Север и Юг США к середине XIX в.в.




Армии Севера и Юга............................................................................................ 7

Основные события войны................................................................................. 8

Первый этап войны............................................................................................ 9

Второй этап войны........................................................................................... 11

Последний этап войны.................................................................................... 16

Война на море.................................................................................................. 17

Морская блокада.............................................................................................. 19

Итоги войны..................................................................................................... 21

Список использованной литературы............................................. 23

Заключение...................................................................................................... 30

 


Введение

Защищаться могут только варвары.

Ницше

Ж ивотные борются, но не ведут войн. Среди приматов только человек уничтожает себе подобных планомерно, в массовых масштабах и даже с энтузиазмом. Война относится к числу его самых замечательных изобретений. Способность заключать мир — по-видимому, достижение более позднего времени. Древнейшие письменные памятники человечества, его мифы и саги повествуют главным образом об убийствах, как умышленных, так и не очень. Стремление схватиться в рукопашную объяснятся не только примитивностью оружия. Психология человека такова, что ему доставляет больше удовлетворения выместить злобу на тех, кого он хорошо знает, то есть на своих ближайших соседях. Напрашивается вывод, что гражданская война не только старая привычка, но и первичная форма всех коллективных конфликтов. Свое классическое выражение она нашла уже две с половиной тысячи лет тому назад.

Что же такое гражданская война? Гражданская война - организованная вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы. В классово-антагонистическом обществе гражданская война представляет «...естественное, при известных обстоятельствах неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 133) - БСЭ. Исторические типы и формы гражданской войны многообразны: восстания рабов, крестьянские войны, партизанские войны, вооружённая борьба народа против правительства и т. п.

Мой реферат посвящен истории всего одной гражданской войны, а именно «Гражданской войне Севера и Юга 1861 – 1865 гг.».Но, называя это событие в истории Америки именно так, люди допускают ошибку.Более правильная терминология в отношении той войны будет Война между Штатами, Война 1861 года, Мятежная война, Война за независимость Юга. На Юге США в ходу термины также «Война», «Война сецессии», «Обреченное дело», «Великая Неприятность». Соответственно, употребление самого термина Гражданская война по отношению к событиям 1861 года некорректно.

Эта война стала переломным моментом в истории Америки. Это была самая кровопролитная война за все время существования США, в ходе которой погибло 650 тыс. человек, н только первая и единственная крупномасштабная междоусобица, охватившая всю заселенную белыми часть Америки от Атлантического побережья на востоке до Великих равнин на западе, от побережья Вермонта на севере до мексиканской границы на юге.

В реферате я попытаюсь найти возможности альтернативного развития США. Главный вопрос, который я задаю: «Могло ли быть по-другому?» И теперь я попытаюсь на него ответить.


Север и Юг США к середине XIX в.в.

Штаты Юга представляли собой особый мир, в котором главенствовали плантаторы-рабовладельцы. Они использовали самую архаичную форму эксплуатации, имея неограниченную власть над рабами, жили жизнью помещиков-аристократов, именовали себя «джентльменами», но являлись при этом капиталистическими предпринимателями. Собственность на землю и рабов была частной, в неё вкладывался капитал. Всё, что производилось рабом, за вычетом издержек на его содержание, присваивалось хозяином в виде прибавочного продукта.

Крупные плантаторы составляли небольшой процент населения: 200 тыс. чел. из 11,13 млн. населения 15-ти рабовладельческих штатов. В 1860 г. плантаторов, имевших более 20 рабов, было всего 46,3 тыс. чел., с числом рабов более 50 - 10,7 тыс. В 50-е г.г. значительно усилилась пропаганда южан, целью которой было представить рабство в патриархальном ключе, как благодеяние для негров. Влиятельная на Юге газета «Де Боуз Ревью» в статье «Благодеяния рабства»[1] писала, что положение рабов лучше, чем любого другого трудящегося класса. Между плантатором и его рабом существуют чувства привязанности и покровительства. «Работа на плантации является здоровой и наиболее восхитительной разновидностью ручного труда». Главный аргумент плантаторов заключается не столько в защите рабства, сколько в нападках на систему наемного труда. Сенатор из Южной Каролины Джеймс Хаммонд заявлял: «Разница между нами заключается в том, что мы нанимаем рабов пожизненно и хорошо компенсируем их труд; они не голодают, не попрошайничают, не знают безработицы... Вы же нанимаете поденщиков, о которых не заботитесь и труд которых плохо компенсируете»[2].

Общественность Севера сочувствовала рабам, но мало кто осмеливался выступать за их освобождение, поскольку те являлись частной собственностью плантаторов. Иногда рабы поднимали восстания (самая крупная попытка такого рода была в 1831 г.), но чаще бежали в свободные штаты, откуда могли переправиться в Канаду. Противники рабства (аболиционисты) организовали «подземную железную дорогу», как они называли тайные маршруты для беглецов, которых охраняли в пути. Огромное значение для мобилизации американской и мировой общественности против рабства в южных штатах имели аболиционистская литература и пресса. Знаменитый роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852) разошелся миллионным тиражом и был переведен на ряд языков, включая русский. В 1848 г. появилась массовая партия фрисойлеров[3], выступавшая за нераспространение рабства на новые территории.

Север с 20-х г.г. XIX века уверенно становится на путь индустриальной цивилизации. Здесь начался промышленный переворот: велось бурное строительство текстильных фабрик и других промышленных предприятий, железных дорог и каналов. Происходила урбанизация, менялась демографическая ситуация: происходил количественный рост населения, особенно за счет эмиграции из Европы. Формировалась иная социальная структура: увеличивалась доля лиц наемного труда, углубились социальные контрасты, но они еще не приобрели столь выраженного, как в Европе, антагонистического характера. Вот почему ведущей идеей для каждого северянина становится убеждение, что всего в жизни можно добиться своим собственным трудом.

Как отмечает в своих исследованиях Э. Фонер, аболиционисты были резко против сравнения природы труда на Севере с рабством негров. Они отстаивали идею о том, что суть свободы состоит не только в обладании производительной собственностью, но и в собственности на самого себя. Отчуждение, в рабовладельческой системе, этого права на самого себя, включая труд и способность распоряжаться им и его плодами по своему усмотрению, как раз и отделяло эту систему от свободы. «Право на самого себя есть фундаментальное право», являвшееся базой для всех иных прав в обществе, считал аболиционист Т. Уэлд[4].

Сравнивая шансы сторон, нельзя не поразиться тому огромному перевесу, которым с самого начала обладал Север. Его население насчитывало к 1861 г. 22 млн. чел., что вдвое превышало население Юга[5]. Кроме того, почти вся индустриальная мощь[6], 2/3 всей протяженности дорог и практически все военно-морские силы были сосредоточенны на Севере. Преимущества южан были весьма шаткими и умозрительными: с первых дней конфликта они чувствовали себя жертвами агрессии со стороны янки, и большинство из них, во всяком случае, в начале войны, были готовы грудью вставать на защиту своей свободы и независимости. «Кроме того, надо заметить, - писал один из очевидцев и первых историков гражданской войны, подполковник гвардейских шотландских стрелков Флетчер, - что Юг выказал в настоящую войну замечательный дух отваги. Как только завязалась борьба, замолкли все мелкие зависти, все мелкие соперничества и вражды, которые часто делали бесплодными порывы самого великого героизма. Все южное население было проникнуто мыслью, что сражается с иноземным врагом для защиты всего, что ему дорого»[7].

Южане могли бы использовать свое преимущество: им следовало сосредоточить силы на одном, важнейшем направлении и нанести удар прежде, чем Север успеет подготовиться и использует свои колоссальные материальные ресурсы. Только такой «блицкриг» мог бы принести надежду на успех. Но руководство Конфедерации не воспользовалось этой возможностью. Напротив, оно предпочло жесткую оборону на всех театрах боевых действий, что, учитывая подавляющее превосходство противника, не могло не привести в конечном итоге к поражению.

К 1860 г. как Север, так и Юг соглашались с тем, что южане стали отдельным народом. Они полагали, что цивилизации породили два различных типа характера. Плантаторы были храбрыми, отчаянными, щедрыми, ленивыми и честолюбивыми. А янки - расчетливыми, трудолюбивыми, болезненными, слабыми и жадными, более удачливыми в бюрократических манипуляциях.

Немаловажную роль в этом играли различия в природных и климатических условиях. Определенный отпечаток на формирование южного менталитета наложили культурно-исторические различия основания английских колоний в Северной Америке. Историки отмечали что, южные колонии основывались английскими дворянами - «стюартовскими кавалерами» - приезжавшими поправить свои денежные дела. Большинство из них были приверженцами англиканской церкви или даже католиками (Мэриленд). Значительное влияние на формирование южного общества оказало французское и испанское дворянство. Колонизация Юга была скорее не религиозной, а коммерческой, деловой. Колонисты приезжали сюда не строить новый мир, создавать «Град на холме», как пуритане. Их интересовала деньги, прибыль, а не свобода религиозных взглядов. Они вовсе не стремились к изоляции от Европы, а были заинтересованы в теснейшем торговом общении с Англией. Свидетельством коммерческой ориентации было возделывание товарных культур - индиго, риса, табака, позднее хлопка, предназначенных для сбыта на европейских рынках. Весьма показательна в этом плане зарисовка, сделанная писателем XIX века Г. Грейди, при описании похорон в округе Пикенс, штат Джорджия: «Могилу рыли в мраморной каменоломне, но надгробие привезли из Вермонта, дело происходило в полосе сосновых лесов, но деревянный гроб был сделан в Цинциннати; кладбище было недалеко от железорудной шахты, но гвозди и лопаты были питтсбургского производства, рядом паслись тысячи овец, но саван был соткан в Массачусетсе. Юг дал только тело и яму»[8].

Новая Англия становилась убежищем от религиозных преследований для ревностных пуритан, выходцев из различных социальных слоев. На Севере сразу же укоренялись буржуазный дух предприимчивости, деловитости и пуританская этика. На Юге преобладающее влияние приобретали ценностные ориентации и стереотипы дворянской культуры. Довольно верно различие между северянами и южанами подмечено в известном романе М. Митчелл словами одного из главных героев Р. Батлера: «Я родился в Чарльстоне, но последние несколько лет провел на Севере... И я видел многое, чего, никто из вас не видел. Я видел тысячи иммигрантов, готовых за кусок хлеба и несколько долларов сражаться на стороне янки, я видел заводы, фабрики, верфи, рудники и угольные копи - все то, чего у нас нет. А у нас только хлопок, рабы и спесь».

Аграрный характер цивилизации Юга придавал ему некоторое сходство со средневековой Европой. На Юге возрождался как бы рыцарский культ, выражавшийся в исключительно развитом чувстве чести, увлечении войной и военным делом, привязанности к семье, идеализации женщины (конечно, настоящей леди) и поклонении ей. На Севере честь означала богатство, респектабельность, занятия бизнесом и коммерческой деятельностью. Атрибутами рыцарского культа на Юге являлись владение оружием, верховая езда. Южане традиционно поставляли стране военных министров, высших офицеров. В то же время чувство чести южан не следует идеализировать, его понимание было весьма специфично.

Выборы 1860 года

Президентские выборы 1860 г. призваны были сыграть решающую роль в вопросе о рабстве и дальнейшем политическом господстве рабовладельцев над Союзом. Республиканцы и демократы выступили с противоположных позиций. Но важную роль играли не только политические лозунги, но и различия менталитетов. Исследователь Майкл Холт[9] утверждает, что столкновение в сфере культуры было значительнее, чем борьба идеологий. Республиканская партия, по его мнению, возникла как средство, с помощью которого реформаторы Новой Англии хотели распространить на всю американскую нацию свою культуру, включая воздержание от алкоголя, неприятие иммиграции и католицизма, равно и антирабовладельческие взгляды. Демократическая партия объединяла всех тех, кто сопротивлялся культурному вторжению новоанглийского пуританизма.

Выборы принесли победу республиканцу А. Линкольну. Как только сообщение об этом достигло южных штатов, там поднялось движение за отделение и создание независимого государства. Нация раскололась. Движение сепаратистов возглавила Южная Каролина. 20 декабря все 169 депутатов Конвента проголосовали за ордонанс об отделении, объявлявший, что «союз, существующий между Южной Каролиной и другими штатами, настоящим расторгается»[10]. В январе-феврале 1861 г. еще семь рабовладельческих штатов вышли из Союза[11]. Территория всех 11 отделившихся штатов достигла 733 144 кв. миль, что составляло 40% территории США.

Причины войны

Общепринятым является мнение о том, что Гражданская война произошла из-за рабства. Но это заблуждение. Почему оно утвердилось в истории? Во-первых, потому что историю пишет победитель, а значит, Северу это было выгодно. После окончания войны людей тех далеких времен убеждали, что воевали они за свободу рабов.

Но факты противоречат этому. Например, в Виргинии рабство было отменено еще во время войны за независимость. Приведу еще один забавный факт: когда началась война, многие генералы Юга освободили своих рабов, а генерал Грант отпустил их лишь в 1865 г. Южане вообще не очень держались за рабство, потому что численность плантаторов, у которых их была хотя бы сотня, не была высока. Отсюда можно сделать вывод: отмена рабства была лишь прикрытием.

Как мне кажется, настоящей целью было экономическое господство. Думаю, если бы у северян была возможность выращивать хлопок, они бы это сделали, и война была попыткой получить эту самую возможность. На самом деле, Юг не был отсталым в то время. Хоть и не было оружейных заводов, но армия в течение четырех лет обеспечивалась европейским оружием. Это случилось благодаря доходам южан, превышавшим доходы Севера на 10%.

Хотя боевые действия и начал Юг, но армию на чужую территорию послал Север. За что боролась Конфедерация? Здесь, в общем, нет сомнений, Союз нарушил ее независимость, и ей пришлось защищаться. А Север, требовал земель. Северяне шли воевать, чтобы «всыпать зарвавшимся плантаторам», а южане были преисполнены решимости «показать лавочникам, что они влезли не в свое дело». О судьбе негров в тот момент мало кто думал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: