ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ




Протокол обследования

Ребенка общего и речевого развития ребенка с ОНР 5-6 лет

 

Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________________________________________________

 

АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

 

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) ______________________________________________________

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ___________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

____________________________________________________________________________________________________________

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель) ___________________________________________________________________________________

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ____________________________________________________________________________________________________________

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ___________

____________________________________________________________________________________________________________

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________________

 

СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ

 

Состояние ручной моторики:

Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук) ___________________________________________________________

Кинетическая основа движений («Игра на рояле» ведущей рукой) __________________________

(Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой) _______________________________________________

Навыки работы с карандашом (умение рисовать прямую, ломаную, замкнутую линии, человека) _______________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Манипуляции с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ______________________________________________________________________________

 

Состояние мимической мускулатуры:

Закрыть правый глаз, левый глаз __________________________________________________________________

Поднять, нахмурить брови __________________________________________________________________________

Надуть щеки, втянуть щеки _________________________________________________________________________

Наморщить нос ________________________________________________________________________________________

 

Артикуляционная моторика:

Нижней челюстью:

- открыть и закрыть рот;

- подвигать вправо-влево;

Губами:

- «Улыбочка»;

- «Трубочка»;

- «Улыбочка-трубочка»;

Языком:

- «Лопаточка»;

- «Иголочка»;

- «Лопаточка-иголочка»;

- «Качели»;

- «Часики»;

- «Чашечка»;

- «Вкусное варенье».

Мягким нёбом:

- Широко открыть рот и зевнуть.

 

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫРЕЧИ

 

Состояние звукопроизношения:

а) гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

позиция нарушения звука:

- изолированно _________________________________________________________________________________;

- в словах ________________________________________________________________________________________;

- в предложениях _______________________________________________________________________________;

характер нарушения звукопроизношения:

- замена __________________________________________________________________________________________;

- искажение _____________________________________________________________________________________;

- смешение ______________________________________________________________________________________;

- пропуск ________________________________________________________________________________________;

б) глухие и звонкие парные согласные [п-б], [в-ф], [д-т], [г-к] в твердом и мягком

звучании;

позиция нарушения звука:

- изолированно _________________________________________________________________________________;

- в словах ________________________________________________________________________________________;

- в предложениях _______________________________________________________________________________;

характер нарушения звукопроизношения:

- замена __________________________________________________________________________________________;

- искажение _____________________________________________________________________________________;

- смешение ______________________________________________________________________________________;

- пропуск ________________________________________________________________________________________;

в) свистящие, шипящие, аффрикаты [с], [с,], [з], [з,], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]

позиция нарушения звука:

- изолированно _________________________________________________________________________________;

- в словах ________________________________________________________________________________________;

- в предложениях _______________________________________________________________________________;

характер нарушения звукопроизношения:

- замена __________________________________________________________________________________________;

- искажение _____________________________________________________________________________________;

- смешение ______________________________________________________________________________________;

- пропуск ________________________________________________________________________________________;

г) сонорные [р], [р,], [л], [л,], [м], [м,], [н], [н,]

позиция нарушения звука:

- изолированно _________________________________________________________________________________;

- в словах ________________________________________________________________________________________;

- в предложениях _______________________________________________________________________________;

характер нарушения звукопроизношения:

- замена __________________________________________________________________________________________;

- искажение _____________________________________________________________________________________;

- смешение ______________________________________________________________________________________;

- пропуск ________________________________________________________________________________________;

 

Состояние дыхательной и голосовой функции:

- тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное);

- объем дыхания (достаточный, недостаточный);

- продолжительность речевого вдоха ______________________________________________________;

- сила голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой голос);

- модуляция голоса (модулированная, немодулированная).

 

Состояние просодических компонентов речи:

- характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный);

- характер ритма (нормальный, дисритмия);

- паузация (правильно или нет, расставляет паузы в речевом потоке) речи;

- способность употреблять основные виды речевой и эмоциональной интонации: повествовательная, вопросительная, восклицательная.

