Особенности организации занятия
В дополнительном образовании детей.
Ребенок, приходя в учреждение дополнительного образования детей, стремится реализовать следующие потребности в деятельности:
-творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
- познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящей за рамки программ школьного образования;
- коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
- компенсаторные потребности, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;
- профориентационные прагматические потребности воспитанников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
- досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной деятельности в свободное время.
Уход детей из учреждения дополнительного образования связан, в первую очередь, с ошибками педагогов. Наиболее распространенными ошибками педагогов являются:
-заигрывание с детьми, попытка вкрасться к ним в доверие, «подкупить»;
-требование возврата вложенной любви; -выделение «любимчиков»;
-«подкуп» детей-лидеров;
- допущение фамильярного, поощрительного тона в общении;
-подавление индивидуальности, подстраивание ребенка под свой воспитательный эталон;
-навязчивая дисциплина; -деспотичное распоряжение;
- недоверчивый контроль;
- пренебрежение ценностями детского мира;
- плохая организация учебного процесса на занятии;
- постоянное однообразие формы деятельности;
- отсутствие динамики действий и взаимодействия участников образовательного процесса;
- воспитание педагогом детей в целом, а не каждой отдельной личности;
- отсутствие в действиях педагога побуждающих к деятельности факторов;
- отсутствие в течение занятия методов стимулирования детей;
-отсутствие анализа занятия.
Отметим, что в учреждениях дополнительного образования занятия являются не целью, а средством при решении значимых для ребенка проблем.
Занятие-
· Занятие - это форма организации образовательного процесса, характерная для системы дополнительного образования детей, направленная на:
- достижение конкретной дидактической цели;
- реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач;
- на развитие креативных способностей ребёнка;
· Занятие - это специальная форма организации взаимодействия детей и взрослых, направленная на взаимообогощение опыта их созидательной жизни;
· Занятие - это форма организации свободного времени с приобретением знаний, умений, навыков и развитием творческих способностей;
· Занятие- это сотворчество педагога и ученика, основанное на взаимном интересе и уважении друг к другу, при котором педагог готов поделиться своими знаниями и опытом, а ребёнок готов их принять;
· Занятие - это конкретный промежуток времени специально организованного процесса, определяемого потребностями родителя, ребёнка, педагога и образовательной стратегией учреждения.
· Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения задач образования.
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны учащихся.
Любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Цель всех занятий: поднять и поддержать у учащихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Залогом успеха является грамотно выстроенная структура занятия. Модель построения занятия зависит от темы, типа и формы проведения.
Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Различаются следующие типы учебных занятий.
· изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т.д.);
· закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, лабораторные работы и др.);
· самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
Ещё одна классификация типов занятия:
· комбинированные занятия – сочетание различных видов работ (объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и др.)
· теоретические – сообщение нового
· практические – практическая деятельность
· диагностические.
Тема занятия – согласно календарно-тематическому плану. Тема, цель, задачи должны соответствовать друг другу.
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.