Творчество Питера Брейгеля Старшего




 

Идеи художника коренятся в самом центре социальных, идеологических и политических устремлений его эпохи. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера. Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок. 1525-1569) итог сложной эволюции Нидерландского искусства XV-XVI в. Продолжая традицию Босха, Брейгель расширил тематику жанровой живописи, ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и природы. Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Он показал напряженность предреволюционной поры, национальный характер народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую энергию его праздничное мироощущение. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. Брейгель был высоко образованным, просвещенным человеком, он был далек от идеализации действительности. Он глубоко сочувствует народному движению в Нидерландах, но хорошо видит, что одно крестьянство не в силах разрешить всех жизненных противоречий. Насмешливое изображение действительности становится на долгие годы главной чертой отношения художника к миру. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей (”Пословицы”, Берлин, государственный музей).

Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации. И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Отражение мира становится непосредственным, реальным. Массивные фигуры, сгорбленные спины, грубые одежды, но Брейгель видит в народе энергию, трудолюбие, цельность. В работах отражены жестокие события современности. Под видом “Переписи в Вифлееме”, 1566 г. изображено взимание испанцами налогов с фламандского народа. В “Избиении младенцев“ представлено нападение испанского карательного отряда на мирную фламандскую деревню. Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах. Испанцы огнем и мечем подавляли восстание, охватившее страну.

Мрачные раздумье переполняют последние годы жизни художника. Убеждение в слепоте не ведающего своей судьбы человечества было выражено им в картине “Слепые”. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи. Но люди бредут своим путем, как слепые, цепляясь друг за друга, спотыкаясь на каждом шагу, и стоит поводырю упасть в ров, упадет и вся паства за ним. Брейгель не побоялся взглянуть на темные стороны человека, он следовал заветам правдивого воссоздания жизни. Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его.

 


Заключение

 

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства как, например, Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Они активно вступают на путь реалистического мировоззрения, стремятся научно обосновать явления природы, раскрыть законы природы и установить связь между наукой и искусством. Художники изучают памятники античного искусства, обращаются к науке: оптике, математике, анатомии.

Гармонической ясностью, преклонением перед красотой реальной действительности пронизаны картины художников Возрождения. Они сумели не только теоретически обосновать актуальные проблемы искусства, но и практически доказать их правильность. Изобразительное искусство эпохи Возрождения – источник мудрости, знания и высокого мастерства.

Реалистические тенденции в 20 в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, новых образных решений, новых средств художественной выразительности, о чём свидетельствует искусство таких разных мастеров, как Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон во Франции, Р. Гуттузо в Италии и др. Всё более отчётливой и последовательной становится органическая связь Р. с передовыми социально-политическими движениями времени, что приводит многих художников к освоению метода социалистического реализма.


Список литературы

 

1. Вайман С. Т., Проблемы реализма, М., 2004

2. Днепро В В., Проблемы реализма, Л., 2000

3. Иезуитов А. Н., Вопросы реализма в эстетике, Л. - М., 2003

4. Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 2003

5. Петров С. М., Реализм, М., 2004

6. Проблемы становления реализма. Материалы дискуссии, М., 2004

7. Сучков Б., Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе, 3 изд., М., 2003

8. Фарбштейн А., Теория реализма, Л., 2003.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: