Изучение нового материала. Занятия №119,120.




25.05.2020

Занятия №119,120.

Тема «Стилевая выразительность. Стиль эпохи и авторский стиль»

Изучение нового материала.

СТИЛЬ (от греч. stilos – остроконечная палочка для письма, манера письма, почерк), выбор определенного ряда речевых норм, характерных средств художественной выразительности, выявляющих авторское видение и понимание действительности в произведении; предельное обобщение сходных формальных и содержательных особенностей, характерных черт в различных произведениях одного периода или эпохи («стиль эпохи»: Ренессанс, барокко, классицизм, романтизм, модернизм).

Стиль эпохи – это то своеобразие, которое позволяет сразу определить в какую историческую эпоху создано произведение искусства. В стиле прописан высший смысл духовной жизни эпохи.

С тиль эпохи – наиболее абстрактный уровень стилевого единства. Изнутри самой эпохи стилевое единство, как правило, ощущается слабо, люди склонны подчеркивать различия, а не сходства, но на фоне других эпох стилевое единство просматривается достаточно отчетливо. Именно поэтому говорят о едином стиле Античности, Средневековья, Возрождения и т.д.

 

 

Стиль эпохи - утверждение духовных и моральных ценностей человека.

Возникновение понятия стиля в истории европейской литературы тесно связано с рождением риторики – теории и практики красноречия и риторической традиции. Стиль подразумевает выучку и преемственность, следование определенным речевым нормам.

Период от античности до 1830-х годов в истории литературы принято называть «классическим», т.е. таким, для которого было естественно мышление «образцами» и «традициями» (classicus по-латински и значит «образец»).

Стиль невозможен без подражания, без признания авторитетности слова, освященного традицией. Подражание при этом представлялось поэтам и прозаикам не как слепое следование, копирование, а как творчески продуктивное состязание, соперничество. Заимствование являлось заслугой, а не пороком. Это означало говорить то же самое по-иному, внутри готовой формы и заданного содержания находить свое.

Пример. М.В. Ломоносов в Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747) переложил в одическую строфу период из речи древнеримского оратора Цицерона. Сравните:

«Другим радостям нашим ставят пределы и время, и место, и возраст, а эти занятия юность нашу питают, старость услаждают, в счастье нас украшают, в несчастье прибежищем и утешением служат, радуют нас дома, не мешают в пути, с нами они и на покое, и на чужбине, и на отдыхе». (Цицерон. Речь в защиту Лициния Архия. Пер. С.П. Кондратьева)

 

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покои сладки и в труде.

 

(М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны)

 

Эпоха Просвещения – под таким названием вошли в историю 17-18 века. Это время, когда разум и образование правили бал. Просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе. Просвещение дало литературе новые жанры: роман воспитания, семейная драма и философская повесть. Основные имена эпохи Просвещения во Франции – мыслители Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Вольтер, в Германии - Гете, Шиллер, Кант, в Англии – Кавендиш, Уатт и Филдинг, в России - Михаил Ломоносов и Александр Радищев.

Однако господство определенного стилевого направления в литературе эпохи просвещения не прослеживается.

Эпоха романтизма (конец 18 – середина 19 века) — время становления абсолютно нового мировоззрения, которое утверждало единение человека и природы, естественное начало и первостепенность чувств. Душевные любовные переживания стали основой романтизма. Язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии. Меланхолия, грусть, неизбывная скорбь, отчаяние – настроения, отличающие романтическую литературу.

Первыми представителями романтизма считаются Вильгельм Ваккенродер и Август Шлегель из Германии. Ярчайшими представителями Англии считались Джордж Байрон, Уильям Блейк, Джон Китс, Перси Шелли, в США - Генри Логфелло, Вашингтон Ирвинг и Джеймс Купер, в Италии - Леопарди и Фосколо, в Польше - Красинский и Словацкий.

 

Основоположниками романтизма в России считают Жуковского и Батюшкова. Благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков — баллада. Романтизм прослеживается в литературных сочинениях Пушкина, Гоголя и Лермонтова. Эпоху романтизма в русской литературе закончил Тютчев, который считается последним классиком, писавшем в романтическом стиле.

Реализм, возникший во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений, сменил романтизм в середине 19 века и стал господствующим направлением в европейской культуре. Основой реалистической литературы стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности, проявление интерес к повседневным событиям и «обычным» людям.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Автор описывает мир таким, каким он его видит. Это выражается и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, и в описании душевных терзаний литературных героев как напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно. Писатели-реалисты: Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, Гоголь и Чехов, Толстой, Достоевский и Гончаров.

Стиль эпохи реализма:

1. Естественность речи, соответствующей нормам живого разговорного языка (при этом процесс этот двоякий: литература вбирает живую речь, но в свою очередь создаёт нормы современной языковой культуры). Нормы литературного языка, созданные русскими классиками 19 в., по настоящее время сохраняют свою силу, хотя за это время произошли и перемены в языковой культуре, которые отразились в новейшей литературе. В западной литературе, например, Э. Хемингуэй стремился очистить язык от всего лишнего, сделать его предельно лаконичным и вместе с тем многозначным (в этом суть «честной прозы», культивируемой писателем). Наряду с этой тенденцией в литературном стиле 20 века наблюдается и возрождение поэтизмов (троп, метафор, экспрессивной образности) в прозаической речи; эту манеру представляют И. Бабель, У. Фолкнер, М. Астуриас и др..

2. Безличного автора сменил живой, участвующий в действии рассказчик; значительная часть «молодой» прозы заговорила от первого лица. Привычная форма рассказа «в третьем лице», прочно устоявшаяся в прозе предшествующего периода, отступила назад. Критика видела в этом «стремление к достоверности», желание молодых прозаиков внушить читателю мысль о своём личном участии в происходящем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: