колокол.

Октябрьский городок в 1836 году назывался Мариинская колония «Церковь каменная, построенная… на средства Императорского Московского воспитательного дома. Престол в ней один: во имя свят. Николая Мирликийского Чудотворца».[69] Сохранилось подробное описание наружного и внутреннего убранства церкви: «…заложена в 1829 году, а окончена и освещена в 1835 году 22 августа. Фундамент на аршин обведён диким казанским камнем, пол из этого же камня. Пространство её в длину 20 саженей, в ширину 14 саженей, в вышину 15 саженей (32 м). Колокольня несколькими аршинами ниже церкви, покрыты железом и окрашены медянкою. Главы и кресты на них позолоченные. С западной стороны на фронт, на железных листах, по голубому полю золотыми буквами изображены слова из Евангелия: «Придите ко мне все труждающиися и обременжнные, и аз упокою вы». С северной стороны написано: «Аще что соспросите, во имя мое верующе, примите». С южной: «Воздадите Кесарева Кесаревы и Божия, Богови». Со входа образ Святителя и Чудотворца Николая, с востока образ Нерукотворённого Образа Спасителя, с севера Образ Св. Александра Невского. С юга Образ Св. Марии Магдалины. Печей шесть, окон кругом – 14, в коих устроены железные решётки, входов в церковь – 4, двери все железные. Иконостас деревянный, окрашен белою масле краскою, украшен приличною позлащённую резьбою и колоннами. Икон в оном находится два яруса все живописной работы. Задняя сторона иконостаса обтянута холстом, по коему изображены Московские Святители: Алексей. Иона и Филипп, Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Двоеслов, Св. Митрофан и Михаил Малеин. Царские врата деревянные и представляют собой вид Креста. Во втором ярусе пять образов. Для хранения ризницы, книг и прочих священнослужебных вещей устроены приличные помещения по обеим сторонам алтаря. Утварью церковь сия снабжена достаточно. На колокольне всех колоколов – 8, самый большой весом в 96 пудов (1,53 тонны – авт.).[70] При церкви сторожка и дом для псаломщика.[71]

В Карякино деревянную церковь заменила «Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1840 г., тщанием Елены Николаевны Лихачевой…; двухпрестольная: главная во имя Вознесения Господня, и придел во имя святителя и чудотворца Николая».[72] Церковь отапливалась. Освящена 21 мая 1841 г.[73]

В Вязовке «Церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1842 г., тщанием прихожан. Престол в ней один: во имя Рождества Христова». При церкви дом для священника,[74] «каменная часовня, построенная в 1893 году в память чудесного спасения 17 октября 1888 года Государя Императора и Его Августейшей Семьи и каменная сторожка».[75] Храм мог быть построен на средства нескольких помещиков (в вязовке того времени было около 10 помещичьих родов).[76]

1820 -1840 годы в Саратовской губернии - время интенсивного строительства зданий классицизма, в том числе и культовых…» По типу они принадлежат к «бесстолпным однокупольным храмам с традиционной композицией «кораблём», сильно вытянутый по оси запад ­ восток».[77]

Все храмы 30-40-х годов в нашем районе тоже строились в модном тогда стиле «русского классицизма»: треугольные фронтоны над входами с южной и северной сторон, опирающиеся на дорические колонны, по 4 с каждой стороны; вход в широкий прямоугольный притвор через колокольню с высоким шпилем; восьмерик на кубе среднего храма, купол с миниатюрным барабаном и луковичкой; одна апсида алтарного нефа. На строительство влияла не только архитектурная мода, но и финансовые возможности и готовность жертвовать. Легко сравнить две частично сохранившиеся церкви района одного архитектурного стиля: слепцовскую и вязовскую. При их внешней схожести, можно отметить, что в Слепцовке выведены настоящие кирпичные своды потолка и купола, в Вязовке своды имитированы деревянным оштукатуренным потолком. В Слепцовке фронтон и колонны настоящие, в Вязовке – ложные (в виде барельефа выступающие из стены). Храмы же, построенные на пожертвования императорской семьи и на казённые средства (в Николаевском городке), вообще поражают роскошью.

В 1873 году в Сокуре на средства прихожан была выстроена новая деревянная церковь, холодная. Колокольня при ней не упоминается.[78] И только через 30 лет уже в 1902 был построен самый большой храм района из ныне сохранившихся «церковь каменная; колокольня временная деревянная построена… тщанием прихожан. Престолов в церкви три: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы…»[79] История строительства интересна тем, что начат он был князем Голицыным еще до отмены крепостного права в 1855, потом заброшен недостроенный, расхищался, и только в начале века (по предположению краеведа Степанова М.А.) был достроен уже прихожанами.[80] Архитектурный стиль храма близок к барокко, что не характерно для времени достройки, но характерно для князей Голицыных, что косвенно подтверждает предположение Степанова М.А.

Церковь Марии Магдалины появилась, согласно Справочной книге Епархии, в том же 1902 году в Мариинском сельскохозяйственном училище. [81] Однако в статье Саратовских губернских вестей за 1844 год приводятся совершенно другие сведения. «…в большом каменном доме устроена другая церковь во имя Св. Равноапостольной Марии Магдалины. Первоначально, построена она в 1831 году и освящена 17 сентября того же года, а потом перестроена, распространена и вновь освящена 14 октября 1837 года. Служение в ней производится 22 июля и зимою. Престол в ней один. Есть хоры. Иконостас деревянный, окрашенный белою краскою. Царские врата из железных прутьев. Все иконы живописной работы. В алтаре, на горном месте образ Воскресения Христова, составленный из разноцветных сибирских камней, в позолоченной резной раме за стеклом. По стенам церкви расставлено 12 изображений Св. Апостолов, на меди с сиянием в виде звёзд».[82]

В 1868 году в Каракозовке (село Ново-Никольское) была построена новая деревянная церковь. Дома причта церковные деревянные.[83] 20 марта 1911 года церковь сгорела. В последней по времени постройки (1911 год) каменной церкви села можно уже узнать модернистский, так называемый «псевдорусский стиль». Это четвёртая по счёту церковь в Каракозовке. И престол в ней снова один – во имя Св. и Чудотворца Николая.[84] Большинство храмов на территории района к 1917 году были кирпичными (Приложение 6)

Но деревянные храмы продолжали строить. Пример Большая Каменка. «Церковь деревянная с таковою же колокольнею; построена в 1860 году. Престолов в ней один: во имя Казанской иконы Божией Матери».[85] Здание хоть и деревянное, но отапливаемое. Дома причта церковные деревянные.[86] Интересно, что, как и в Курдюме, треть прихожан «раскольники».[87]

Была и ещё одна категория церквей: приписные к главному храму. Пример такой церкви Никольская в деревне Ильиновке … «при земской школе построена тщанием Людмилы Яков. Померцевой, освящена 31 окт. 1899 г.»[88] При деревянной церкви была деревянная же колокольня с четырьмя колоколами.[89] Школа была на фундаменте и крыта железом.

По воспоминаниям старожилов, деревянная церковь была и в Глядковке, возле старого кладбища. Она ещё стояла после разрушения властями (после 1933 года) каменного храма. Документы, подтверждающие существование храма, пока не найдены. Наверняка, ждут своего исследователя и множество других документов по истории православия.

Подводя итоги, можно утверждать, что во второй половине XVIII века на территории нынешнего Татищевского района появились первые 8 храмов. Все они были деревянными, и были построены на деньги помещиков. К 1917 году в 15 населённых пунктах храмов было уже 17, из которых только 3 деревянных, остальные кирпичные. Про 9 храмов можно с уверенностью сказать, что они построены на деньги помещиков, один либо два - на средства императорской семьи и 1 за казённый счёт. Большинство храмов были построены в стиле русского классицизма с трёхчастным строением. У храмов первой четверти XIX века главный храм завершался большим куполом-крышей, у 8 церквей более поздней постройки над четвериком главного храма возводился ещё восьмерик с куполом. Выпадают из этого ряда храмы в Сокуре и Каракозовке, выполненные в других архитектурных стилях. Как выглядели деревянные храмы пока можно только предполагать.

Все церкви были одноглавыми, только одна не имела колокольни. Однако храмы отличались размерами и богатством убранства. Самой большой и богато украшенной была церковь Мариинской колонии. Не уступал ей размерами храм в Сокуре. Три четверти храмов отапливались, почти при всех были сторожки. Большинство храмов были однопрестольные, три – двухпрестольные и один (сокурский) - трёхпрестольный. В 8 населённых пунктах церковь строилась один раз. В остальных – от двух до четырёх раз. Большинство храмов первой волны освящались во имя Святителя Николая, позднее появляется большее разнообразие. Из однопрестольных храмов единственной была церковь Преображения Господня в Слепцовке и это не случайно: из 614 сельских церквей Саратовской Епархии к 1879 году только 10 были освящены этим евангельским событием, тогда как в честь святого угодника Николая Чудотворца – 79. Но самой редкой можно считать церковь Сошествия Святого Духа в Нечаевке – таких во всей губернии было только две.[90]

Список использованных источников и литературы.

 

1. Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и прихожанах: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» №8-11, 17-24 за 1895 год. 631 с. https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/1377/

2. Саратовская губерния Список населённых мест по сведениям 1859 года Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. Санкт-Петербург, 1862, 130 с.

3. Списки населённых мест Саратовской Губернии. Аткарский уезд. Земская типография. Саратов, 1912, 73 с.

4. Списки населённых мест Саратовской Губернии. Саратовский уезд. Земская типография. Саратов, 1913, 63 с.

5. Справочная книга Саратовской епархии. Типография союза печатного дела. Саратов, 1912, 706 с.

6. Труды СУАК. Т2, Вып.1,2. 1889, В.20, 1896.

7. Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстрир. справочник. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. – 208 с.

8. Лебедев А.А. Материалы для истории Саратовской епархии, Т.1, вып.1, Саратов, 1907, 99 с.

9. Леопольдов А. Исторический очерк Саратовского края. Типография С.Селивановского, М, 1848, 196 с.

10. Мордовцев Д. Л. Политические движения русского народа. С-Петербург, 1871, 106 с..

11. Правдин А. Историческая записка Саратовской епархии (за пятидесятилетие 1828-1878 года). Саратов, 1878, 48 с.

12. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период. 1700-1917. – М.; «Русская панорама», 2003, 480 с.

13. https://academic.ru

14. https://azbyka.ru

15. https://eparhia-saratov.ru

16. https://www.livelib.ru

17. https://moyaokruga.ru

18. https://www.sammler.ru

19. https://tatiskray.ru

20. https://topwar.ru

 

Приложение 1

Список населённых мест существовавших на территории нынешнего Татищевского района в XVIII веке (по данным https://tatiskray.ru)

  название статус Принад-лежность год постройки правосл. храма мате-риал примечание по нынешнему состоянию
  Бобовка (Полезное) сельцо владельч     не существует
  Большая Ивановка (Ключи) деревня владельч      
  Большая Каменка деревня казённая      
  Большая Крюковка сельцо владельч     не существует
  Большая Фёдоровка деревня владельч      
  Вязовка (Рождественское) село владельч   дерево  
  Вязовка (Вязовый ключ) деревня владельч     не существует
  Глядковка (Троицкое) село владельч   дерево без населения
  Губарёвка сельцо владельч      
  Докторовка (Клочковка) деревня владельч      
  Елховка деревья владельч     не существует
  Зеленкино сельцо владельч      
  Идолга (Большая Идолга) деревня владельч      
  Ильиновка сельцо владельч      
  Каменка деревня владельч     не существует
  Каракозовка (Новоникольское) село владельч   дерево не существует
  Карамышка (Угрюмовка) деревня владельч      
  Карякино село владельч   дерево  
  Кологривовка село владельч   дерево  
  Корсаковка деревня казённая      
  Кривопавловка (Фокино) деревня владельч     не существует
  Кувыка деревня казённая      
  Курдюм (Архангельское) село казённое   дерево  
  Лапшиновка деревня казённая      
  Мизиновка деревня казённая      
  Нееловка деревня казённая      
  Нечаевка (Кропотовка) сельцо владельч     улица
  Огаревка (Алексеевка) деревня владельч     не существует
  Отрада (Карповка) сельцо владельч     не существует
  Павловка (Белый Ключ) деревня владельч     не существует
  Побочное колония немецк     не существует
  Скатовка колония немецк      
  Слепцовка село владельч   дерево  
  Сокур село владельч   дерево  
  Сторожевка (Долгий Мост) сельцо владельч      
  Фёдоровка (Малая Фёдоровка) деревня владельч     не существует
  Хлебновка деревня казённая      
  Ченыкаевка (Сутяжное) деревня владельч     не существует
  Широкое (Широкий Буерак) деревня казённая      
  Шлыковка (Алёшкино деревня владельч     без населения
  Ягодная Поляна колония немецк      

 

Приложение 2

Карта с указанием села Курдюм

Приложение 3

Фрагменты документов о строительстве храмов XVIII веке

 

 

Приложение 4

Храмы Саратовского уезда на 1912 год

Храмы Аткарского уезда на 1912 год

 

Приложение 5:

Храмы построенные «тщанием прихожан-крестьян»

  Населённый пункт, где расположен храм, уезд, волость Год по-стройки пере-стройки страница справочника Саратовской Епар<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: