Под распределением следует понимать:
- упаковку продукции;
- экспедирование;
- управление сбытом;
- хранение на складе готовой продукции поставщика;
- складское хозяйство для готовой продукции;
- транспортировку продукции до склада потребителя;
- транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.
Такой подход характеризует содержание сбытовой деятельности. Поэтому к функциям распределения относятся:
1) определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
2) накопление, сортировка, размещение запасов готовой продукции;
3) установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказанию услуг потребителям;
4) выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.
Виды распределения:
А. Коммерческое распределение охватывает преимущественно функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, то есть управления сбытовой деятельностью в узком смысле этого слова.
Б. Канальное распределение связано прежде всего с такой категорией как канал распределения. Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
В. Физическое распределение представляет собой функции хранении, транспортировки, складирования, переработки и т. п.
Синтезируя понятия «логистика» и «распределение» получаем следующее определение: «Распределительная логистика» - это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.
|
Распределительная логистика строиться на общих логистических принципах:
-координация всех процессов товародвижения;
-интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг;
-адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и запросам покупателей;
-системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;
-комплексность, то есть решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платёжеспособного спроса покупателей;
-рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.
Основными задачами распределительной логистики являются:
1) максимизация прибыли предприятия при более полном удовлетворении спроса потребителей;
2) эффективное использование производственного аппарата предприятия за счёт оптимальной загрузки производственных мощностей заказами потребителей;
3) рациональное поведение на рынке с учётом его постоянно меняющейся конъюнктуры.
Функции распределительной логистики производны от сбытовых функций товаропроизводителя и включают:
а) реалистичную оценку платёжеспособного спроса потребителей;
б) формирование рационального портфеля заказов товаропроизводителя;
в) оптимальную загрузку производственных мощностей заказами потребителей;
г) разработку ассортиментного плана производства и организацию его исполнения;
д) проведение количественной и качественной приёмки готовой продукции и предпродажной подготовки товаров;
|
е) установление хозяйственных связей по поставкам готовой продукции и выбор каналов товародвижения;
ж) проектирование каналов распределения готовой продукции и их оптимизацию;
з) формирование спроса и стимулирование сбыта;
и) создание складского и тарного хозяйства, системы хранения, переработки и транспортировки готовой продукции;
к) организацию послепродажного обслуживания и оказание услуг потребителям;
л) планирование, анализ, контроль и регулирование сбытовой деятельности.
4. Основные формы организации распределительной логистики.
Цели, задачи и функции распределительной логистики требуют определённых форм её организации, то есть определённым образом организованного процесса сбыта готовой продукции. Организация распределительной логистики включает:
1) организацию процесса сбыта готовой продукции с учётом принципов и методов логистики;
2) организацию управления сбытом как совокупность логистических операций, логистических цепей и логистических систем;
3) организацию взаимодействия участников сбытовой деятельности, то есть субъектов распределительной логистики.
Распределительная логистика как совокупность взаимосвязанных логистических операций может быть описана в терминах операционных систем. Операционная система распределительной логистики состоит из 3-х подсистем:
- перерабатывающей подсистемы;
- подсистемы обеспечения;
- подсистемы планирования и контроля.
Удовлетворение спроса потребителей - есть результат взаимодействия всех перечисленных подсистем.
|
Рис.1. Операционная система распределительной логистики.
1. Внешняя среда. | 4. Подсистема планирования и контроля. | 7. Внутренняя организация. |
2. Платёжеспособный спрос. | 5. Перерабатывающая подсистема. | 8. Товары и услуги. |
3. Ресурсы предприятия. | 6. Подсистема обеспечения. | 9. Заёмные средства. |
Перерабатывающая подсистема непосредственно выполняет сбытовую работу, преобразуя сигналы рынка о платёжеспособном спросе потребителей в необходимые рынку товары и услуги. Эта подсистема выполняет операции по ассортиментной загрузке производства, количественной и качественной приёмке готовой продукции, организации её хранения и подготовке к потреблению, продвижению товаров на рынок по каналам распределения и товародвижения, допродажному и послепродажному обслуживанию потребителей.
Подсистема обеспечения создаёт материально-вещественные и финансово-трудовые условия для нормального функционирования перерабатывающей подсистемы. Она включает:
производственное обеспечение сбыта вплоть до производства товаров и услуг пол заказам потребителей, материально-техническое обеспечение сбытовой деятельности вплоть до создания складов, транспортных, торговых и иных коммуникаций, финансовое обеспечение производства и реализации продукции вплоть до финансирования рекламных компаний, кадровое обеспечение сбытовых служб предприятия вплоть до профессионального обучения торгового персонала.
Подсистема планирования и контроля может быть названа управляющей подсистемой. Она вырабатывает команды для других подсистем, получает информацию о их реакции на управляющее воздействие и вносит корректива в поведение участников сбытовой деятельности в соответствии система принятыми целями и задачами. Выработка и принятие решений в данной подсистеме осуществляется под активным влиянием внешней среды (экономической, правовой, политической и т. п.) и система учётом внутренней организации сбытовой деятельности предприятия (состав службы сбыта, содержание и распределение функций по подразделениям предприятия).
Многообразие стратегических и оперативных задач предприятия выдвигает перед распределительной логистикой проблему определения приоритетов их решения, что возможно успешно выполнить при наличии критерия оптимальности или целевой функции. Чаще всего в качестве целевой функции распределительной логистики выступает максимизация прибыли предприятия при полном удовлетворении платёжеспособного спроса потребителей. В процессе проверки задач по целевой функции осуществляется их ранжирование и выбраковка неэффективных направлений сбытовой деятельности.
Принятые задачи закладываются в планы сбыта, которые целесообразно разрабатывать на альтернативной основе. Многовариантность планирования сбыта позволяет выбрать достаточно оптимальный план как с точки зрения конечных результатов, так и с позиции эффективного использования ограниченных ресурсов.
Результативность операционной системы принято оценивать через эффективность операций.
ЭЛО = ПЭЛ -- СЛО,
где ЭЛО - эффективность логистической операции;
ПЭЛ - полезный эффект логистической операции;
СЛО - затраты на осуществление логистической операции.