Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2020. С. 205-207.




 

Это весьма краткое чтение является фрагментом 9-го воскресного утреннего Евангелия. Вполне может быть, что сокращение Евангелия было сделано на позднем этапе развития богослужения, т.к. в студийских Уставах еще указано воскресное Евангелие целиком.

О том, что Иисус явился ученикам, повествуют все Евангелисты. У Матфея это явление происходит на горе в Галилее (Мф. 28:16-20). У Марка Иисус явился одиннадцати, когда они возлежат на вечере (Мк. 16:14). Наиболее близким к повествованию Иоанна оказывается повествование Луки. Рассказав о посещении женщинами пустого гроба и о путешествии двух учеников в Эммаус, Лука затем описывает, как два ученика вернулись в Иерусалим и рассказали апостолам о встрече с Иисусом на пути (Лк. 24:36-47).

Ст. 19. В тот день... В какой? В некий первый день (воскресенье). (Ин 16:7): «Если Я не уйду, Утешитель не придет к вам». Ученики собрались на совместную трапезу в пасхальный день, но неизвестно, сколько их было и где именно они собрались. Возможно их десять, в их числе, естественно, нет Иуды и по какой-то неназванной причине Фомы. Но Иоанн не придает особого значения Двенадцати, так что их число может быть каким угодно, ведь в Деяниях апостолов сказано, что учеников было сто двадцать (Деян 1:15).

Кассиан говорит, что после восхождения (прославления), когда Иисус восшел к Отцу и явился в Духе, как Он и обещал. Теперь общение возможно. Дважды Он обращается «Мир вам», показывает свои раны, посылает на служение, сообщает им дар Святого Духа и дает власть прощать и удерживать на людях их грехи.

Вот теперь в Духе Утешителе Он является к ученикам для общения.

Здесь исполняется обещание Ин 14:18: «не оставлю вас сиротами, приду к вам. Мир Меня не увидит, вы увидите». То есть - тесному кругу (Церкви).

Затворенные двери означают отделенность от мира (Фомы нет, он в миру). Запертые двери так же свидетельствуют о том, что для Иисуса уже нет никаких преград. Вряд ли это значит, что Его тело проходит сквозь стены и двери, вероятно, Он является прямо с Небес туда, куда захочет. Именно эти люди представляют собой ядро всей будущей общины – христианской Церкви, и им предстоит получить Святой Дух от Иисуса.

Прощальная беседа была беседой с Церковью, и теперь Он является Церкви.

Вместе с возвращением в Духе Иисус обещал ученикам мир (Ин 14:27): «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...». И радость (16:20-22): «печаль ваша в радость обратится... и радости вашей никто не отнимет у вас». Теперь дважды Он возвещает «мир» и ученики «возрадовались».

Ученики уже должны были знать о воскресении Иисуса, потому что Мария Магдалина рассказала им. Но все ли они поверили? Теперь, когда они увидели воскресшего Господа, их охватила радость. Исполнилось пророчество Иисуса (Ин 16:20, 22 ср. Лк 24:41).

Совпадает и «день тот» с обетованием Духа: (Ин 14:20; 16:23, 26).

Таким образом, явление это есть исполнение обетований прощальной беседы. «День тот» не есть астрономический день, а новая мировая эпоха. Взаимное прославление Отца и Сына приводит к новому явлению Слова в Духе.

Для Иоанна дело Христово не кончается страстями и воскресением, но Сошествием Святого Духа, дающего смысл и воскресению.

Дуновение. Напоминает о сотворении человека (Быт 2:7) или Иез 37:9: «от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут». Апостолы становятся новым творением, представителями нового человечества, не несущего на себе грех Адама, потому что он искуплен Христом. Это совершается через воскресение, потому что в тексте пророка Иезекииля говорится о тех, что были мертвы от грехов, но ожили. Так и те, кто был призван Иисусом, были очищены Его кровью и стали новым творением через соучастие в Его смерти и воскресении. Дарование Святого Духа означает и силу новой жизни, и силу продолжать миссию Иисуса. Ведь дарование Духа свидетельствует о приходе Параклета. Это новое творение. Возрождение.

Хотя, как станет известно позже, Фомы не было среди учеников, это не значит, что ему не была поручена миссия посланца Христа и не было дано Духа.

Иисус прощал грехи. Церковь тоже. То есть Церковь уполномочена, имеет авторитет от Бога через Иисуса в Духе. Основываясь на многих стихах Писания (Пс. 50:4; Лк. 5:21), нужно понять, что всякий грех направлен против Бога, и только Он может его простить. И этот стих (ст. 23), по-видимому, следует понимать так, что верующие, водимые Святым Духом, могут объявлять покаявшемуся о прощении его грехов Богом (или непрощении, в случае его упорства).

Послание. Задачу Христа (апостольство с поручением от Отца) продолжает Церковь, исполненная Духа. Это Иоаннов вариант избрания апостолов (греческое слово «апостолос» происходит от глагола «апосте́лло», «посылать»). Как Иисус был послан Богом и, следовательно, все, что Он говорил и делал, было от имени Бога, так теперь и ученики, посланные Иисусом, будут представлять Его в мире, свидетельствуя о Нем и проповедуя Весть от Бога. Иисус был послушен Отцу вплоть до смерти, так и апостолы должны исполнять не собственную волю, но волю пославшего их Иисуса. Миссия Иисуса окончена и одновременно продолжается. Возвратившись к Отцу, Он не оставляет учеников одних, но способствует их деятельности через Параклета.

Иисус послушен Отцу. Церковь должна быть послушной Иисусу (не свои идеи возвещать, а благую весть Христа).

Здесь в (Ин 20:19-23) описано первое явление воскресшего Христа апостолам, во время которого Он преподал им Святого Духа: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Описанное здесь действие Христа внешне похоже на событие Пятидесятницы. Однако сходство здесь только формальное, тогда как с догматической точки зрения это преподание Духа апостолам отличается от сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы: во время явления Воскресшего апостолам дается благодать Духа для совершения Таинств и управления Церковью (т. е. это та благодать, которая передается в Таинстве Священства), тогда как в день Пятидесятницы дар Духа сообщается лично каждому человеку, определяя его индивидуальные отношения с Богом и, в конечном счете, способствуя достижению им святости. Первое преподание относится к христологическому аспекту Церкви, тогда как второе являет её пневматологический аспект. Христологический аспект Церкви связан с присутствием благодати в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах. В этом аспекте благодать не зависит от личной святости и намерений ее носителя. В пневматологическом аспекте присутствие благодати является “субъективным” или, лучше сказать, обоснованным избранничеством....Присутствием Святого Духа в Церкви сообщается благодать отдельным личностям, каждому особо, и Сам Дух при этом выступает как самостоятельное Лицо, Которое действует, как Ему угодно. Христологический аспект — аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект — аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа.

Христологический и пневматологический аспекты тесно связаны между собой, и можно сказать, что присутствие этого евангельского чтения в службе Пятидесятницы лучшим образом демонстрирует эту связь; получается, что евангельское чтение утрени праздника как бы дополняет апостольское чтение литургии, которое вообще является центральным библейским чтением в службе праздника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: