По дисциплине « Методология и методы педагогических исследований»




16. Общая логика педагогического исследования студентов.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

1. Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п.

2. На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте (теоретическая модель 1). После этого мысленно создается конкретное представление о нем (теоретическая модель 2).

3. Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

4. Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.

Данная логика отражена, например, в системе задач, ведущих к достижению цели, обозначенной в исследовании Е.В. Береж-новой: выявить условия формирования методологической культуры студентов и определить способы их создания в процессе преподавания педагогики. Это следующие задачи.

1. Выявить состояние проблемы формирования методологической культуры будущего педагога в теории и на практике.

2. Раскрыть содержание понятия «методологическая культура» и охарактеризовать ее состояние у сегодняшних выпускников педвуза.

В целом эти две задачи соответствуют этапу эмпирического описания. При этом определение содержания понятия «методологическая культура» служит одним из источников построения теоретической модели.

3. Разработать представление об условиях формирования методологической культуры студентов педагогических вузов.

 

17. Общая логика и структура педагогического исследования студентов.

 

18. Методика определения цели, задачи исследования.

``Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего''

В научно-методической литературе приводятся следующие формулировки целей:

1. Разработать педагогические или научно-методические (организационно-педагогические и т.п.) основы формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо.

2. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (методические) условия (предпосылки и условия) формирования (воспитания, развития)...

3. Обосновать содержание, формы, методы и средства...

4. Разработать методики (методические системы) формирования...или, допустим, методики применения системы средств наглядности в...

5. Определить и разработать педагогические (дидактические) средства (системы средств)...

6. Разработать теоретические модели...

7. Разработать требования, критерии...

8. Педагогически обосновать что-либо, например, игровую деятельность.

 

19. Методика определения объекта, предмета, гипотезы исследования.

Объект исследования - процесс или явление, определяющее тему, цели исследования, место исследования. Объектом исследования не может быть человек; это лечебный процесс, явление, факт. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Предмет исследования - более конкретен, чем объект. Именно на предмет исследования ориентируется исследовательская работа, вследствие чего он непосредственно отражается в теме работы, это связи, действия, процедуры, происходящие с объектом, это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, часть, зависимость объекта и его свойств от каких-либо условий.

Предмет исследования отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование? Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, виды деятельности сестринского персонала, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д. Именно на предмет исследования ориентируется ВКР, что непосредственно отражается в теме работы.

Предмет исследования тесно связан с целью исследования, например,

если цель - выявить условия …, то предмет – условия …;

цель – описать методику …, то предмет – методика …;

цель – описать технологию …, предмет – технология … и т.д.

Гипотеза - предполагаемое решение проблемы. Они определяют направление научного поиска, являются основным методологическим инструментом, который организует весь процесс исследования. Гипотеза вытекает из цели и предмета исследования. Положения гипотезы должны содержать предположение, должны быть проверяемы при помощи доступных методик.

При формулировке гипотезы могут использоваться фразы:

«если…,то…»;

«при условии, что…»;

«мы полагаем, что…»;

«изучение опыта позволяет предположить, что...»,

«на основе проведенного анализа можно предположить...»

Пример гипотезы: «Рациональная организация работы медицинской сестры, основанная на утвержденных стандартах и порядках оказания медицинской помощи способствует повышению качества медицинской помощи на дому».

20. Оформление итогов научной работы.

Аннотация – это краткая общая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей, носящая пояснительный характер. Бывают краткими или развернутыми (справочными/рекомендательными).

 

Аннотация включает:

o фамилию и инициалы автора, название исследования;

o указание на объект исследования и его краткую характеристику;

o цель исследования, его новизну, указание на методологию исследования;

o основные результаты исследования.

 

Реферирование

Реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа. Изложение материала не ограничивается только описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Необходимо отразить авторскую аналитическую оценку состояния исследуемой проблемы и собственную точку зрения на возможные варианты ее решения.

 

По структуре реферат состоит из 3-х частей:

· введение (обоснование выбора темы, ее актуальность, основные цели и задачи исследования);

· основная часть состоит из 2-3 параграфов, в которых раскрывается суть исследуемой проблемы, дается оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д.;

· заключение (краткая формулировка основных видов и результатов, полученных в ходе исследования).

 

Необходимой частью структуры реферата является также список литературы, использованной в ходе работы над выбранной темой.

Конспектирование

 

Конспект – это краткое изложение или краткая запись наиболее важных моментов книги, лекции, статьи и т.д. В конспекте произведения должны быть зафиксированы название работы, ее автор, полные выходные данные.

 

Основные требования к написанию конспекта включают системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность. Полезно составить глоссарий (от греч. glossa – объяснение непонятной фразы или слова) – словарь, объясняющий малоизвестные термины, употребленные в данной работе.

 

Порядок работы над конспектом:

o определение структуры конспектируемого материала;

o отбор и последующая запись наиболее существенного содержания оригинального текста в соответствии со структурой конспекта (в форме цитат или близком к оригиналу изложении);

o формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общего вывода по всему конспекту.

Составление тезисов

 

Тезис – это положение, отражающее смысл значительной части текста; то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он подводит.

 

Работа над тезисами требует, прежде всего, умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.

 

Требования к содержанию тезисов как жанру письменной научной речи:

o тезисы передают суть уже существующего текста;

o каждый тезис должен быть доказательно обоснован, аргументирован в двух-трех следующих предложениях;

o формулировки тезисов должны быть предельно четкими, следует избегать цитирования;

o в конце тезисов необходимо сделать краткий вывод.

Подготовка доклада

 

Доклад – это результат самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

 

Докладчик должен показать свое умение провести самостоятельное исследование, преподнести его результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы. Доклад на семинаре не должен превышать 15 минут. Рекомендуется визуальное сопровождение доклада слайдами, презентацией или изложенными на доске основными тезисами.

 

Этапы работы над докладом:

o подбор и изучение основных источников по теме (не менее трех различных концепций);

o обработка и систематизация материала;

o составление глоссария малоизвестных терминов;

o подготовка выводов и обобщений;

o разработка плана доклада;

o тезисное изложение основных моментов доклада.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: