Рабочий лист №1
1. Назовите теории происхождения государства у восточных славян. Представьте информацию о теориях происхождения Древнерусского государства в табличной форме, самостоятельно задав критерии для сравнения:
2. Какие сходные черты и какие различия вы можете выделить в процессе формирования государств в Западной Европе и Древней Руси?
3. Объясните, какое значение имеет 882 год в истории Древнерусского государства.
4. Объясните название и значение пути «из варяг в греки» для восточных славян.
0. Дать определение:
Гардарика-
Подсечно – огневое земледелие
Бортничество -
Городище -
Колонизация -
Вервь -
Князь -
Дружина -
Старейшина -
Варяги -
Оброк -
Уроки -
Погосты -
Реформа -
Полюдье -
Идолы -
Язычество -
Волхвы -
Вече -
Народное ополчение -
Монотеизм -
Вотчина -
- Даты:
- 862 г.
- 862 -879 гг
- 957 г.
- 910 г.
- 882 – 912 гг
- 912 -945 гг.
- 962 – 972 гг
- 980 – 1015 гг
- 988 г.
- 1019 -1054 гг
- Работа с историческими источниками.
- «В год 637 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, на Белоозере, а третий Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».
Приведите название документа и имя его автора. О событиях, какого века говориться в документе? _______________________________________________
О каком событии идет речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее трех причин. __________________________________
Каковы последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трех последствий.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из договора князя Игоря с греками 945 г.
«В год 6453 прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир… И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других в хартию:
Если кто из русских замыслит разрушить эту дружбу, то крещенные из них да примут за месть от Бога Вседержителя, и осуждение на погибель вечную, а некрещенные да не примут от Бога и от Перуна, да не защитятся они щитами своими и иным своим оружием, и да будут они рабами навеки в будущей жизни.
А великий князь русский и бояре его пусть посылают в греческую землю к великим царям Греческим корабли, сколько хотят, с послами и купцами, как установлено это для них…
Если убежит раб от Руси, то раба следует поймать, поскольку Русь пришла в страну нашего царства, если раб бежал от святого Мамы; если же убежавшего не обнаружат, то пусть наши христиане дадут присягу Руси по совей вере, а не христиане по своему закону, и пусть тогда Русь берет от нас (греках) цену рабу, как установлено прежде, по 2 шелковых за раба…»
Какова цель договора 945 года? Каков характер условий договора для Руси?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое наказание предполагалось в документе за нарушение его условий? Назовите не менее двух положений. Сделайте вывод о верованиях населения Руси в середине X века.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Из статьи «Крещение Руси и государство Русь» Д.С. Лихачева.
«Язычество не было религией в современном понимании. Это было довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в X–XII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из – под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения. Время и события требовали познания мира и истории в широких масштабах…
Истинный создатель огромной империи Руси – князь Владимир I Святославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, От Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «поставил кумира над Волховом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литературного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность общения не только с современными Руси культурами, но и с культурами прошлого. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.
Благодаря болгарской письменности христианство сразу выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению создания единого человечества.
Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться».
Какую попытку реформы язычества предпринял Владимир I?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________