Протокол обследования
Ребенка общего и речевого развития ребенка с ОНР 5-6 лет
Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
____________________________________________________________________________________________________________
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель) ___________________________________________________________________________________
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________
____________________________________________________________________________________________________________
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Состояние ручной моторики:
Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук) ___________________________________________________________
Кинетическая основа движений («Игра на рояле» ведущей рукой) __________________________
(Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой) _______________________________________________
Навыки работы с карандашом (умение рисовать прямую, ломаную, замкнутую линии, человека) _______________________________________________________________________________________________
|
____________________________________________________________________________________________________________
Манипуляции с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________
Состояние мимической мускулатуры:
Закрыть правый глаз, левый глаз __________________________________________________________________
Поднять, нахмурить брови __________________________________________________________________________
Надуть щеки, втянуть щеки _________________________________________________________________________
Наморщить нос ________________________________________________________________________________________
Артикуляционная моторика:
Нижней челюстью:
- открыть и закрыть рот;
- подвигать вправо-влево;
Губами:
- «Улыбочка»;
- «Трубочка»;
- «Улыбочка-трубочка»;
Языком:
- «Лопаточка»;
- «Иголочка»;
- «Лопаточка-иголочка»;
- «Качели»;
- «Часики»;
- «Чашечка»;
- «Вкусное варенье».
Мягким нёбом:
- Широко открыть рот и зевнуть.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫРЕЧИ
Состояние звукопроизношения:
а) гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
|
б) глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком
звучании;
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
в) свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
г) сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]
позиция нарушения звука:
- изолированно _________________________________________________________________________________;
- в словах ________________________________________________________________________________________;
- в предложениях _______________________________________________________________________________;
характер нарушения звукопроизношения:
- замена __________________________________________________________________________________________;
- искажение _____________________________________________________________________________________;
|
- смешение ______________________________________________________________________________________;
- пропуск ________________________________________________________________________________________;
Состояние дыхательной и голосовой функции:
- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);
- объем дыхания (достаточный, недостаточный);
- продолжительность речевого вдоха ______________________________________________________;
- сила голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);
- модуляция голоса (модулированная, немодулированная).
Состояние просодических компонентов речи:
- характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный);
- характер ритма (нормальный, дисритмия);
- паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;
- способность употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Состояние фонематического восприятия:
1) Различение оппозиционных звуков. Отраженное повторение цепочки слогов:
ба-па-ба па-ба-па
да-та-да та-да-та
га-ка-га ка-га-ка
та-тя-та тя-та-тя
са-за-са за-са-за
ша-жа-ша жа-ша-жа
2) Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:
почка – бочка;
трава – дрова;
корка – горка;
сова – софа.
3) Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:
суп – зуб;
челка – щелка;
сайка – чайка;
галка – галька.
Состояние фонематического анализа и синтеза:
1) Выделить звук вначале слова, который звучит дольше всех (логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук): астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.
2) Выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.
3) Выделить первый звук в слове: мост, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.
4) Определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.
5) Определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.
Состояние звукослоговой структуры слов:
Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Показываем картинку и называем соответствующее ей слово или предложение. Затем просим ребенка повторить это слово или предложение.
1) Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.
2) Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.
ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ
Состояние пассивного словаря:
1) Показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.
2) Показать на картинках предметы (словарь существительных – картинки с изображениями по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы»): куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.
3) Умение обобщать. Выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».
4) Понимание глаголов. Показать на картинках конкретные действия:
- девочка сидит, стоит, лежит, идет;
- мальчик ест, пьет, читает, рисует;
- летит, плывет, идет, прыгает, ползет.
5) Понимание прилагательных. Показать на картинках определенные признаки предметов:
- большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный;
- круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».
6) Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.
- Показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой»;
- Ребенку предлагается ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Показать. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».
Понимание различных форм словоизменения:
1) Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Показать на картинках изображения предметов, животных: глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.
2) Дифференциация предложно-падежных конструкций. Показать на картинках указанные изображения: цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца, цыпленка, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.
3) Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать на картинке изображения предметов: носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.
4) Дифференциация глаголов с различными приставками. Последовательно показать на картинках конкретные действия: птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.
Понимание отдельных предложений и связной речи:
1) Понимание предложений. Показать картинку с конкретным изображением:
- «Собака бежит за мальчиком»;
- «Мальчик бежит за собакой».
2) Понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, сначала рассказываем ее с опорой на картинку и только после этого задаем по ней вопросы или просим показать картинки.
«Колобок»:
- «Кто испек Колобка?»;
- «Из чего бабка испекла Колобка?»;
- «Куда покатился Колобок?»;
- «Кого первого встретил Колобок в лесу?»;
- «Какую песенку спел Колобок зайчику?»;
- «Кого он встретил потом?»;
- «Почему Колобок сел лисе на нос?».