Середина урока
25 мин
| V. Работа по теме урока
(К) Работа над темой. Работа с учебником. Чтение текста.
– Что такое магнит?
– Что относится к природным магнитам?
– Какой магнит считается искусственным?
(Г, Д, Э) Работа в группах. Проведение эксперимента.
Попробуйте получить искусственный магнит.
Для проведения эксперимента нам понадобятся железный предмет (например, ножницы), скрепка, магнит. Проверьте, намагничивает ли железный предмет скрепку. (Ножницы не должны намагничивать скрепку). Потрите магнит о железный предмет. Уберите магнит. Снова к железному предмету поднесите скрепку. (На этот раз скрепка намагнитится к ножницам.)
Мы искусственно создали магнит – ножницы. Но его магнитные свойства сохраняются недолго.
Можно вспомнить эксперимент из 1 класса.
Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка намагничивает нижнюю!
Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Если магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой – увидите, что скрепка сама стала магнитом!
То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле.
(П, Ф) Работа в парах. Работа в Научном дневничке.
Вспомните историю появления магнита. Заполни таблицу в Научном дневничке.
Информация для работы в парах.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Однажды, бродя по незнакомому полю, он наткнулся на камень, который странным образом притягивал железный наконечник его палки, а сапоги, в которых были гвозди, с трудом отрывались от земли. С тех пор этот камень стали
называть «камнем Магнуса». А спустя некоторое время просто магнит. В том месте, где Магнус обнаружил первый магнитный камень, были открыты залежи магнитита.
Китайцы называют магнит – «тшу-ши», что означает «любящий камень». Они говорят: «Как нежная мать привлекает своих детей, так тшу-ши притягивает железо».
Вопрос
| Ответ
| 1. Кто обнаружил удивительный
камень?
|
| 2. Как это произошло?
|
| 3. Почему магнит получил такое
название?
|
| 4. Почему люди называют магнит
«любящим»?
|
|
Проверка. Саморефлексия.
(К) Динамическая пауза «Магнетизм».
Учитель – магнит. Он называет предметы и протягивает руки детям. Дети тянут руки к учителю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину.
(К) Определение от Всезнамуса.
Магнетизм – это свойство намагничивать предметы.
Магнитное поле – это зона вокруг магнита, в которой действуют магнитные силы.
– Что такое «магнетизм»?
– Что такое «магнитное поле»?
– Чтобы определить эту зону можно провести эксперимент.
(Г, Э, Д) Проведение эксперимента. Работа в Научном дневничке.
Магнитное поле может действовать на предметы на расстоянии.
Проведите эксперимент и выясните, на каком расстоянии будет притягиваться скрепка от разных магнитов. Представьте результат эксперимента разными способами.
Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «скакнет» и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние. Измерьте его линейкой.
Проведите этот же опыт с другим магнитом. Отметьте расстояние намагничивания скрепки. Сделайте вывод о магнитном поле разных магнитов.
Можно увидеть, что одни из них сильные – намагничивают скрепку с более далекого расстояния, другой слабее – намагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод. Вокруг магнита есть магнитное поле, благодаря которому он может действовать на предметы на расстоянии.
– Сохраняется ли магнитное поле в воде?
В миску налейте сантиметра на два воды. И бросьте в нее скрепку. Как, незамочив рук (или каких-нибудь других
предметов), вытащить скрепку из воды? Дети, внимательно следившие за предыдущим опытом, сразу догадаются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство
действовать на расстоянии.
– Вспомните, почему некоторые магниты отталкиваться друг от друга.
Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим –отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком «+».Другой конец – северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком «-».
– Возьмите два магнита и определите, притягиваются они одинаковыми полюсами или разными?
Вывод. Магниты притягиваются друг к другу разными полюсами, а отталкиваются одинаковыми.
(К, Д) Работа с учебником. Чтение текста. Работа с рисунками в учебнике.
Расскажите о применении магнитов человеком.
| Учебник
Скрепка,
магнит,
ножницы,
Магнит,
скрепки
Научный
дневничок,
дополнитель-
ный материал
Учебник
Учебник,
Научный
дневничок,
лист бумаги,
магниты
(разные по силе
Намагничивания), скрепка,
карандаш,
линейка
Миска с водой,
магнит, скрепка
Учебник,
возможно,
презентация
или видео
|