 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

 

Состояние фонематического восприятия:

1) Различение оппозиционных звуков. Отраженное повторение цепочки слогов:

ба-па-ба па-ба-па

да-та-да та-да-та

га-ка-га ка-га-ка

та-тя-та тя-та-тя

са-за-са за-са-за

ша-жа-ша жа-ша-жа

 

2) Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

почка – бочка;

трава – дрова;

корка – горка;

сова – софа.

 

3) Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Показать картинку с указанным изображением:

суп – зуб;

челка – щелка;

сайка – чайка;

галка – галька.

 

Состояние фонематического анализа и синтеза:

1) Выделить звук вначале слова, который звучит дольше всех (логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук): астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

2) Выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.

3) Выделить первый звук в слове: мост, банка, тапки, вода, дом, чайник, щетка.

4) Определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.

5) Определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

Состояние звукослоговой структуры слов:

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Показываем картинку и называем соответствующее ей слово или предложение. Затем просим ребенка повторить это слово или предложение.

 

1) Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка.

2) Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

 

ИМПРЕССИВНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

 

Состояние пассивного словаря:

1) Показать на сюжетной картинке отдельные предметы и части предмета: мальчика, девочку; голову мальчика, голову девочки; руки мальчика, ноги мальчика, руки девочки, ноги девочки; живот и шея мальчика, девочки; дом, крышу дома; окна и дверь дома, балкон и трубу на крыше дома; стул, ножки стула, спинка стула, сиденье стула; машину, колеса машины; кабину и кузов грузовика; собаку, уши собаки, глаза собаки; туловище и голову собаки.

2) Показать на картинках предметы (словарь существительных – картинки с изображениями по лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние птицы»): куклу, мишку, машинку, чашку, тарелку, ложку, шапку, куртку, платье, сапоги, ботинки, туфли, кресло, диван, шкаф, капусту, помидор, репку, яблоко, грушу, апельсин, петуха, гуся, утку.

3) Умение обобщать. Выбрать картинки по темам: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты».

4) Понимание глаголов. Показать на картинках конкретные действия:

- девочка сидит, стоит, лежит, идет;

- мальчик ест, пьет, читает, рисует;

- летит, плывет, идет, прыгает, ползет.

5) Понимание прилагательных. Показать на картинках определенные признаки предметов:

- большая чашка, маленькая; красный шар, синий; сладкая еда, кислая; круглый торт, квадратный;

- круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; то, про что можно сказать «сладкое», «горькое», «холодное», «горячее».

6) Понимание ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки.

- Показать картинку «Собака бежит за мальчиком», а потом – картинку «Мальчик бежит за собакой»;

- Ребенку предлагается ряд заданий и вопросов по сказке «Колобок»: «Что испекла бабка? Показать. Кого встретил Колобок в лесу? Покажи. Кто съел Колобка? Покажи».

 

Понимание различных форм словоизменения:

1) Дифференциация единственного и множественного числа имен существительных. Показать на картинках изображения предметов, животных: глаз – глаза; окно – окна; стул – стулья; лист – листья.

2) Дифференциация предложно-падежных конструкций. Показать на картинках указанные изображения: цыпленка, стоящего в корытце, на корытце, у корытца, цыпленка, который прыгает со ступеньки, гонится за бабочкой, спрятался под крыльцом, ходит по крыльцу.

3) Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Показать на картинке изображения предметов: носок – носочек; чашку – чашечку; окно – окошечко.

4) Дифференциация глаголов с различными приставками. Последовательно показать на картинках конкретные действия: птицу, которая вылетает из клетки; влетает в клетку.

 

Понимание отдельных предложений и связной речи:

1) Понимание предложений. Показать картинку с конкретным изображением:

- «Собака бежит за мальчиком»;

- «Мальчик бежит за собакой».

2) Понимание содержания знакомых сказок. Сначала выясняем, знакома ли ребенку сказка. Если ребенку сказка незнакома, сначала рассказываем ее с опорой на картинку и только после этого задаем по ней вопросы или просим показать картинки.

«Колобок»:

- «Кто испек Колобка?»;

- «Из чего бабка испекла Колобка?»;

- «Куда покатился Колобок?»;

- «Кого первого встретил Колобок в лесу?»;

- «Какую песенку спел Колобок зайчику?»;

- «Кого он встретил потом?»;

- «Почему Колобок сел лисе на нос?».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: