Некоторые особенности регулирования инфляции на примере России




При «сбалансированной» инфляции цены на продукцию повышаются, сохраняя между собой прежнее соотношение. В данном случае значение имеет соответствие ситуации на рынках товаров и труда. При сбалансированности уровень доходов населения не понижается, несмотря на то, что ценность накопленных ранее сбережений теряется. При неравном соотношении происходит перераспределение прибыли, имеют место структурные изменения в сфере производства услуг и товаров. Это обуславливается несбалансированностью колебаний цен. Особенно быстро повышается стоимость повседневных товаров неэластичного спроса. Это, в свою очередь, порождает снижение качества жизни и усиление социальной напряженности.

Негативные последствия несбалансированности ситуации с ценами требуют от руководящих аппаратов различных стран проводить координирующую политику. При этом аналитики пытаются выяснить, что лучше: адаптироваться к существующей ситуации или разработать программы по ее ликвидации. В разных странах этот вопрос разрешается по-разному. При анализе ситуации учитывается целый комплекс специфических факторов. К примеру, в Англии и Америке на правительственном уровне приоритет отдается разработке ликвидационных программ. При этом в других государствах ставится задача по созданию комплекса адаптационных мероприятий.

Анализируя меры антиинфляционной экономической политики, можно выделить два подхода к решению проблемы. Один из них разрабатывается современными кейнсианцами, а второй - последователями неоклассической школы. В рамках первого подхода антиинфляционные меры государства сводятся к маневрированию налогами и расходами. Этим обеспечивается влияние на платежеспособный спрос. За счет этого, несомненно, приостанавливается инфляция. Антиинфляционные меры такого характера, однако, также негативно влияют на производство, сокращая его. Это может привести к застою, а в ряде случаев к кризисным явлениям, в том числе к повышению уровня безработицы. Расширение спроса в фазе спада достигается также проведением бюджетной политики. Для его стимулирования снижаются налоговые ставки, внедряются программы капиталовложений и прочих расходов.

В первую очередь низкие тарифы устанавливаются для тех, кто получает невысокие и средние доходы. Считается, что так можно расширить потребительский спрос на услуги и товары. Однако, как показывает практика, такие антиинфляционные меры могут только ухудшить ситуацию. Кроме того, возможности маневрирования расходами и налогами значительно ограничены дефицитом бюджетов.

В соответствии с ней, на первый план выдвигается финансово-кредитное регулирование[13].

Оно гибко и косвенно влияет на сложившуюся ситуацию. Считается, что на антиинфляционные меры правительства должны быть направлены на ограничение платежеспособного спроса. Приверженцы теории обуславливают это тем, что стимулирование роста и поддержание занятости искусственным образом посредством понижения естественного показателя безработицы приводит к потере контроля над ситуацией. Такую программу проводит сегодня ЦБ. Формально он не находится под правительственным контролем. Банк оказывает влияние на рынок посредством изменения в обращении количества денег и ставок процентов по ссудам В рамках современного рыночного режима невозможно ликвидировать все инфляционные факторы (монополии, дефицит бюджета, диспропорции в хозяйстве, ожидания предпринимателей и населения и так далее).

Именно поэтому многие страны вместо попыток устранить ситуацию совсем пытаются умерить кризисные явления, не допустить расширения их масштабов. Сегодня наиболее целесообразно сочетать краткосрочные и долгосрочные антиинфляционные государственные меры. Рассмотрим их подробнее.

Эта система антиинфляционных мер включает в себя: Ослабление влияния внешних факторов. В данном случае задача заключается в уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов зарубежного капитала. Они проявляются в виде краткосрочных займов и кредитов страны для погашения бюджетного дефицита. Установление жестких лимитов по ежегодному приросту денежной массы. Сокращение бюджетного дефицита, поскольку его финансирование путем обеспечения займов ЦБ приводит к инфляции. Данная задача реализуется снижением расходов и повышением налогов. Погашение ожиданий населения, нагнетающих текущий спрос. Для этого должны быть разработаны четкие меры антиинфляционной политики, для завоевания доверия граждан. Руководство страны должно содействовать эффективной работе рынка.

Это, в свою очередь, положительно повлияет на потребительскую психологию. В данном случае к антиинфляционным мерам относятся либерализация цен, стимулирование производства, борьба с монополизацией и так далее. Краткосрочная программа Она направлена на временное замедление инфляции. В этом случае требуемое расширение совокупного предложения без повышения суммарного спроса достигается путем предоставления определенных льгот предприятиям, занимающимся выпуском побочных услуг и товаров дополнительно к основному производству. Часть собственности может быть приватизировано государством, что обеспечит дополнительные вливания в бюджет.

Это значительно облегчает решение проблем дефицита. Кроме того, краткосрочная государственная система антиинфляционных мер снижает спрос за счет реализации большого объема акций новых компаний. Росту предложения содействует импорт потребительской продукции. Определенное влияние оказывает повышение процентных тарифов по ставкам. Оно повышает норму сбережений. Антиинфляционные меры в России В течение нескольких лет ЦБ совместно с Минфином проводил сдерживающую программу. Она состояла в рублевых заимствованиях и последующем последовательном понижении ликвидности доллара на внутреннем рынке. Как показала практика, такая система антиинфляционных мер не смогла обеспечить ценовую стабильность. Более того, их внедрение крайне опасно для страны. Инвестирование в реальное производство стало крайне неразумным выходом из ситуации.

Однако деньги, которые были вытеснены с предприятий, нашли другое направление. Так, отмечался значительный рост стоимости недвижимости, увеличение объемов реализации предметов роскоши и прочих расходов. Вместе с этим прибыльность «горячего» капитала, неоднократно объявлявшаяся ЦБ, существенно изменила мотивации инвесторов. Иностранную валюту стало очень выгодно конвертировать в рубли. Стала усиленно развиваться сфера финансового посредничества. Сегодня в этом секторе наблюдаются максимальные зарплаты, которые не сопровождаются товарным наполнением. Одновременно усилилась зависимость финансовых компаний от внешних источников. Функция национальной валюты при этом стала сводиться только к обслуживанию товарообмена между импортерами и операций на фондовых рынках [14].

Хотя рубль должен был обеспечить расчетные взаимоотношения отечественных подрядчиков и заказчиков. Национальная валюта, таким образом, стала практически невостребованной в российской экономике и подверженной инфляции. Перспективные направления Эффективную борьбу со сложившейся ситуацией многие эксперты видят в стимулировании роста экономики. Этот путь предполагает использование естественных, а потому надежных инструментов регулирования. Когда дополнительные средства становятся востребованы на внутреннем рынке, предприниматель всегда найдет возможность взять деньги в банке собственной страны либо за рубежом. При этом экспортер будет добровольно конвертировать полученную прибыль в национальную валюту. Если же денег в экономике будет с избытком, они будут направлены в банковские вклады или зарубежные инвестиции. Задача эмиссионного центра должна состоять в удержании процентных ставок на заданном уровне для предотвращения больших амплитуд колебания на кредитном рынке. Однако аналитики отмечают, что такая ситуация в России возможна тогда, когда ЦБ станет «нетто-кредитором» для коммерческих банков. В этом случае ему удастся диктовать ценовые условия, а не находиться в зависимости от рынка. Заимствования самого ЦБ также будут необходимы. Однако они должны быть направлены на изъятие временной избыточной ликвидности. Нетто-кредитование будет, таким образом, гарантировать доходность операций на открытых рынках. Это, в свою очередь, обеспечит необходимый антиинфляционный эффект. Госзаймы Они искусственным образом завышают ставки и негативно влияют на финансирование реального экономического сектора. Вместе с этим госзаймы требуют процентных отчислений в пользу инвесторов. В результате они формируют двойной кризисный эффект. В первую очередь, займы замедляют рост предложения, во вторую - повышают платежеспособный спрос. При полном прекращении заимствования будут освобожден ресурсы для усиления товарного производства.

 

Заключение

Безработица и инфляция представляют собой явления рыночной экономики, которые нередко относят к ее «провалам», негативным последствиям, поэтому они на разных этапах развития экономической науки вызывали глубокий интерес у представителей различных школ и течений экономической мысли, продолжают быть предметом беспокойства общества и объектом государственного регулирования.

Масштабы безработицы в неоклассической модели связывались с ростом зарплаты, ее отклонением от равновесного уровня. Эта концепция логично объясняет ситуации на конкретных рынках труда, их сегментах. Но она мало пригодна для объяснения российской безработицы, легализованной в 90-годы, Она состоялась даже при минимальной зарплате, не достигающей прожиточного уровня, в условиях, когда почти треть населения, в том числе и работающего, находилась за чертой бедности, при доле зарплаты в ВВП, более низкой, чем в развитых странах. В России по неоклассической теории должен был наблюдаться дефицит рабочих рук.

Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен -наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. В основе инфляции в России лежат не только монетарные, но и немонетарные факторы. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный, структурный характер инфляции.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не толь макро - и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Безработица выступает на рынке труда как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

программы по подготовке и переподготовке кадров;

программы содействия по найму рабочей силы;

4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое
место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда,

представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

Зависимость между темпами безработицы и инфляции представлена кривой Филлипса. Инфляция здесь выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость. Также необходимо отметить монетаристский и неоклассический методы регулирования инфляции и безработицы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что некоторый уровень инфляции и безработицы необходим, так как это держит рынок в равновесии. Не нужно лишь допускать критических ситуаций, переизбыток любого экономического явления пагубен для экономики в целом.

 

Список литературы:

1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учеб./Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.- 9-е изд., дополненное.-М.: Маркет ДС, 2015.- 416 с.

2. Баранов А. О. Лекции по макроэкономике. - Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2014.- 335 с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: ЮНИТИ, 2000 г. - 675 с.

4. Браун Д. Нестандартная занятость в российской экономике / Д. Браун, И. Ванту, Р. Визан и др.; под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. -М.: ГУ ВШЭ, 2016. - 348с.

5. Бреев Б., Костенко Т., Нанавян А. Экономические последствия
безработицы: оценка потерь. // Общество и экономика. - №5. - 2014.-С.5-10.

5. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс: краткий курс: Пер. с 1-го англ. изд: Пер. с англ. / С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл.2014 - 462 с.

6. Бункина М. К., Семенов А. М., Семенов В. А. Макроэкономика: учебник. - М.: Дело и Сервис, 2014.-324с.

7. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика / под ред. Л. С. Тарасевич а. - СПб.: Экономическая школа, 2015.-398с.

8. Долан Э. Дяс, Линдсей Д Е. Макроэкономика. - СПб.: Литера плюс, 2015.-321с.

9. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - ML: Изд-во МГУ, 2014.-427с.

10. Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2015.-367с.

11. Оценка кривой Филлипса в России. URL: https://lirt.hse.ru/news/18055796.html

12.: Макроэкономика: Безработица. Причины и виды безработицы. Последствия безработицы.) [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.ereport.ru/articles/macro/macro12.htm

13. Инфляция-Экономическая теория (Иохин В. Я.) [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.be5. biz/ekonomika/e014/13. htm

14. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии: автореф.... докт. юрид. наук / В.Н. Карташов. М., 2014.-378с.

15. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика / Л.Н. Красавина, В.Я. Пищик. М., 2013. -357с.

16.. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / Д.А. Керимов. М., 2013. -457с.

17. Лаврушин О.И. Инфляция и антиинфляционная политика в России.

М.,2014. 437с.

18. Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. - 5-е изд. - М.: ИД ГУ- ВШЭ, 2015.-357с.

19. Линкевич Е.В. Финансовая политика государства и ее роль в управлении инфляцией / Е.В. Линкевич // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (22). С. 33-45.

20. Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: учебное пособие / М.Ю. Малкина. М., 2012. -387с.

21. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект / В. Ольшевский // Вопросы экономии. 2014. № 6.-С.11-25.

22. Розмаинский И. В. Сравнительный анализ теорий кривых Филлипса: (методологические аспекты с точки зрения посткейнсианского подхода) Эконом, веста. Ростов, гос. ун-та. -2014.-Т. 4. - № 1. - С. 48-60.

23. Российский статистический ежегодник. 2014: стат. сб. - М.: Гос. ко­митет Российской Федерации по статистике, 2014.-357с.

24. Россия в цифрах: крат. стат. сб. - М.: Гос. комитет Российской Федерации по статистике, 2015.-378с.

25. Рамазанов Д.И. Инфляция: политический аспект / Д.И. Рамазанов // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2015. № 1. С. 362-387.

26. Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции / Н.А. Саттарова // Финансовое право. 2013. № 2.-С.12-24.

27. Саттарова Н.А. Правовое государство и антиинфляционное законодательство / Н.А. Саттарова // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 3.-С.65-78.

28. Сухарев О.С. Инфляция и институты: новый методологический подход и рекомендации для экономической политики / О.С. Сухарев // Финансы и кредит. 2015. № 41. С. 2-15.

29. Чугурова Т.В. Процессуальные формы защиты публичных интересов в российском праве: дис.... канд. юрид. наук / Т.В. Чугурова. Самара, 2014. -357с.

30. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики [Электронный ресурс]- Режим доступа: www. gks. ru

31. Сайт Федеральной службы по труду и занятости [Электронный ресурс]- Режим доступа: www. rostrud. Info

32. Федеральная служба государственной статистики// Официальная статистика/Рынок труда, занятость и заработная плата/Трудовые ресурсы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#

33. Щеглов А. Кривая Филлпса, или еще о достоверности эконометрических гипотез. URL: https://yablor.ru/blogs/krivaya-fillipsa-ili-esche-o-dostovernosti-ekonome/414430

 

 

Приложение 1

Динамика уровня инфляции в России за 1991 - 2016 годы выглядит так:

Годы Годовая инфляция в России* Ставка рефинансирования, на конец года (%) Ключевая ставка на конец года (%)**
  7,3 (май) - ** 11,0 (май)
  12,90 8,25 11,0
  11,36 8,25 17,0
  6,45 8,25 5,50
  6,58 8,25 -
  6,10 8,00 -
  8,78 7,75 -
  8,80 8,75 -
  13,28 13,0 -
  11,87 10,0 -
  9,00 11,0 -
  10,91 12,0 -
  11,74 13,0 -
  11,99 16,0  
  15,06 21,0 -
  18,8 25,0 -
  20,1 25,0 -
  36,6 55,0 -
  84,5 60,0 -
  11,0 28,0 -
  21,8 48,0 -
  131,6   -
  214,8   -
  840,0   -
  2508,8 80,0 -
  160,4 25,0 -

 

Приложение 2

По данным Банка России инфляция за апрель 2016 года (по отношению к соответствующему периоду 2015 г.) составила 7,3 %. Инфляция постепенно начинает снижаться, так:

месяцы 2016 года месячная инфляция в России Ключевая ставка на данный месяц (%)
январь 2016 года 9,8 11,0
апрель 2016 года 7,3 11,0

 

Приложение3

 

Таблица 1

Инфляция и безработица в РФ (2000-2012 гг.)

 

Год              
Инфляция 20,1 18,8 15,06 11,99 11,74 10,91  
Безработица 10,6 9,0 7,9 8,2 7,8 7,1 7,1
Год              
Инфляция 11,87 13,26 8,8 8,78 6,1 6,58 -
Безработица 6,0 6,2 8,3 7,3 6,5 5,5 -

 


[1] Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учеб./Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина.- 9-е изд., дополненное.-М.: Маркет ДС, 2015.-С.157.

[2] Долан Э. Дяс, Линдсей Д Е. Макроэкономика. - СПб.: Литера плюс, 2015.С.168.

[3] Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика / под ред. Л. С. Тарасевич а. - СПб.: Экономическая школа, 2015.С.172.

[4] Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - ML: Изд-во МГУ, 2014.С.102.

[5] Линкевич Е.В. Финансовая политика государства и ее роль в управлении инфляцией / Е.В. Линкевич // Экономика: теория и практика. 2015. № 2 (22).С.33.

[6] Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции / Н.А. Саттарова // Финансовое право. 2013. № 2С.12.

[7] Розмаинский И. В. Сравнительный анализ теорий кривых Филлипса: (методологические аспекты с точки зрения посткейнсианского подхода И (Эконом, веста. Ростов, гос. ун-та. -2014.-Т. 4. - № 1.С.49.

[8] Малкина М.Ю. Инфляционные процессы и денежно-кредитное регулирование в России и за рубежом: учебное пособие / М.Ю. Малкина. М., 2012.С.14.

[9] Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - ML: Изд-во МГУ, 2014.С.108.

[10] Красавина Л.Н. Регулирование инфляции: мировой опыт и российская практика / Л.Н. Красавина, В.Я. Пищик. М., 2013.С.157.

[11] Сухарев О.С. Инфляция и институты: новый методологический подход и рекомендации для экономической политики / О.С. Сухарев // Финансы и кредит. 2015. № 41.С.4.

[12] Лаврушин О.И. Инфляция и антиинфляционная политика в России.М.,2014.С.167.

[13] Саттарова Н.А. Правовые средства регулирования инфляции / Н.А. Саттарова // Финансовое право. 2013. № 2.С.24.

[14] Рамазанов Д.И. Инфляция: политический аспект / Д.И. Рамазанов // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2015. № 1.С.363.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: