Прогулка 11: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БАБОЧКАМИ
Цели: уточнять и обогащать знания о насекомых; учить узнавать по характерным признакам внешнего вида бабочку и муравья; сравнивать насекомых по особенностям строения (наличие и отсутствие крыльев), характер передвижения.
- Рассмотрите насекомых. Каких насекомых вы знаете и видели уже на улице? Бабочки очень красивые и нежные создания. Расскажите о полете этих красивых насекомых. Сколько у них крыльев, как они машут, какого цвета крылья? Какого они размера? Бабочки очень хорошо маскируются от врагов. Сложив вертикально крылья, поворачиваются по отношению к солнцу так, что тень превращается в незаметную линию, либо распластываются, прижавшись к стволу дерева или листу, окрашенному так же, как наружная поверхность их крыльев.
Приметы: дым от трубы стелется по земле - к похолоданию; днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.
Поговорки и пословицы: была бы водица, а трава народится; вода на лугу - сено в стогу.
Стихотворения.
Тонкие нежные крылья,
Словно цветов лепестки,
Покрыты нектаром, как пылью,
На тельце ее волоски.
Она, как нарядный цветочек,
Всегда наш порадует глаз.
И ты назовешь, несомненно,
Кому посвящен мой рассказ.
Пусть живут пауки, бабочки, стрекозы,
Мухи, комары и мошки - В природе все они важны.
Природе нашей насекомые нужны!
Загадки.
Над цветком цветок тот пляшет,
Веерками крыльев машет.
Так прекрасен, так хорош.
Но на клумбе не найдешь. (Бабочки.)
Шевелится у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».
Подвижные игры «Жмурки с колокольчиком», «Кот Васька».
Прогулка 12: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЦВЕТАМИ
Цели: учить различать характерные признаки растений; воспитывать умение любоваться красотой цветов, бережное отношение к ним.
- Какие изменения произошли на цветочных клумбах? Как они изменились по сравнению с прошедшим наблюдением (появились новые всходы, листочки, бутоны, изменился цвет тычинок). Найдите все составные части растения. Какие цветы растут на разных клумбах? Вывод: цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и в скверах. Их сажают для того, чтобы вокруг было красиво и все любовались ими.
Приметы: северный ветер к ночи стихает; птицы запели в дождь - скоро будет ясно.
Поговорки и пословицы: без дождя и травка не растет; весна днем красна.
Стихотворение.
МАЙ
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай! Что за месяц? Это май!
Мы посадим тут цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие - все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет - лучше нашей клумбы нет. Загадка.
Она под осень умирает И вновь весною оживает.
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растет, цветет все лето.
Коровам без нее - беда:
Она их главная еда. (Трава.)
Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом). Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом (не бывает).
Снег зимой (бывает).
Мороз летом (не бывает).
Капель летом (не бывает).
Дидактическая игра «Да или нет».
Подвижные игры «Через ручеек», «Жмурки с колокольчиком».
Прогулка 13: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОЛНЦЕМ
Цель: развивать умение самостоятельно находить новые признаки в неживой природе.
Вспомните погоду зимой. (Было холодно, пасмурно, солнце закрывали тучи или облака, птиц и насекомых не было видно.) Что изменилось сейчас? (Ярко светит солнце, поют птицы, летают насекомые. Благодаря свету и теплу, распустились листья и цветы, прилетели птицы, появились насекомые.)
Приметы: солнце в туман садится - к дождю; багровые зори - к ветру.
Поговорки и пословицы: вздел Ярило зиму на вилы; весна красна цветами.
Стихотворение «Солнце отдыхает».
Загадки.
Доброе, хорошее на людей глядит,
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
Бродит одиноко огненное око Всюду, где бывает, взглядом согревает.
(Солнце.)
Опыт «Солнце высушивает предметы».
Цель: Выявить способность солнца нагревать предметы.
Материал: кукольная одежда, мяч, лейка.
Ход опыта: Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песо- чек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце прогревает предметы.
Дидактическая игра «Отгадай-ка!», «Бывает - не бывает» (с мячом).
Подвижные игры «Птички и кошка», «Через ручеек».