Ианнуарий (Ивлиев), архм. Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий. М, 2020. С. 117-122.




 

Праздник Шалашей длился семь дней (Вт 16:13, 15; Иез 45:25), а затем к нему присоединялся восьмой день, то есть суббота (Лев 23:34-36). Именно он считался последним, но он никогда не назывался величайшим. Поэтому, вероятно, речь идет о седьмом дне праздника. Это во время праздника Кущей, сбора плодов - посещение обязательно для всех иудеев проживающих в пределах 24 км от Иерусалима. В эти праздничные дни люди жили в палатках. Стены делали из веток, получались шалаши особо устроенные. Сам праздник — это напоминание о пустыне и странничестве без крыши над головой. «Чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской» (Лев 23:40-43). Длился праздник восемь дней. Этот праздник исторически имел сельскохозяйственное значение - благодарение за урожай. Праздник радости. Убраны ячмень, пшеница и виноград. Радость за щедрость Божью. Иосиф Флавий называет его так: «наисвященнейший и величайший праздник иудеев».

В эти святые дни люди приходили с пальмовыми ветвями в Храм. Священник с золотым кувшином шел к Силоамскому источнику и брал воду, неся ее через ворота Источника. Народ пел Пс 12:3: «И в радости будете черпать воду из источников спасения».

Воду лили на жертвенник. Левиты (хор) пел Псалмы 112-117. Каждый раз при словах «Хвалите Господа! Хвалите имя Господне. Аллилуйя!» народ кричал и махал ветвями (полиелей). Это благодарение за воду, молитва о дожде, память о скале. Семь раз обходили жертвенник в память об Иерихоне.

Тогда Иисус и возгласил «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»! (ср. Притч. 1:20; 8:2-4), где Мудрость громким голосом призывает к себе людей, приглашая их есть и пить за ее столом.Эта вода утолит ваши души (не тела). То есть Он обращал мысли к Богу и вечности.

Ст. 38. О чреве. Не ясно откуда эта цитата. Что это означает? Оно неизвестно, предполагается, что это не точная цитата, а вероятно, парафраз (Зах 14), который читался во время праздника, хотя ученые указывают и на другие источники (Ис 55:1; 12:3). Так как церемония зачерпывания воды была символом грядущих Божьих даров людям, Иисус Своим призывом указывает на то, что это обещание уже исполнилось в Его лице.

Данная цитата относится к верующим в Иисуса. Например, Ин 4:14 ср. Ис 58:11: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как непоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». То есть Иисус может восстановить человеку силы и жизнь Духом Святым.

«Чрево» (середина). В сердце - ум, в животе (почки, печень) - чувства. Следовательно, Дух Святой оживит и очистит наш ум и чувства.

Слова «из чрева потекут реки воды живой» относятся к самому Иисусу. То есть Иисус - духовная скала (Исх 17:16) (1 Кор 10:4). Копье. Кровь и вода (Ин 19:34). Вода - очищение в крещении. Кровь - искупительная жертва. Символы. Живая вода - животворящая - обычный библейский символ. Иисус - источник жизни. Как физически человек не может жить без воды, так и без Христа не может жить вечной жизнью.

Так же в древних рукописях не было знаков препинания (и даже пробелов между словами), так что, смысл изменяется в зависимости от того, как мы соединяем слова между собой. Поэтому существует второй вариант понимания: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет! Ведь в Писании сказано: “Из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки живой воды”».

Именно так понимался этот текст большинством восточных Отцов Церкви. Согласно их мнению, верующий, жажда которого была утолена, сам становится источником живой воды для других людей. Но очень многие Отцы западной Церкви и большинство современных комментаторов понимают текст так, как он дан в этом переводе. Согласно их представлению, источник живой воды – сам Иисус, в Нем осуществились обещания Ветхого Завета человечеству, и эта вода доступна для каждого, кто в Него поверит. Вероятно, такое понимание точнее отражает христологию 4-го Евангелия (ср. Ин 6:35, где и мысль и лексика очень близки), тем более что только в нем сказано о том, что из пронзенного копьем тела Иисуса истекла кровь и вода. Из сердца – дословно: «из живота». Живот в еврейской традиции понимался как седалище эмоций, то есть имел те функции, которые в европейской традиции приписываются сердцу. Так, например, в (Откр 10:9) Александрийский кодекс, один из древнейших манускриптов Нового Завета, заменяет «живот» на сердце. (См. также Пс 40:8 (39:9), где дословно сказано: «Твой Закон в моем животе» (в синод, переводе: «в моем сердце»). Кроме того, арамейское слово «живот» часто употреблялось метафорически в значении «человек, его личность, его сущность».

«Еще не было Духа». Великая сила может быть, но при этом недоступна, как электричество в атомной энергетике. До Пятидесятницы Духом люди не могли воспользоваться (ср.: Гал. 3:1-3). Без Голгофы не было бы Пятидесятницы. До Пятидесятницы Дух был всепроникающей силой. Теперь Он – Личность, Он - Господь (2 Кор).

Далее следуют споры. Весь этот отрывок о воде чрезвычайно труден для экзегезы и герменевтики. Но в целом содержание ясно. Жажда истины и откровения. Очищение и спасение contra ритуал.

«Вода» (Дух) будет дана верующим. Они понесут ее в мир. Как Он послан Отцом, так они будут посланы Им. Так, в это время вода в раввинистической литературе символизировала Закон. Будучи источником живой воды, Иисус заменил собой Закон. С давних пор вода также была символом Мудрости Бога (Ис 55:1; ср. Ис 44:3). В Прологе от Иоанна, где Иисус назван Логосом, то есть Мудростью Бога. Раньше, в (Ин 6:35), водой названо откровение, которое Иисус принес от Отца людям. Но особенно часто с водой сравнивался Дух (ср. Мф 3:11; Мк 1:8; Лк 3:16; Ин 1:33; Деян 1:5). В момент смерти из пронзенного бока Иисуса потекла вода (Ин 19:34), а после воскресения Он дарует Своим ученикам Дух (Ин 20:22). Ср. (1 Ин 5:8): «Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же» [1].

Хотя в сознании народа титулы Пророка конечных времен и Помазанника могли легко перетекать друг в друга, здесь они четко различаются.

В (Ин 7:27), эти люди придерживаются традиционного представления о Помазаннике как о потомке Давида, которому суждено будет восстановить могущественную империю. Зная о том, что Иисус жил в Галилее и даже назывался Назарянином, они были убеждены, что Он – галилеянин. Так как в Галилее жило много язычников, она, с точки зрения жителей Иудеи и особенно Иерусалима, была сомнительной в отношении правоверия, так что ее даже называли языческой (Мф 4:15). Вифлеем (евр. Бет-Ле́хем) – Согласно (Мих 5:2), местом рождения Мессии будет то же селение, откуда был родом Давид. В ранней раввинистической литературе подобное мнение не встречается. Знал ли Иоанн предание о том, что Мессия должен родиться от Давида в Вифлееме? Почему, если знал, не использовал?

Разные отношения к Иисусу мы встречаем у людей. Полицейские служители смущены и изумлены. Никогда не слышали ничего подобного.

Первосвященники и фарисеи высказывают презрение. Говорят людям: Невежды! Не знают Закона. Что их слушать? Закон: «Народ, не знающий закона, проклят». «О деревенщине следует отметить две вещи: не доверяй их свидетельским показаниям, не доверяй им секретов, не назначай их опекунами, не ставь их хранителями фондов, не ходи с ними в путешествие». Нельзя ходить и принимать в гости. Покупать и продавать. Высокомерие! Только невежды верят в Иисуса! В Новом Завете постоянно говорится о великом парадоксе: те, что в силу своей образованности и благочестия первыми должны были узнать Посланца Божьего, Его отвергли, а приняли Его те, кто в глазах мира ничего не стоил, кто был отверженным (ср. Мк 2:17; Лк 5:31-32; 1 Кор 1:18-31). В Евангелиях Матфея и Луки приводятся слова Иисуса, воскликнувшего: «Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных!» (Мф 11:25; Лк 10:21).

Никодим не защищает прямо, лишь цитирует Закон (Исх 23:1; Вт 1:16; 17:6), который требует справедливо выслушать. Все имеют право на защиту. Фарисеи забросали его демагогическими фразами. Не из галилейской ли черни сам Никодим? Тот замолк так как это стало опасно.

Но Иисус говорил, что Он исповедует перед Отцом того, кто исповедует Его на земле.

Далее раздел продолжает прерванный диалог Иисуса с людьми в Храме, закончившийся на том, что Он - живая вода. Далее следует спор о Нем.

Место спора - Сокровищница храма (во дворе женщин), где было 13 кружек для пожертвований («трубы»). В две первые опускали пол сикля на храм, 3-4 - на покупку двух голубей, жертва после родов, 5 - для дров на алтаре, 6 - на ладан, 7 - за чистку сосудов, 8-13 (шесть кружек) - на все остальное. В этом месте всегда много народа.

«Я - вода». Связано с ритуалом (Кущи). «Я - свет» - тоже. Свет миру – свет, также как и вода, был символом праздника Шалашей. Согласно древнему источнику, во дворе храма зажигались большие, в 23 метра высотой, золотые светильники, перед которыми танцевали верующие с факелами в руках Иллюминация Храма. Это было во дворе женщин. Четыре огромных подсвечника. Свет этих факелов заливал весь Иерусалим. До утра все плясали и пели.

«Вы видели свет Храма, пронизывающий тьму ночи? Я - свет миру. Свет в храме ярок, но гаснет, Я - свет, который будет светить вечно».

Свет жизни:

1. Свет из источника жизни (Божьей)

2. Свет, дающий жизнь.

Следовать Христу (быть Его верным учеником, рабом). Ходишь = жить.

В тексте из (Зах 14), который читался во время праздника, также содержится указание на свет. Но истинный свет – это Иисус, заменивший собой этот праздник, и эту фразу следовало бы перевести: «Это Я – свет миру». В (Мф 5:14) Иисус называет Своих учеников светом для мира, но в этом нет противоречия, ведь ученики светят отраженным светом Своего Учителя (ср. Ин 5:35).

Идти за Иисусом значит стать Его учеником. Следование также означает послушание. Свет здесь символизирует жизнь и добро, а тьма – смерть и зло. Свет жизни – Это свет, несущий жизнь (ср. Иов 33:30; кумранские рукописи). Для мысли евангелиста характерно соединение этих двух важных понятий – света и жизни.

Это евангельское чтение (Ин. 7:37–52, 8:12) выбрано ради начальных трех стихов (Ин 7:37-39). Здесь Господь говорит о «воде живой», а далее сам евангелист Иоанн поясняет: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:39). Здесь содержится указание на событие Пятидесятницы (принятие Святого Духа членами Церкви), а также объяснение, что сошествие Святого Духа могло случиться только после смерти и воскресения Христа. Именно ради этой фразы данное чтение в Уставе Великой церкви выбрано для литургии Пятидесятницы и ему отдано предпочтение перед другими текстами того же Евангелия от Иоанна, где даже более подробно говорится о Святом Духе. В этих словах евангелиста не только говорится о самой Пятидесятнице, но и указана ее связь со Страстной седмицей и Пасхой, то есть более ранними праздниками Триоди.

Замечательно, что содержание данного евангельского чтения никак не отражается в праздничных песнопениях Пятидесятницы, чему есть два объяснения: во-первых, песнопения праздника (в частности, каноны) составлены представителями палестинской традиции, где использовались другие чтения на Пятидесятницу; во-вторых, песнопения ориентированы на текст апостольского чтения. Вместе с тем содержание данного чтения хорошо представлено в гимнографии другого праздника, более раннего, — Преполовения Пятидесятницы.

 

 


[1] Глаголы, применяемые к воде, употреблялись и для описания дара Духа, например, «изливать» в (Ис 44:3). Душа, «nefesh» (это слово можно перевести как «дух»), рассматривалась как седалище жажды, потому что nefesh, вероятно, вначале означала горло... Nefesh есть также источник слов, например, в (1 Цар 1:15) говорится, что Анна изливала (обратите внимание на символизм воды) свою душу перед Господом в словах молитвы». Brown R.Е. The Gospel according to John. I-XII. P. 324.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: