Чтение как коммуникационно познавательный процесс




 

1.Понятие «чтение». Чтение как средство и цель процесса обучения иностранному языку

Чтение представляет собой важнейшее средство опосредованной коммуникации. Чтение, прежде всего, информационный процесс, направленный на получение информации, содержащейся в письменном тексте.

Чтение в основной школе рассматривается как цель и средство обучения. Чтение как цель обучения предполагает развитие умения читать тексты трех типов (общественно-политические, научно-популярные и художественные). Программа по иностранным языкам предусматривает также уметь читать тексты с охватом общего содержания и извлекать полную информацию из прочитанных текстов; уметь пользоваться справочной литературой при чтении (словарем, лингвострановедческим и грамматическим справочником).

Чтение как средство обучения предполагает расширение словарного запаса обучающихся; запоминание языкового материала при обильном чтении, совершенствование фонетических навыков; использование информации из текстов как базы для обучения говорению.

Чтение - это сложный вид речевой деятельности, который состоит из двух сторон - технической и смысловой. Психологией чтения (З. И. Клычникова) установлено, что опытный читатель воспринимает не отдельные буквы, а целые слова и даже короткие предложения. Движение глаза носят скачкообразный характер, восприятие и узнавание слов происходит во время пауз с учетом доминирующих букв. Восприятие слов происходит при чтении по-разному - по первым буквам слова, по доминирующим буквам, по ранее созданному образу слова (вследствие действия закона избыточности восприятия), на основе развитого навыка чтения. Слова при чтении узнаются целостно с учетом их существенных отличительных признаков (1-я сигнальная система). Затем эти признаки уточняются, исходя из значения слова (2-я сигнальная система).

Для создания хорошей техники чтения необходимо образование комплекса временных нервных связей между зрительными, слуховыми и двигательными участками коры головного мозга. Для того чтобы добиться временных нервных связей, необходимо не только многократное подкрепление идентичных зрительных раздражителей, но и дифференцированное торможение в виде сходных образов.

Чтение - важнейший вид коммуникативно-познавательной деятельности.

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил:

«Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием, то есть рецепцией и пониманием информации. В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности. В чтении выделяют содержательный план, то есть о чём текст, и процессуальный план - как прочитать и озвучить текст. В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного, в процессуальном - сам процесс чтения, то есть соотнесение графем с фонемами; формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и просебя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом содержания. В отечественной методике выделение видов чтения проводится с учётом его психологической стороны, педагогических и методических фактов. В зависимости от психических процессов, сопровождающих чтение, выделяются аналитическое и синтетическое чтение, чтение вслух и про себя. Педагогическая классификация обращает внимание на организационную сторону учебного процесса, по месту работы выделяются классное чтение и домашнее чтение; по форме организации: индивидуальное чтение и групповое чтение или хоровое.

Методическая классификация учитывает методические факторы, делая акцент на целую установку и условия, определяющие учебно-речевую деятельность: учебное и коммуникативное чтение. Процесс чтения, как известно, базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированный зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом. При чтении человек не только видит текст, но и проговаривает его про себя и одновременно как бы слышит себя со стороны. Именно благодаря механизму внутреннего проговаривания и происходит сличение графического и слухомоторного образов.

Важнейшим психологическим компонентом процесса чтения является механизм вероятного прогнозирования, которое проявляется на смысловом и вербальном уровнях. Умение предугадать о дальнейшем развитии событий по заголовку, первому предложению и другим сигналам текста (смысловое прогнозирование). Умение по начальным буквам угадать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, построение абзаца (вербальное прогнозирование). Развитию прогностических умений способствует выдвижение гипотез и система ожиданий читающего, приводящая в действия непрерывное построение структуры знаний в голове читающего, активизирующая его фоновые знания, языковой опыт. Процесс подготовки создания к восприятию информации побуждает читающего вспоминать, догадываться, предполагать, то есть включать способности своей долговременной памяти и своего личного и социального опыта. Согласно Ф. Смиту, при чтении необходимы два вида информации: визуальная (из напечатанного текста) и не визуальная (понимание языка, знаний).

Учебное чтение выступает в качестве средства обучения, и реализуются в процессе формирования механизмов чтения, операций и действий, составляющих процессы восприятия и понимания. Такие как, зрительное восприятие и узнавание. Соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми. Предвосхищение или вероятное прогнозирование, смысловая догадка. Быстрое и безошибочное восприятие и узнавание графических образов лексико-грамматических единиц, письменного текста подразумевает сформированность рецептивных, технических и лексико-грамматических навыков.

1. Мотивированность - она реализуется в сложном взаимодействии потребностей, мотивов, интересов и цели результата. Первичной и не всегда осознанной потребностью, побуждающей к чтению можно считать коммуникативную потребность в получении той или иной информации. Конкретное содержание потребности в чтении раскрывается в читательских мотивах. Мотивами чтения являются внутренние побуждения читающего, которые выступают в форме представления тех или иных качеств печатного произведения.

Чтение - поли мотивировано, оно отвечает не одному, а нескольким действующим мотивам, которые образуют сложную структуру. К фактам, побуждающим человека читать, относятся внешние стимулы чтения или так называемые «стимуляторы», которые не редко смешивают с мотивами.

2. Активность. Чтение характеризуется активностью. Активность необходимо развивать на любом возрастном этапе, так как она является одним из условий успешности чтения, в частности понимания читаемого. Для этого необходимо изыскивать приёмы обучения, направленные на активизацию учащихся. Главными являются проблемные задачи.

3. Целенаправленность. Как известно, под целями понимаются результаты деятельности. Человек берётся за чтение, имея определённую цель. Берясь за чтение, человек преследует некоторые цели:

- навести справку, проверить данные, удостовериться во мнении;

- изучить что-нибудь основательно;

- получить дополнительные сведения о чём - либо;

4. Связь с мышлением. Мышление - это формирующаяся способность к решению разнообразных задач. Мышление в ходе чтения присутствует и предполагает активную внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата. В ходе чтения мышление человека проявляется в том, что оно позволяет проникнуть в суть читаемого, проанализировать его, понять смысл читаемого, цель, которую преследует автор, то есть мышление обеспечивать читаемого на всех уровнях и определяет отношение к прочитанному.

5. Связь с другими видами человеческой деятельности. Чтение является одним из видов речевой деятельности, оно связано с говорением, аудированием, письмом. Но как вид речевой деятельности чтение связано и со всей другой деятельностью человека. Нет ни одной сферы деятельности человека, где не используется чтение. Согласно классификации М. С. Кагана, человеческая деятельность подразделяется на: познавательную, преобразовательную, ценностно-ориентационную и общение. Чтение как деятельность, несомненно, имеет связи с каждым из видов человеческой деятельности. Из этого можно сделать вывод, что познавательная деятельность человека осуществляется, главным образом, посредством чтения. Связь чтения с преобразовательной деятельностью весьма своеобразна. Познанное человеком в процессе чтения используется в качестве «орудия» в трудовой, профессиональной деятельности. Многие считают, что обучать чтению намного легче, чем видам речевой деятельности. О.А. Розанов отмечает, что «чтение» представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объёмом познавательной работы мозга.

Иногда чтение называют пассивным видом деятельности, но глубоко заблуждаются. Чтение возможно лишь при постоянной активности читающего «Активность, по мнению И.М. Бермана - является обязательным условием не только проникновения в смысловую сторону текста, но и восприятия его формальной стороны, без опоры на которую понимание текста не возможно.» Говоря о чтении, как об активном виде речевой деятельности, мы не должны забывать, что существует и громкое чтение - это как вторичный вид деятельности в реальной коммуникации. Громкое чтение широко используется для обучения произношению и является обязательным компонентом при объяснении нового языкового материала. Громкое чтение используется, как средство контроля умения учащегося перекодировать зрительные сигналы звуковые на уровне слова, предложения, текста. Из этого можно сделать вывод, что громкое чтение тормозит развитие тихого чтения про себя, так как оно приучает обучающихся к полному развёрнутому проговариванию воспринимаемого материала. Обучение чтению на иностранном языке должно по праву занять принадлежащее ему значительное место. Обучающийся, окончивший среднюю школу, должен уметь читать на иностранном языке. Без овладения этим видом речевой деятельности дальнейшее использование иностранного языка ограничено.

К содержанию обучения чтению можно отнести:

1. языковой и речевой материал разного уровня организации (от слова до звучащего и записанного текста) и правила оформления и оперирования им (лингвистическая информация), элементы языкового опыта, «языковой культуры»;

2. предметное содержание, передаваемое с помощью этих единиц в рамках темы, применительно к ситуации общения, то есть то, о чём мы говорим, читаем, пишем;

3. предметные и умственные действия с иноязычным материалом, на основе которых формируются знания, навыки и умения в русле основных видов речевой деятельности. Исходя из этого, содержание обучения чтению предусматривает следующее:

- овладение лингвистической информацией системой графических знаков, лексическими единицами, их грамматическими признаками, формами выражения синтаксических связей и тому подобное;

- овладение определённой лингвистической информацией, извлекаемой из текста в процессе его распознания и преобразования, то есть воссоздание чужой мысли закодированной в тексте;

- овладение действиями и операциями по распознанию текста. Как и всякая деятельность чтения мотивируется потребность или необходимость в осуществлении обучения через книгу, то есть, как и для чего читать. Отбор и организация текстов для чтения важны как с точки зрения их содержания, так и языковой формы. Они должны быть информативны, по возможности, занимательны. Они должны задавать содержательный план речи и обеспечивать реализацию практических, образовательных и развивающих целей обучения.

Обучение чтению - с профессиональной точки зрения, это массовое обучение и самообучение людей любого возраста индивидуальной творческой деятельности, специально нацеленной на развитие у них стремления и способности. А поскольку чтение - деятельность речевая, то в ней всегда участвует только два индивида: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слышащий. Эту простую истину надо непременно понять и принять, так как пренебрежение его чревато для учителя, а для учеников равнодушием или явным нежеланием обучаться «читать мыслить - читать - чувствовать, читать жить».

2. Виды чтения

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и лёгкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принято решение - читать её или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты; оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читателя довольно высокой квалификации как чтение и владение значительным объёмом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданиям.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей также является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднение в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, повторным перечитыванием частей текста, иногда с отечественным произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путём анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использование в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который по данным С.К. Фоломкиной, составляет 50 - 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтении газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или массиве текстов вполне определённых данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нисхождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определённым частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличия умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него информацию по определённой проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнения, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя С.К. Фоломкина. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения пред текстовых, текстовых и после текстовых заданий. Пред текстовые задания направленные на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно формирование навыков умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решение определённых познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

- они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

- вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста. Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

После текстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использование полученной информации бедующей профессиональной деятельности. Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

1) ознакомительное - изучающее - просмотровое - поисковое;

2) изучающее - ознакомительное - просмотровое - поисковое;

Последний вариант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения. Если речь идёт о чтении как о самостоятельном виде речевой деятельности это такое чтение имеет целью извлечение из текста полной информации. В реальной жизни мы читаем по-разному, и характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследует. Некоторые методисты, например профессор Е.И. Пассов, считает, что это лишь разные цели использования чтения. Существует и слишком много видов информативного чтения и достаточно различать изучающее и поисковое виды чтения. Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформулировать навыки, о которых уже говорилось выше:

- вычленять смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарём;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

- интерпретировать и трансформировать текст и так далее.

Таким образом, можно смело сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьёзных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер. Однако если в теории обучения чтению позиции методистов разных школ близки, то на практике наблюдается значительный разнобой. В отечественной практике обучение чтению часто предлагается такой методический аппарат работы текстами, который формирует лишь умения читать и полным пониманием. Это те умения, которые у нас традиционно формируются очень последовательно и тщательно. В этом случае от обучающихся требуется: знать практически все слова текста, уметь отвечать на вопросы, проверяющие полное понимание текста; уметь пересказывать кратко текст или подробно, от лица главного или второстепенного героя, от лица автора. проектных работ.

2. Формы чтения: обучение чтению вслух и про себя

Выделяют следующие формы чтения: чтение вслух и чтение про себя.

Чтение вслух имеет большое значение для обучения иностранным языкам вообще и в процессе чтения в частности. Чтение вслух позволяет овладеть звуковой системой языка. Коммуникативно-деятельный аспект громкого чтения проявляется через такие его характеристики, как тип деятельности, установка цели. Соответственно можно говорить о следующих подвидах чтения вслух:

-учебное и обычное чтение;

- изучающее;

-просмотровое;

-детализирующее;

-чтение для удовлетворения или для критического анализа.

Подвидами чтения вслух может быть чтение текста со снятыми трудностями; с частично снятыми трудностями, чтение подготовленное, объяснённое, частично объяснённое и не объяснённое. В то же время пароли в учебном процессе, по месту проведения и по организационным формам работы чтения слух подразделяется как тренировочное, контрольное, классное, домашнее, лабораторное, индивидуальное и групповое. Чтение вслух может быть сплошным, выборочным, вспомогательным, основным, медленным, беглым со словарём и без него и так далее

Чтение про себя. Чтение, про себя делится на просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое. Целью просмотрового чтения является выяснение того, о чём идёт речь в книге, рассказе или газете. Чтецу нужно получить общие представления о содержащейся в тексте информации и решить, насколько она важна или интересна.

Ознакомительное чтение выполняет более широкую познавательную задачу - выяснить не только то, что сообщается, но о чём именно сообщается; не только какие вопросы затрагиваются, но и каким образом решаются.

Изучающее чтение имеет место, когда перед чтецом стоит две задачи: максимально полно и точно понять всю содержащуюся в тексте информацию и запомнить полученную информацию для её дальнейшего использования.

Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, о поиске значимой для читающего информации.

Домашнее чтение должно служить осуществлению двух задач:

1) закреплению приобретённых в ходе классной работы навыков и умений чтения;

2) подготовке и выполнению определённого вида деятельности в классе (чтение вслух, устная речь, письмо на основании прочитанного). Нам представляется, что недельное домашнее чтение должно занимать у школьника средней школы не менее двух часов, тем более, что учебные комплекты по всем языкам содержат книгу для чтения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: